Презентация к выступлению на педсовете Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников


ПодготовилаБрагова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ «НОШ №238» Ленинского района г. СаратоваФормирование навыков выразительного чтения у младших школьников Необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач школьного обучения. Выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. К тому же, являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения. Но что же такое выразительное чтение? По словам К. Станиславского, выразительное чтение – это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать - значит проникать в смысл произведения, в образ слова. Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей - не одно и тоже. В первую очередь сам учитель должен владеть мастерством выразительного чтения, так как в начальной школе непосредственное восприятие, происходящее при первом знакомстве с произведением, чрезвычайно важно. От того, выразительно или уныло, «бледно» прочитано литературное произведение, зависит отношение к нему слушающих, так как здесь решается вопрос: понравится или не понравится произведение. Потеря этого важного момента окажется безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности. Исправить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создать правильно. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов:Дыхательная гимнастикаРазноголосое чтение (прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока)Упражнения на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом)Отработка темпа чтения (произносим быстро, умеренно, медленно)Упражнения на дикцию (скороговорки)Приём подражания учителю Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения 1.     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.         Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.     Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).  Выдох со счетом.         Использование скороговорки (хором):Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).      Медвежата.Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.Мам, меду б нам,Мам, молока б нам.         В лифте.Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.         Ручка в зубахНапиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
2.     Отработка дикции.Работа над скороговорками - можно выделять цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например:Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.- начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например:         Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.



Игры«Лошадка» - цоканье«Почисти зубки» - кончиком языка с закрытым ртом чистим зубки.«Качели» - водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад.И другие. 3.     Интонационная разминка.формирования трёх умений·       Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.·       Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).·        Ставить логическое ударение в предложении.   Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Как меняется смысл предложения?Вывод. « Логически ударное» слово уточняет смысл  всего предложения.



Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников – очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Заключение Развитие навыков чтения будет эффективным, если в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложняя их, создавать условия для развития творческих способностей на уроке и во внеурочное время. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного выразительного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Спасибо за внимание!