Работа на тему Формирование навыка чтения и пути совершенствования качества чтения
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МОУ АДОЕВШИНСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КАРПОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА
План.
1.Введение.
1.1.Актуальность данной темы.
2. Основная часть.
2.1. Общее понятие термина «навык чтения».
2.2. Компоненты, входящие в состав навыков чтения.
2.3. Формирование навыка чтения.
2.4. Совершенствование качества чтения.
а) работа над осознанностью чтения
б) развитие скорости чтения
в) система работы над правильностью чтения
г) работа над выразительностью чтения
3. Заключение.
3.1 Исследования
6. Библиография
7. Приложение.
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Чтение – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс, будет доставлять ему, мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению по другими предметам, так как чтение – навык общеучебный.
Чтение, по словам многих учёных педагогов, психологов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение», - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и сознательность".1 « Чтение, - продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя".2 Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной литературе, к переодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка. его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развитие эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет не усидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие сколько мука. Если ребёнок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Я считаю, что данная тема актуальна в настоящее время. Уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно – эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием. Воспитание сознательного читателя в начальной школе, предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развития начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определённой самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусства слова. В содержании обучения чтению должны развиваться все его линии: усвоение форм, видов и способов чтения; формирование понимания литературы; расширение круга чтения; связи чтения со всеми видами речевой деятельности.
Рассмотрим чтение с психологической и психолингвистической точки зрения. Известные психолингвисты и психологи рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный целенаправленный процесс передачи и приёма сообщения. Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение в устной или письменной форме. Чтение относится к письменным видам общения, как и письмо, а устная речь (говорение) и слушание реализуют устные формы общения. Говорение и письмо - как продуктивные виды деятельности, выдающие информацию. Они опираются на речеслуходвигательный анализатор в слушании и чтении. Задействованы слуховой и зрительный анализаторы. Речевая деятельность, а следовательно и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание и речевые механизмы. какова структура речевой деятельности? Первый её уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения младшего школьника являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книг. Второй уровень деятельности – ориентировочно – исследовательский уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Третий уровень любой деятельности – исполнительский. Результатом, продуктом действий с текстом становится понимание его смысла. Предметом речевой деятельности является мысль, а результатом – её понимание. Смысловое восприятие текста также неоднозначно. Психолингвисты различают четыре этапа. Первый – смысловое прогнозирование (угадывание последующих частей); второй – «вербальное сличение», то есть опознание графических образов. Третий этап – определение смысловых связей. Последний этап – результат всей проделанной работы. Итак, исполнительский уровень – это завершающий уровень коммуникации. Механизм осмысления текста описан психологами А.А. Смирновым, А.Н. Соколовым, Н.И. Жинкиным.. Оно происходит тремя путями:
1) расчленение материала на темы, группировка текста по смыслу;
2) выделение смысловых опорных пунктов (слов);
3) замена текста какими-либо наглядными образами – схематическим рисунком, знаком.
Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого текста. Важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос. Важна развитая память (долговременная и краткосрочная) и, главное, мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла, а следовательно это понимание образного и логического содержания, осмысление логических связей, содержания и основной мысли. При чтении молча отсутствует внешняя речь. Этот фактор влияет на темп чтения. Темп чтения при чтении молча значительно выше, ибо исключаются два анализатора – слуховой и речедвигательный, что ускоряет чтение молча.
Формирование навыка чтения и совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», можно представить в виде схемы:
Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определённое действие при контролирующем участии сознания, а определение термина навык – как умения достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон, которые охватываются терминологическим словосочетанием «навык чтения». Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, полуавтоматически или совсем автоматически. Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определённый путь развития, образуют ещё более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон – смысловой, которым обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её. При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определённого класса важно стремиться к тому, чтобы приучать одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого. Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённое содержание, заключённое в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
1)значение большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
2) содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
3) предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей;
4) основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учёт двух планов содержания текста:
1) фактического, предметного плана;
2) смысла предметного плана.
Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия. значения слов, предложений, абзацев. Смысл предметного плана – это то, о чём всё это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель. Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп чтения. Каждый из этих компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие её стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения:
1)побуквенно;
2) отрывистое слоговое;
3) плавное слоговое;
4) плавное слоговое, с целостным прочтением отдельных слов;
5) чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные. Их я отрабатывала и побуждала детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания.
Правильность чтения выражается в том. что ученик избегает или , напротив, допускает:
а) замены;
б) пропуски;
в) перестановки;
г) добавления;
д) искажения;
е) повторение букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте;
ж) правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Одни ошибки появляются из-за непонимания или искажённого понимания текста. Другие - непониманием значения прочитываемого слова и смысла предложения. Третьи возникают из-за нетвёрдого усвоения учеником графического образца каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы. Четвёртые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы; делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо уделять особое внимание вопросам формирования навыка чтения. Во время букварного (основного) периода обучения грамоте и происходит собственно научение детей чтению, которое начинается с работы над слогами «слияниями», над слогами с изученными буквами.
