ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А.Сухомлинский писал:
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир
и самих себя…»
К сожалению, в современном мире наблюдается тенденция потери детьми интереса к чтению. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст – на экране, на бумаге или в спроецированном виде прямо на сетчатке глаза. Но оно становится другим: нелинейным и некнижным.
Текст тоже становится другим: звучащим, движущимся. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Эти интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие – живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, самом благотворном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека.
Почему тот или иной ребенок не любит читать? У этого ребенка не сформирован тип правильной читательской деятельности, он не овладел читательской самостоятельностью. Основным условием воспитания у детей интереса к чтению и книгам является сформированный у них широкий читательский кругозор.
Процесс чтения – это процесс думанья над книгой до чтения (Что и как я тебе расскажу, если ты меня прочитаешь? Хочешь ли ты это узнать?), в процессе чтения (Ты хорошо слышишь, что я тебе рассказываю? Понимаешь ли меня? Запоминаешь, о чем я говорю тебе? Переживаешь сказанное – слушаешь охотно?) и после чтения (Что же ты понял? Запомнил? Узнал? Насколько нужно тебе все это? Какой вывод для себя делаешь?). Такова логика правильной читательской деятельности. Ее надо обязательно соблюдать в работе с ребенком. К ней надо младших школьников приучать, поскольку книга, если ее правильно рассмотреть и над ней вовремя подумать, сама обеспечивает даже начинающему читателю так называемую цельность восприятия литературного произведения. Учащиеся, овладев «думаньем» над книгой, постепенно приучаются к углубленному прочтению и восприятию текста уже с первого раза.
«Цель обучения чтению – приучить детей к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе!»
К.Д.Ушинский
Разнообразие формы работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в разрешении этих проблем.
Работа над дыханием.
С первых дней учебы исподволь знакомлю детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Без дыхания не может быть и звука. Нельзя говорить, не наполнив предварительно легкие воздухом. Воздух должен оставаться в легких даже после произнесения слова. Отсюда возникает необходимость постоянного пополнения запаса воздуха в наших легких по мере расходования его во время речи. Овладение навыками правильного дыхания важно не только для свободного владения своим голосом, его хорошего звучания, но и для предохранения голосовых связок от переутомления. Следовательно, умение правильно дышать – залог не только хорошего звучания голоса, правильного звучания речи, но и здоровья.
В целях практического овладения правильным процессом дыхания, я использую следующие упражнения. На самом первом уроке в первом классе разучиваю с детьми комплекс дыхательной гимнастики (выполняется и стоя, и сидя):
1. Исходное положение – вставать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.
2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.
3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.
4. Повторить 2-3 раза, стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.
Упражнение «Свеча»:
Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.
Упражнение «Именинный пирог»:
Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами, как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следите, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.
Упражнение «Ароматный цветок»:
Представить, что нюхаете ароматный цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок!»
Упражнение «Пилим дрова»:
Дети поворачиваются лицом друг к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется при выдохе, движение руки на себя – при вдохе. Следить, чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом.
Упражнение «Шарик»:
Сделать глубокий вдох носом, при этом руки широко расставлены в стороны. Медленно выдыхая, соединять руки. На выдохе произносить звук /с/, имитируя свист лопнувшего шарика.
Аналогичные упражнения: «Злая собака» - звук /р/, «Комарик» - /з/, «Пчела» - /ж/, «Самовар» - /пых/…
Работа над артикуляцией звуков.
Работа над артикуляцией звуков так же важна. Овладение правильной артикуляцией каждого звука требует от ребенка умения владеть своим речевым аппаратом. Особенно важное значение в образовании каждого конкретного звука имеет положение языка, который обладает большой гибкостью и подвижностью. Язык может легко двигаться вверх-вниз, назад-вперед, может занимать во рту любое положение, менять форму, и в результате различного положения языка создаются различные звуки. Немаловажное значение в образовании конкретного звука имеют также губы, так как от изменения положения губ изменяется и звук. Разнообразие гласных звуков создается, с одной стороны, изменением места и подъема языка и, с другой, изменением формы губ. Основное положение образования гласных звуков: язык не соприкасается ни с верхней челюстью, ни с твердым или мягким небом, что обеспечивает звуку свободный проход через полость рта. Для закрепления навыков артикуляции гласных звуков я провожу следующее упражнение: выставляю на доске гласные буквы И Э А О У Ы и предлагаю произносить их медленно, четко, следя за правильным положением губ. Добиваюсь четкости произношения, правильной артикуляции каждого звука, не забывая о вдохе. Упражнение можно выполнять всем классом, по группам и индивидуально. Ученики, имеющие дефекты речи, занимаются дополнительно.
