Методическая разработка раздела программы по литературному чтению о братьях наших меньших
Управление образования администрации
городского округа город Выкса Нижегородской области
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по литературному чтению
«О братьях наших меньших»
2 класс
(УМК «Школа России»)
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
городского округа
город Выкса
Ширшкова Елена Васильевна
город Выкса
2014 г.
Содержание
1. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3 – 6
2. Цели и задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 – 8
3. Психолого-педагогическое обоснование выбора содержания
раздела. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 – 10
4. Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной
программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
5. Образовательные технологии 12-18
6. Обоснование используемых в образовательном процессе
технологий, методов и форм организации деятельности
учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 – 22
7. Система знаний и система деятельности . 24-26
8. Календарно - тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . 27-29
9. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Пояснительная записка.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, вводит в мир художественной литературы и помогает осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно – эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувство, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно – информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно – образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
В настоящее время в нашем обществе особенно остро стоит проблема нравственного здоровья людей. Особенно разрушительно это сказывается на молодом поколении. Младший школьный возраст – это благодатная почва для того, чтобы посеять семена добра, милосердия, любви и понимания того, что мы «в ответе за тех, кого приручили». Поэтому формирование нравственных качеств личности является одним из приоритетных направлений. Это определяет актуальность разработки данного раздела образовательной программы.
Новизна заключается в том, что разработана система уроков с использованием разнообразных технологий, форм, методов и приёмов, формирующих нравственные качества учащихся.
Раздел программы представляет собой систематизированный методический материал, составленный с учётом методических требований, что позволит вести работу целенаправленно и планомерно, так как в нём отражён системный подход, который определяет содержание работы.
Содержание раздела программы направлено на формирование и воспитание у младших школьников нравственных качеств.
Для реализации раздела программы используется учебно-методический комплект «Школа России», включающий :
Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных школ в 2-х частях. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., М., «Просвещение»,2013г.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь, 2 класс./ Бойкина М.В., Виноградовская Л.А.
Литературное чтение. Рабочие программы, 1-4 класс / Климанова А.Ф., Бойкина М.В.
Литературное чтение. Поурочные разработки.2 класс / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Структура раздела программы.
Работа проводится в три этапа:
1. Подготовительный (краткое ознакомление с содержанием и целями раздела; постановка нравственной проблемы; актуализация имеющихся знаний).
2. Основной (знакомство с творчеством писателей, развитие навыков выразительного беглого чтения , умение делить текст на смысловые части, озаглавливать и составлять картинный план; обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; воспитывать чувство ответственности и любви к «братьям нашим меньшим»).
3. Заключительный (повторение и обобщение знаний изученного материала: творческие работы, тестирование, сообщения по изученным темам).
На изучение раздела программы отводится 9 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации раздела программы 8-9 лет.
К концу изучения раздела программы учащиеся должны
знать:
- названия, содержание изученных произведений, их авторов (М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, Б. С. Житков, В. В. Бианки), жанры изученных произведений, морально – нравственные законы, принятые в обществе.
уметь:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту; прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста; оценивать события, поступки героев; читать осознанно текст художественного произведения; участвовать в анализе содержания; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять творческую работу (сочинение сказок); определять тему и главную мысль произведения, от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить на смысловые части, составлять простой план; различать жанры (сказка, рассказ, басня, стихотворение); определять построение, характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения; -участвовать в диалоге; -формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрациями; определять эмоциональный тон персонажа; проводить лексическую работу; определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса; отвечать на вопросы по тексту; выделять в тексте слова автора, действующих лиц.
В качестве проверки результативности обучения на каждом уроке даются задания на проверку усвоения новых знаний: выборочное чтение, чтение по ролям, деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания, подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
2. Цель и задачи раздела «О братьях наших меньших».
Цель:
знакомство с произведениями русских поэтов и писателей о животных в разделе «О братьях наших меньших» и воспитание гуманного отношения к природе.
Задачи:
- развивать речь школьников и формировать навык чтения в результате работы над произведениями «О братьях наших меньших»;
- формировать творческую активность детей в процессе работы над произведениями «О братьях наших меньших»;
- воспитывать нравственные чувства через чтение художественных
произведений о животных.
3. Психолого-педагогическое обоснование.
Без знания психолого – педагогических особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастом невозможно добиться положительных результатов в работе. Поэтому при разработке раздела образовательной программы я учитывала психологические особенности младших школьников.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно – ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
По степени овладения познавательными процессами в моём классе можно выделить три группы учащихся.