Стремясь помочь ребёнку, я невольно придумала условные знаки: а, у, о – эти звуки надо потянуть. Общая «шляпка» над буквами - надо слить эти звуки: на, со, ку. Точка над буквой означала «стоп», нельзя тянуть: рак, мост, кран. Удивительно, но этот нехитрый приём помог ученику овладеть чтением.
Кроме индивидуального чтения, на уроке присутствовало хоровое чтение, напечатанного на доске. Чтобы заинтересовать детей проводила чтение в игровой форме: «Поймай шары» (См. приложение 1) или «Путешествующие слоги» (слог путешествует так, чтобы получилось слово) и другие.
Каждый урок начинаю с речевой разминки. Сложность разминки зависит от возраста детей:
би-бе-ба-бо-бу-бы,
ри-ре-ра-ро-ру-ры,
ста-сто-сту-сты-сти.
В работе над артикуляцией хорошо помогают скороговорки, считалки. На первом этапе беру короткие, а затем сложные скороговорки:
Шашки на столе, шишки на сосне;
Три сороки на пороге, три вороны на воротах.
Работая со скороговорками, отрабатывается чистота звука. Большое внимание уделяю постановке голоса и дыхания.
1. Чтение шёпотом:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
2. Чтение шёпотом:
арка арца арла арча арта арща арса арша3. Чтение громко, быстро.
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Все эти упражнения помогают сформировать навык чтения.
После того как учащиеся освоили элементарную грамоту, они могут читать, используя весь алфавит. Для того, чтобы подготовить детей к осмыслению текста при самостоятельном чтении, я привлекала слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего. Главное, чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст. Первое, с чего я начинала – это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чём говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывало внимание детей к целому тексту. Формирование видеть заголовок и понимать его роль я осуществляла с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Работали по такому порядку: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось?), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему: проверить себя (перечитать текст), соединить заголовок с текстом.
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формировались и с помощью таких упражнений, как работа с деформированным текстом, подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста. Такую работу я начинала в конце первого класса и продолжала во втором классе.
Для того, чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую в четвёртом классе метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. данная работа принесла желаемый результат. дети ориентируются в содержании текста, понимают простейшие обобщения, умеют обсудить прочитанное. Осмысливание читаемого – главная цель чтения, характеризующая его качество, поэтому на достижение её я направляла все те средства, которые ускоряли и углубляли процесс понимания.
Работу над скоростью чтения я начинаю с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Дети должны за 1 секунду запомнить «сфотографировать». В первом классе давала такие задания:
1. Найди (сфотографируй) лишнюю букву а, о, в, у, и.
2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко, ло.
3. Найди лишнее слово:
река слон
речка лев
ручей мак
ручка тигр
Для улучшения качества и одновременно скорости чтения вела работу по развитию у детей периферического чтения. Я использовала упражнения с буквенными и цифровыми таблицами. Сначала мы работали с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву), а потом два знака, затем три. (См. приложение 2). Дети считывали таблицу, удерживая взгляд в её центральном квадрате. На это отводилось 90 секунд. Скорость считывания у всех была разная. Со временем она увеличивалась. Работу по одной таблице я проводила до тех пор, пока ребёнок не выучивался считывать все знаки. Только тогда переходили к следующей таблице. В начальный период обучения чтению использовала упражнения с фиксацией зрения на средней линии (см. приложение). Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм и 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается до 55 мм, 60 мм и так далее. Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое необходимо для развития поля ясного видения. Во 2-4 классах, при чтении объёмных произведений средней линией, делю слова, которые необходимо прочитать с доски и которые, при самостоятельной работе над текстом, трудны для восприятия. Например: почувствовали. В упражнении «Финиш» ставлю задачу читать текст до ответа на поставленный вопрос. Вопрос пишу на доске. Дети дочитывают до ответа и поднимают руку. Каждый ребёнок старается первым дойти до финиша.
Для развития скорости и гибкости на уроках чтения использую упражнение « Буксир». Я читаю текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают, тот же текст, про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются менять скорость и ритм адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем несколько превышает скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать от учителя. Проверку внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляю путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторении его. Дети должны одновременно с учителем остановиться, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку. А иногда прошу продолжать чтение какого-нибудь ученика.
Упражнение «Молния» заключается в чередовании в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 секунд (вначале) до двух минут. Это упражнение я использую для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
В четвёртом классе провожу упражнение «Спринт». Цель упражнения: тренировка в скорочтении. На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.