Предлагаю детям такое упражнение: «Произнесите звук /а/ и, продолжая произносить его, медленно соберите губы в кружок. Вы убедитесь, что звук /а/ перейдет в /о/; соберите губы еще больше в хоботок – получится звук /у/.
Для улучшения развития органов речи я провожу следующие упражнения:
1. Упражнение для развития подвижности нижней челюсти.
Быстро и легко без звука отбрасывать вниз нижнюю челюсть. Челюсть отбрасывается без напряжения лицевых мышц, язык должен лежать спокойно, не горбиться, слегка прикасаясь кончиком к нижним зубам. При малоподвижной челюсти следует производить движения вверх0вниз, пока учащиеся не добьются легкости в движении.
2. Упражнения для развития подвижности губ.
- Растянуть губы в улыбку и потом стянуть их в хоботок, как для звука /у/;
- Круговые движения губами: собрать губы в хоботок и двигать ими вправо-влево, вверх-вниз;
- Широко открыть рот так, чтобы обнажились верхние и нижние зубы, и потом снова собрать губы в хоботок;
- Почесать верхнюю губу нижними зубами.
3. Упражнение для тренировки языка.
- Сделать язык «трубочкой»;
- Пощелкать языком, подражая цоканью лошади;
- Часто-часто выбрасывать язык изо рта и втягивать его в рот, проделывая это упражнение со звуком и без звука.
- «Колечко»: завернуть язык в колечко;
- «Проколи щеку»: перемещать язык от одной щеки к другой, стараясь «проколоть» ее;
- «Змейка»: вытягивать язык вперед, заостряя его кончик.
Каждое упражнение в 1 и 2 классе провожу ежедневно, до получения нужного результата. Большинство недостатков речи у учащихся падает на произношение согласных звуков. Приведу пример, как я работаю над артикуляцией звуков /в/, /ф/:
- Произнести 3 раза /ф/, произнести 3 раза /в/
- Сделав вдох, произнести: фи, фэ, фа, фо, фу, фы.
- Сделать вдох, произнести: ви, вэ, ва, во, ву, вы.
- Сделав вдох, произнести: фи-ви, фэ-вэ, фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы.
Только внимательное отношение к артикуляции каждого звука, ежедневная тренировка разовьет язык, сделает его послушным, гибким.
Работа над литературным произношением.
Требование выработать у учащихся «точную», ясную и красивую речь предполагает не только усвоение навыков правильной артикуляции звуков, но и усвоение норм правильного литературного произношения. Правильное произношение помогает учащимся скорее и глубже освоить и правильное правописание.
Каковы нормы нашего литературного произношения?
Звуки не всегда произносятся так, как они обозначаются на письме. Объясняется это фонетическими законами, свойственными языку, а именно:
1. Гласные звуки в русском языке звучат ясно только под ударением, безударный гласный теряет свою ясность - редуцируется: вода /а/.
2. Звонкий согласный звук уподобляется (ассимилируется) последующему глухому звуку, т.е. оглушается: сказка /с/.
3. Глухой согласный звук уподобляется последующему звонкому звуку, т.е. озвончается: молотьба /д,/.
4. Твердый согласный звук уподобляется последующему мягкому согласному звуку, т.е. смягчается: нянчить /н,/.
5. Свистящий согласный звук уподобляется последующему шипящему звуку, т.е. становится сам шипящим: сжать /ж/, сшить /ш/.
6. Согласные звуки /д/, /т/ полностью уподобляются последующим звукам /ч/, /ц/, т.е. произносятся как сдвоенный звук /чч/ или /цц/: летчик /чч/, двадцать /цц/.
7. Все звонкие согласные звуки на конце слова оглушаются гриб /п/.
Объясняя детям правильное произношение слова, обязательно останавливаюсь и на объяснении правил правописания. Как известно, наибольшее количество ошибок приходится на правило правописания безударных гласных. Поэтому объяснение произношения безударных гласных я совмещаю с объяснением правописания безударных гласных, это помогает детям глубже понять орфографическое правило, объяснить его, закрепить его на практике. Орфоэпию в работе необходимо постоянно соединять с орфографией.
Выразительные средства.
Главными средствами выразительности звучащей речи являются: логическое ударение, пауза, интонация.
Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. слово, которое заключает в себе основной смысл высказывания, на котором фиксируется внимание слушателя. Ударное слово – это основной смысловой центр, это тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя:
Мой любимый город Скопин.
Мы сегодня были в музее.
Как в слове от перемены ударения меняется или теряется значение самого слова, так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания (замок – замок, дорогой – дорогой, мука – мука – изменился смысл; хлебом – хлебом, город –город – потерялся смысл слова).
«Ударение, попавшее не на свое место, - писал К.Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить».
В саду расцвела белая сирень.
Как я даю учащимся понятие логического ударения? Пишу предложение на доске и предлагаю детям прочитать это предложение в ответ на вопросы:
1. Что расцвело в саду? В саду расцвела белая сирень.
2. Где расцвела белая сирень? В саду расцвела белая сирень.
3. Какая сирень расцвела в саду? В саду расцвела белая сирень.
4. Что сделала белая сирень в саду? В саду расцвела белая сирень.
Могу с уверенностью сказать, что большинство детей, не зная никаких правил выделения слов с логическим ударением, прочтут предложение правильно, так как они сознательно будут отвечать на конкретный вопрос. Такая работа по постановке вопросов к одному и тому же предложению покажет детям, что главным словом в предложении может быть любое слово, в зависимости от того, что говорящий хочет сказать. Давая ученикам понятие «логическое ударение», я говорю, что поставить в предложении логическое ударение, это значит решить «что я хочу сказать», «какой образ я хочу вызвать у слушателя».
Работу по формированию у школьников умения слышать важные по смыслу слова в предложении, находить их в тексте, выделять при чтении я начинаю с 1-го класса. Практическим путем формирую у первоклассников представление о логическом ударении как средстве выразительности устной речи и чтения. Хорошим материалом для обучения школьников акцентному выделению являются пословицы, поговорки, загадки. Например:
Кто не работает, тот не ест.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Выделению при чтении с помощью голоса ключевых слов ученики обучаются и на материале стихотворных текстов. В результате анализа текста дети учатся выделять важные слова, раскрывающие тему произведения. Учитель дает задания, направленные на выявление понимания содержания текста, осознание картин, представленных в произведении. Например, к стихотворению А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» даю задание:
«Прочитайте, какие чудеса творит «волшебница зима». Дети читают:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою…
При чтении текста М. Пришвина «Деревья в лесу» противопоставляются описания ели и березы:
Ели // повесили громадные, тяжелые лапы. Березы склонились и некоторые даже / согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломается, а береза // чуть что – и склоняется. Ель // царствует.., а береза // плачет.
При чтении стихотворения Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором…» учитель задает вопрос:
«Как идет Мороз и что он делает»? Дети читают:
…Идет - по деревьям шагает.
Трещит по замерзлой воде…
По веточкам палицей бьет…
… Хвастливую песню поет…
Пауза.
Роль паузы в выразительности речи исключительно велика. Под паузой обычно понимается перерыв, временная остановка голоса при чтении. Но это только формальная сторона паузы, ее внешнее проявление в речи. Пауза – это остановка голоса, но не мысли. В паузе мысль работает еще более напряженно, чем во время самой речи, говорящий как бы подыскивает наиболее яркие, убедительные слова для воздействия на слушателя, для более верной, точной передачи своего отношения к тому, о чем он говорит.
Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказываемого, а зачастую лишает фразу всякого смысла. Например, в стихотворении А.Пушкина «Зимнее утро» автор пишет:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. // Веселым треском
Трещит затопленная печь.//
Дети могут прочитать:
Вся комната янтарным блеском. //
Озарена веселым треском. //
Трещит затопленная печь. //
Бессмысленное чтение такого рода происходит от непонимания учеником того, о чем он читает. Поэтому при работе со стихотворным или прозаическим текстом вместе с детьми сначала обсуждаем прочитанные строки, а потом расставляем паузы. ( //-точка, многоточие; / - запятая, точка с запятой).
Интонация.
Человек в своем общении с людьми воздействует на собеседника не только тем, что он говорит, но тем, как он говорит. Когда мы говорим с кем-нибудь, мы всегда имеем определенную цель. Отсюда очевидно: меняется цель произнесения предложения, изменяется смысловое значение произносимого, изменяется и интонационное звучание текста. Нельзя учить интонации вообще. Чтобы выразительно прочесть предложение, надо прежде всего задать себе вопрос: для чего необходимо сказать эти слова; какая цель их произнесения.