Первая группа (3чел. – 12%) характеризуется высоким уровнем развития наглядно - образного мышления: выделением существенных свойств и отношений предметов, способностью к обобщению предметов. Дети способны к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. Наблюдается умение выделять учебную задачу и превращать её в цель деятельности. Хорошая концентрация внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой. Учащиеся данной группы проявляют любознательность. Хорошо развита память.
Вторая группа (16 чел. – 64 %) – это обучающиеся со средним уровнем развития. Такие операции мышления, как обобщение и классификация выполнены на среднем уровне. Хорошо развита память. Способны концентрировать внимание. Учащиеся данной группы старательны, мало отвлекаются. Волевые установки в норме.
Обучающиеся первой и второй групп способны к ответственному поведению. У них наблюдается произвольная регуляция поведения в учебных и других ситуациях. Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи.
Третья группа (6 чел. – 24 %) – это обучающиеся с низким уровнем развития. Такие операции мышления, как обобщение, классификация выполнены на низком уровне. Учащиеся данной группы испытывают трудности при воспроизведении инструкций, переключении внимания с одного вида деятельности на другой. Отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью во время выполнения заданий. При выполнении заданий требуется контроль и помощь со стороны взрослого.
При подаче материала учащимся обязательно соблюдение следующих психолого – педагогических принципов:
единства образовательного и воспитательного процессов;
рефлексивного обучения;
принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
В процессе изучения раздела «О братьях наших меньших» ученики получают знания о природе, животных из различных источников: слово учителя, текст художественных произведений, иллюстрации, дополнительная литература, электронные информационные носители.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающие основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлечёнными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно – эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Система заданий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, - что даёт возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников.
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приёмов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно – художественного произведения.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы.
В результате изучения раздела учащиеся должны приобрести обще - учебные умения, навыки и способы деятельности:
По предмету
Называть произведение, автора, тему, жанр.
Делить текст на смысловые части.
Составлять план к прочитанному.
Пересказывать текст по плану.
Читать литературные произведения правильно, осознанно и выразительно.
Сопереживать героям произведения, эмоционально откликаться на прочитанное.
Самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях.
Учебно-познавательные умения
Выделять главное и существенное.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать образное мышление и воссоздающее воображение.
Коммуникативные умения
Уметь сотрудничать и работать в коллективе, группе.
Участвовать в совместном принятии решения.
Личностные
Умение организовывать свою деятельность.
Творчески решать поставленные задачи
Способность к самоконтролю.
Коммуникабельность.
5. Образовательные технологии.
Применение инновационных педагогических технологий позволяет наиболее полно реализовать задачи современного образования - создание совокупности условий развития обучающихся, которая обеспечивает в будущем их готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.
Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения известна благодаря авторам Л.В.Занкову, Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову. На уроках литературного чтения используются элементы названной технологии.
Из системы развивающего обучения используются принципы:
- обучение ведется на высоком уровне трудности;
- огромную роль играют теоретические знания учащихся;
- учащиеся сами осознают ход умственных действий;
- учитель обращает внимание на развитие внимания каждого учащегося.
Используется гибкая структура урока, процесс познания строится "от ученика", используется прием коллективного поиска информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей. Задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития.
Технология проблемного обучения
Включает такие этапы:
- осознание общей проблемной ситуации;
- ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
- решение, выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку.
- проверку правильности решения.
Такое обучение основано на получении учащимися знаний, при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. На уроках по окружающему миру учащиеся отвечают на вопросы, требующие исследовательской деятельности, практической работы, работы со словарями, энциклопедиями, используют метод сравнения и обобщения. В технологии проблемного обучения выделяются правила создания проблемных ситуаций.
1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладение новыми умениями.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении.
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
4. Ученик сам ставит проблему, и сам решает ее (исследовательский метод).
В своей педагогической деятельности я сознательно использую технологии проблемного обучения, так как считаю, что в процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
Технология игрового обучения
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Понятие педагогические игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разнее ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная, психологическая коррекция в игре происходит естественно.
Игра - это и развлечение, она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости.
Игра для учащихся начальной школы - один из основных видов деятельности ввиду возрастных особенностей.
Я уделяю большое внимание играм, понимая их большую значимость в процессе обучения и воспитания школьников.