Ускорению чтения ещё способствует умение антиципировать. Например:
Кончил дело …
Тише едешь …
Выработке беглости чтения способствует и работа с решёткой. (См. приложение 3).Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. Перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста. дети, воспринимая видимые в окошках элементы текстов должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.
На скорость чтения оказывают влияние повторы прочитанного. В первом классе я применяла приём чтения с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого слога. Это исключает повторы, ускоряет чтение. Такое упражнение провожу индивидуально.
Одним из важнейших компонентов, входящих в состав навыка чтения, является правильность чтения. Предпосылкой правильности чтения является выработка внимания к слову и его частям. С этой целью даю для чтения на определённое время слова и словосочетания. Воспитываю внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода, водный; белый, бельё; родина, родной; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем, но с одинаковым окончанием: чистота- частота, девушка – дедушка, булка – белка). Для упражнений использую разные части речи. Например, если дети встречаются в тексте с трудным словом, громоздким по структуре, перед чтением текста оно должно быть прочитано. Для того чтобы помочь прочитать слово безошибочно, делю его на более лёгкие структуры: вместо него сначала предлагаю слова с тем корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился. Ошибочно дети читают непонятные для них слова. Поэтому до чтения выясняем значение слова.
Для тренировок в правильности чтения использую приём взаимопроверки. Ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. С помощью сигнальной карточки дети показывают, кто прочитал правильно, а кто допустил ошибки.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего слова, забыл первое слово. В данном случае я работаю со зрительными диктантами по системе И.Т. Федоренко (см. приложение 4). Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов. Система Федоренко отрабатывает навык чтения, формирует умения работать с небольшим текстом: осмысливать текст. Предложения пишутся печатными буквами на доске. Дети пишут их на листочках. Зрительные диктанты должны писаться на листочках. дети читают их молча. Я начала такую работу со 2 класса. На запись предложений одного набора обычно уходит от пяти до семи минут. Если дети не успевают запомнить предложения, то на следующий день эту работу снова повторяем. И так до тех пор, пока все дети этот набор не будут писать самостоятельно. Только после этого переходим к следующему набору. дети стали лучше усваивать смысл предложений.
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребёнок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения, по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет. Часто младший школьник не может сказать, какое он испытывает чувство, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации. Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, нужно убедиться в том, что он понял тему. Основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении, пережил сам эти события, поставив себя на место героев, представил ясно, чётко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей. Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.
Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание. Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Вопросу развития речи и развитию выразительности чтения я придаю огромное значение, так как выразительность, которая основана на вдумчивом анализе текста и применения основных положений искусства чтения, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. Способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя, определить это состояние, соотносить героя с его поступками, проникнуться сочувствием, симпатией или антипатией к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух. Формируются умения следующим образом. После первичного чтения определяем общую эмоциональную направленность произведения или состояние героя, отношение к нему. Работая с текстом при повторном чтении, соотносим героев с их поступками, определяем эмоциональное состояние каждого по ремаркам – словам действующих лиц или автора. Следующая ступень более сложная – определение скрытых чувств подтекста. Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. А помочь в этом могут пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения (см. приложение 5).
Разные виды работ над текстом также способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и инсценирование текста или отрывка, и чтение «в лицах», и выборочное чтение, когда учащиеся получают задание прочесть предложение с заданной интонацией: вопросительной, восклицательной, просящей и так далее. Особенно выразительны в произведениях диалоги. Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий человек выражает свои мысли и детей является постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний.
Я в своей работе использую такую последовательность: самостоятельное выделение логических ударений, анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла читаемого текста и объяснении своего выбора. Например: всё вторит весело громам;
всё вторит весело громам;
всё вторит весело громам.
С первых дней обучения в школе при чтении рассказов, сказок, стихов, басен ввожу упрощённые знаки, которые являются помощниками в формировании навыков выразительного чтения (см. приложение 6).
В заключении хочу сказать, что интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно – познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
Цель моей работы – показать систему работы по формированию навыка чтения и совершенствованию качества чтения. Только систематическая, кропотливая работа может дать желаемый результат.
Для наиболее эффективного обучения с первых дней учителю совершенно необходимо иметь достаточно полное представление о степени подготовленности детей по чтению.
В первые, дни пребывания ребёнка в школе, я считала целесообразным зафиксировать умения и навыки по чтению. В итоге получилась такая картина:
1) не знали буквы 3 человека;
2) знали все буквы 1 человек;
3) знали несколько букв 1 человек;
4) читала по слогам 1 девочка.