Как я знакомлю учащихся с понятием «интонация» и ее практическим значениям?
1. Напишу на доске цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Прошу ученика прочитать эти цифры четко, ясно. Он назовет каждую цифру, не вкладывая в свой ответ какого-либо особенного дополнительного отношения к этим цифрам.
Теперь меняю обстоятельства: посчитай количество «двоек», полученных тобой за неделю. С каждой цифрой голос будет звучать все глуше, интонация грустнее.
Снова меняю задачу: перечисли количество «пятерок», полученных за день. Чем их больше, тем больше светлеет лицо, тем ярче разгораются глаза, тем громче и звонче звучит голос, т.к. в интонации голоса мы услышим радость, удовлетворенность.
2. Пишу на доске слово «дождь» и прошу произнести его при следующих обстоятельствах:
- мы всем классом собрались на экскурсию в лес, долго готовились и вдруг …дождь;
- уже месяц нет дождя, в огороде сохнет, погибает весь урожай и вдруг…дождь.
3. На доске пишу предложение: Библиотека открыта.
Даю детям задание:
- тебе надо поменять книгу, спроси у друга, сможешь ли ты это сделать? В этом случае предложение будет произнесено с вопросительной интонацией.
- библиотека была закрыта несколько дней, все уже давно прочитали свои книги и с нетерпением ждут, когда библиотека откроется, и вот она открылась. Предложение будет произнесено с восклицательной интонацией.
Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга (интонация, логическое ударение, паузы, темы, сила и высота голоса). Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Вот некоторые примеры заданий:
Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, ласку).
Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложения с сочувствием, восхищением и дай оценку.
Прочитай передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, удивления, огорчения).
В работе над выразительностью речи большую помощь мне оказывают скороговорки. Начинаю с более простых скороговорок и постепенно перехожу к более сложным.
Например:
Проворонила ворона вороненка.
1. Прочитайте медленно, четко произносите каждое слово.
2. Начни читать тихо, постепенно увеличивая силу голоса, закончи громко.
3. Начни громко, постепенно переходя на шепот.
4. Ответь на вопросы:
- Кого проворонила ворона?
- Кто проворонил вороненка?
- Что сделала ворона?
5. Прочитайте с грустной интонацией, с радостью, зло, с тревогой, с вопросительной интонацией.
6. Прочитать 3 раза с увеличением скорости.
Современный курс «Литературное чтение» решает два важнейших для начальной школы вопроса: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Особое место здесь занимает анализ лирического произведения. Лирика выражает субъективные переживания автора. Ученики на уроках анализа лирического произведения не остаются равнодушными: с удовольствием рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. Работает весь класс. Приятно слушать выразительное чтение стихотворений учащимися.
На таких уроках они учатся интерпретировать художественные произведения, тем самым развивая устную речь, воображение, обогащая словарный запас.
Анализ поэтического текста уже в начальной школе, по моему мнению, оказывает помощь не только детям, но и учителям литературы среднего и старшего звена, ведь интерпретация стихотворения – один из ведущих типов сочинений в старших классах.
На таких уроках я большое внимание уделяю развитию навыков выразительного чтения стихотворения. Под руководством учителя дети подчеркивают в стихотворении слова, на которые падает логическое ударение, указывают карандашом длительность пауз. Также перед чтением обговариваем с детьми, с какой интонацией, каким голосом нужно читать определенные места. Так как в классе 22 человека, а читать хочется всем, практикую чтение хором, при этом настраиваю детей на то, чтобы они при чтении слушали друг друга.
Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение – высшая форма проявления способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно если это сочинение по лирическому произведению.
На уроках чтения после полного анализа стихотворения предлагаю детям написать сочинение прозаическим языком.
Перед письмом сочинения ведется большая подготовительная работа. Дети выделяют главную мысль каждой части стихотворения, пересказывают каждую строфу прозаическим языком. После работы над отдельными строфами ученики пишут сочинение. В ходе такой работы они подбирают синонимы, учатся строить предложения.
Чтобы дети глубже поняли главную мысль стихотворения, предлагаю им проиллюстрировать стихотворение. Перед иллюстрированием дети рисуют словесную картину по каждой части.
Работа над стихотворением (анализ, выразительное чтение, письмо сочинения, иллюстрирование) способствуют не только развитию речи, но и эмоционально-эстетическому развитию ребенка.
МОУ «Вослебовская СОШ»
«Формирование навыка выразительного чтения на уроках литературного чтения».
Учитель начальных
классов Павлова Е.А.