В своей педагогической практике я использую различные виды игр и игровых упражнений. Так, например, проводится урок-путешествие, урок - сказка, урок - КВН. Во внеклассной работе часто проводятся ролевые и деловые игры . На уроках литературного чтения используются дидактические игры, которые включаются в ход урока и помогают детям понять новое, закрепить изученное, переключить внимание, снять напряжение. Игры развивают интерес к работе, придают уверенность в своих силах, учат общению.
Технология исследовательского обучения
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы.
С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащимся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовывать деятельность ученика и признавать ее ценность для окружающих, для сверстников.
Здоровьесберегающие технологии
Внедрение в обучение здоровье сберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшается психологический климат в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Здоровье сберегающие технологии – это совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья , направленные на сохранение здоровья и приучение учащихся к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на – природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность.
Достигается через - учет особенностей класса ( изучение и понимание человека), создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.
Технология личностно-ориентированного обучения
Под личностно-ориентированными технологиями принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель- ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
-разноуровневый
-индивидуальный
-дифференцированный
-субъективно-личностный
Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке. К ним относятся: дискуссия, групповая работа, ролевая и деловая игра и т. д.
Групповая работа помогает также решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой. Групповая работа предполагает взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.
Индивидуальные формы работы развивают самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учетом степени целеустремленности, работоспособности, интересов, склонностей. Достоинства этой формы работы – самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществление хорошего контроля.
Фронтальная форма работы – управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жестком контроле учителя.
6.Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. В моём классе присутствуют сильные дети и дети с низким уровнем интеллектуального развития. Несмотря на сложности, стараюсь проводить целенаправленную работу по развитию речи учащихся. В системе работы над развитием связной речи я использую разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над произведением (первичное чтение, выборочное чтение, составление картинного плана, деление текста на смысловые части).
Например, во 2 классе при изучении раздела «О братьях наших меньших» изучается произведение Б. С. Житкова «Храбрый утёнок». В своей работе над данным произведением я использую следующие формы работы: чтение трудных слов сначала по слогам, затем целыми словами, работа над скороговоркой для развития речи учащихся. Далее перехожу к изучению произведения «Храбрый утёнок». Использую словесные методы художественное чтение, беседа. При изучении нового материала я использую словесные методы (повторное чтение текста, когда учащиеся не просто читают текст, а находят нужные отрывки (инсерт), отмечая у себя в учебнике, необходимый для ответа материал. Кластер использую как практический метод (составляем картинный план по произведению). Дети рисуют иллюстрации к каждому эпизоду рассказа. Подобная работа ведётся при изучении произведений М. М. Пришвин «Ребята и утята», В. В. Бианки «Музыкант». При изучении данных произведений дети находят значения незнакомых слов в словарях и справочниках (верста, завалинка, медвежатник). При изучении произведения Е. И. Чарушина «Страшный рассказ» я также использую метод многократного чтения текста, используя различные интонации, провожу словарную работу. На этапе закрепления я провожу межпредметную связь с окружающим миром, где подготовленный ученик делает сообщение о еже. Далее мы на уроке повторно читаем произведение выразительно, выделяя законченные смысловые части (их 6). Затем дети подбирают заголовки к каждой части. В тетради по литературному чтению записываем получившийся план, которым учащиеся пользуются при подготовке к пересказу.
На уроках литературного чтения я использую интерактивную мультимедийную систему, которая имеет свои преимущества. Дети к уроку готовят небольшие сообщения с презентацией (изучая раздел «О братьях наших меньших, мои ученики рассказывали о жизни и повадках зверей). Также при изучении стихотворения А.Шибаева «Кто кем становится?» я давала задание «Найди пару». Ученики быстро справились с заданием. Также ученики с интересом выполняют задания «Исключи лишнее», исправь (добавь) текст. При изучении данного раздела программы использование мультимедийного оборудования мне очень помогло при просмотре видеофрагментов о животных. Ученики получили много новой информации о «братьях наших меньших», которой нет в учебной литературе.
Подготовительные задания на уроках литературного чтения включают в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизирует речевую и мыслительную деятельность детей. Задания составлены по принципу увеличения сложности. Так при изучении произведения В. В. Бианки «Музыкант» слабым учащимся я предложила отгадать загадки о медведе. Средним учащимся я предложила разгадать кроссворд о животных (ключевое слово медведь). Сильным учащимся было дано творческое задание «расшифруй». Учащиеся пользуясь шифром, зачёркивали нужные буквы (ответ медведь). При подготовке к изучению данного произведения учащиеся пользовались интернетом (искали ответ на вопрос Что вы знаете о медведе?).