№
п/п Фамилия, имя не знает буквы
знает буквы частично Знает
все
буквы читает
по
слогам читает целыми словами
1. Бусарев В. + 2. Левушкин А. + 3. Мельникова К. + 4. Титова Е. + + 5. Тихонова А. +
Передо мной встала задача - познакомить детей с буквами. Видеть разницу между буквами и звуками. Отличать гласный звук от согласного. Я должна была научить детей плавному слоговому чтению. Преследуя данную цель, я много работала по слоговым таблицам, использовала дополнительные пометы. На уроках широко использовала игровые моменты «Помоги Незнайке», «Остров сокровищ» и другие. Сведения о развитии детей, о степени их подготовленности по чтению помогли мне наиболее правильно организовать занятия, рационально использовать дидактический материал. Так как у троих детей были отклонения в произношении, то я на каждом уроке проводила упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции. Гукасян Артём при чтении постоянно допускает повторы. В первом классе индивидуально проводила приём – чтение с закладкой. Это исключает мимолётную регрессию. Во втором и третьем классе чтобы преодолеть повторы выбирала трудные слова и записывала их на доске для прочтения. От слогового чтения дети постепенно перешли к чтению целыми словами, а сейчас и группами слов. На конец первого класса ниже нормы читает 1 ученик, но у него прослеживается небольшой рост. Уровень сформированности навыка чтения можно проследить по таблицам. Все дети читают осмысленно, многие – выразительно.
Проверка техники чтения в 1 классе в конце года (май).
Текст: «»
Норма слов в конце 1 класса 30 – 40 слов в минуту
№
п/п Фамилия, имя читает
по слогам слог +
целое слово целыми словами читает без ошибок пропуск,
замена, искажения повторы слова, слога ошибки в окончаниях, ударение выразительное чтение осмысленность чтения количество слов
1. Бусарев В. + + + 27
2. Левушкин А. + + + 46
3. Мельникова К+ + + + 36
4. Титова Е. + + + + 43
5. Тихонова А. + + + + 40
Анализ входной контрольной работы.
Число проверенных учащихся 5 чел.
Понимают прочитанное 5 100%
Способ чтения
Читают по слогам 1 20%
Читают по слогам и целыми словами -
Читают целыми словами 480%
Правильность чтения
Без ошибок 1 20%
Пропуск, замена, искажения 4 80%
Постановка ударения -
Ошибки в окончаниях слов -
Темп чтения
Ниже нормы 1 20%
В норме 2 40%
Выше нормы 2 40%
Выразительность чтения
Выделение при чтении важных слов, соблюдение пауз 3 60%
Нахождение интонации, соответствующей содержанию 3 60%
Проверка техники чтения во 2 классе в первом полугодии (сентябрь)
Текст: Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».
Норма слов 30 – 40 слов в минуту
№
п/п Фамилия, имя читает
по слогам слог +
целое слово целыми словами читает без ошибок пропуск,
замена, искажения повторы слова, слога ошибки в окончаниях, ударение выразительное чтение осмысленность чтения количество слов
1. Бусарев В. + + + 30
2. Левушкин А. + + + + 49
3. Мельникова К+ + + + 34
4. Титова Е. + + + + 54
5. Тихонова А. + + + + 46
Анализ входной работы.
Число проверенных учащихся 5 чел.
Понимают прочитанное 5100%
Способ чтения
Читают по слогам -
Читают по слогам и целыми словами -
Читают целыми словами 5 100%
Правильность чтения
Без ошибок 2 40%
Пропуск, замена, искажения 2 40%
Постановка ударения -
Ошибки в окончаниях слов 1 20%
Темп чтения
Ниже нормы -
В норме 2 40%
Выше нормы 3 60%
Выразительность чтения
Выделение при чтении важных слов, соблюдение пауз 4 80%
Нахождение интонации, соответствующей содержанию 4 80%
Библиография.
1.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.: Аркти, 2001.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991.
3. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. – М.: Педагогика, 1980.
4. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И.,Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. – М.: Педагогика, 1997.
6. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Контрольные работы в начальной школе по чтению. М.: Дрофа, 1997.
7. Плюснина Е.М. Обучаем чтению// Начальная школа – 1995. -№11.- С. 30.
8. Беспалова Я.В. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения//Начальная школа – 1994. - №6.- С.46.
9. Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно//Начальная школа – 2001. -№6. – С.24.
10. Ионова Е. Н. Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее// Начальная школа – 2000. - №2. –С28.
11. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе//Начальная школа – 1999. - №10. – С. 55.
12. Фомина Л.Н. Материалы к урокам чтения// Начальная школа – 2002 - №2. – С.102.
13. Юшкова Л.М. Совершенствование навыков чтения//Начальная школа – 1989. -№5. – С.15.
14. Гритчина Н.М. Ещё раз о навыках чтения// Начальная школа – 1994. - №2. – С.64.