При изучении темы обобщение по разделу «О братьях наших меньших» учащиеся знакомились с загадками на данную тему, читали рассказы, в которых авторы описывали животных. Анализируя произведения, рассказывали, какое настроение передалось им, находили сравнения (эпитеты), которые были использованы в рассказах. Ребята делились своими впечатлениями, сравнивая описания и поведение животных, использованные в рассказах с поведением животных в действительности. Дети пробовали сочинить свои рассказы на тему “Моё любимое животное”.
Итогом изучения раздела стал заключительный урок по данной теме, на котором дети показали хорошие знания изученных произведений, рассказали о жизни разных животных. Учащиеся показали хорошие результаты при проведении игр «Отгадай название рассказа», «Убери лишний персонаж», «Расскажи по картинке». В ходе урока была организована выставка работ учащихся по данной теме (рисунки, сообщения о животных, загадки, шарады на данную тему). При подготовке к заключительному уроку учащиеся пользовались справочной литературой, интернет – технологиями, учебником, просматривали фильмы о животных.
В целях повышения речевой культуры учащихся стараюсь использовать в своей работе упражнения лексического характера. Они направлены на расширение активного словаря детей, на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов, через раскрытие богатства лексических значений слова. Одним из приемов работы над значением слова является объяснение его значения через иллюстрацию употребления его в тексте произведения.
Особое место на уроках литературного чтения я уделяю развитию речи, отработке выразительного, правильного, беглого темпа чтения и умению правильно задавать вопрос и правильно отвечать на заданный вопрос. Учу детей слушать и слышать другого человека. Использую такие формы работы как работа в паре и в группе.
На уроках литературного чтения я стараюсь проводить разные виды словарной работы, способствующие развитию речи детей и обогащение их словарного запаса. В группу упражнений входят: работа с синонимами, антонимами, работа с толковым словарём. В учебнике “Литературное чтение” содержится большое количество слов, которые хотя и понятны детям, но находятся в их пассивном запасе. Поэтому необходимо активизировать книжную лексику, научить младшего школьника употреблять в своей речи слова из разных стилей литературного языка. Для расширения читательского кругозора, обогащения словарного запаса, повышения скорости чтения, дети читают художественные произведения различных жанров и содержание записывают кратко в читательский дневник. Один раз в неделю на уроке чтения я выделяю время учащимся, где дети демонстрируют оформленные читательские дневники, кратко пересказывают рассказы и сказки, читают стихотворения.
Использование разнообразных технологий, методов, форм организации работы на уроках литературного чтения показал, что использование различных приёмов и методов работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Речь учащихся становятся более выразительной и эмоциональной, повышается скорость техники чтения. Учащиеся могут более правильно и точно сформулировать свой ответ не только на уроке литературного чтения, но и на других уроках.
7. Результаты исследования познавательной сферы обучающихся.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 7.Система знаний и система деятельности.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
Программа по литературному чтению включает все основные жанры: стихи, народные и литературные сказки, рассказы, басни и драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношениях друг к другу, труду, к Родине.
1).Познавательная деятельность.
В процессе работы над текстом художественных произведений учащиеся читают вслух и про себя, воспринимают на слух звучащую речь собеседника, используют приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений. У детей развиваются интеллектуальные мыслительные операции: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия.
Учащиеся осуществляют постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному чтению целыми словами вслух. Постепенно увеличивая скорость чтения. Постепенно развивается умение перехода от чтения вслух к чтению про себя.
2). Преобразующая деятельность.
Через данный вид деятельности дети познают отношения «Человек- природа-общество». Дети прогнозируют содержание раздела «О братьях наших меньших», высказывают своё мнение, отношение к событиям и героям произведений. Учащиеся сравнивают героев в произведениях, характеризуют их, используя текст произведения.
3).Общеучебная деятельность.
Через различные методы учения учащиеся активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Дети используют различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях. У детей развивается готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения. Каждый ученик имеет право излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Учащиеся учатся задавать вопросы и отвечать на них по содержанию текста. Они объясняют значение разных слов с опорой на текст, с помощью толкового словаря. Организуясь в группы и в пары, сравнивают героев в произведениях, характеризуют их, используют текст. Учащиеся осваивают разные виды чтения текста: выборочное, ознакомительное изучающее. Совершенствуется монологическая речь учащихся с опорой на авторский текст, на предложенную тему; целенаправленно пополняется активный словарный запас. Дети также осваивают сжатый ( краткий) пересказ прочитанного или услышанного произведения.
4). Самоорганизующая деятельность.
Учащиеся овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств её осуществления. У детей формируется умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Также формируется умение понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в этих ситуациях. Дети учатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, а также развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Также очень важным является для учащихся первой ступени осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении; умение создавать собственный текст сказки на основе художественного произведения, иллюстраций и на основе личного опыта. Таким образом, учитель помогает сформировать у младших школьников духовную потребность в книге как средства познания мира и самопознания.
8. Календарно-тематическое планирование.
Раздел программы «О братьях наших меньших» (10часов)
№
Дата
Тема урока
Тип урока
УУД
Формы контроля
Домашнее задание
1.
Б.Заходер
«Плачет киска в коридоре»
И.Пивоварова
«Жила –была собака..»
Урок изучения нового материа
ла
Уметь прогнозировать
содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Чтение своих стихотворе
ний
С.128-129
Выразитель-
ное чтение стихотворе
ний.
2.
В.Берестов «Кошкин щенок».
Урок изучения нового материа
ла
Уметь прогнозировать
содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Выразитель
ное чтение стихотворе
ний
с.130-131
выразительно читать, придумать рассказ о животном, составить план к своему рассказу.
3.
Домашние животные
Урок изучения нового материа
ла
Уметь прогнозировать
содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Рассказы детей, выразитель
ное чтение
С.132-134
Выучить наизусть любое стихотворение о животных
4.
М.Пришвин «Ребята и утята».
Урок изучения нового материа
ла
Уметь прогнозировать
содержание текста по его заглавию, выбирать виды деятельности на уроке.
Выразитель
ное чтение
С.134-136 подготовить выразитель
ное чтение
5.
М.Пришвин «Ребята и утята».
Урок овладе-
ния ЗУН
Уметь прогнозировать
содержание текста по его заглавию, выбирать виды деятельности на уроке.
Выразитель
ное чтение
Подготовить пересказ текста Урок
овладе
ния ЗУН от имени ребят
6.
Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
Урок овладе-
ния ЗУН
Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.
Пересказ текста от имени ребят
С.136-138
Подготовить рассказ о еже.
7.
Б.Житков «Храбрый утёнок»
Урок
овладе
ния ЗУН
Познакомить с творчеством Б.С.Житкова; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.
Пересказ
С.139-141,
Выполнить задание 4 на с.141
8.
В.В.Бианки
«Музыкант»
Урок
овладе
ния ЗУН
Познакомить с творчеством В.В.Бианки; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев.
Краткий пересказ , тестирова
ние
С.1462-145 выразительно читать, подготовить пересказ
9.
В.В.Бианки
«Сова».
Урок
овладе
ния ЗУН
Познакомить с рассказом В.В.Бианки; развивать память, внимание , навыки чтения.
пересказ
С.146-150
Составить рассказ по картине с.151
10.
Обобщение по разделу « О братьях наших меньших»
Урок
овладе
ния ЗУН
Развивать память, внимание, мышление, речь, прививать, любовь к чтению.
Игра- соревнова-
ние
Выполнить задание на с.151.
9. Список литературы
1. Амонашвили Ш.А Личностно – гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990.
2. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий. // Начальная школа, 1979, № 4.
3. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995, № 1.
4. Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
5. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии, 1987, № 4.
6. Гримак Л.П. резервы человеческой психики: Введение в психологию активности – М.: Политиздат, 1987
7. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: Философские, психологические и педагогические истоки: науч. - метод. пособие. М.: Глобус, 2009.
8. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальное школе.: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
9. Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению к учебнику Головановой М.В., Климановой Л.Ф. – М: Вако, 2009.
10. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Родная речь: учеб, для 2 кл. нач.шк.: в 2 ч., ч1- 2-е изд., - М.: Просвещение, 2009
11. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Концепция и программы для начальных классов. Школа России.: в 2 ч., ч1 - 3-е изд., - М.:Просвещение, 2009.
Ресурсы интернета
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Нравственное воспитание на уроках чтения в начальной школе.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Современные технологии в начальной школе.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уроки с оглядкой (о приёмах на стадии рефлексии).
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уроки психологии в начальной школе.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Root Entry