Методическая разработка раздела раздела образовательной программы Влияние занятий баскетболом на развитие координационных способностей учащихся 9 классов.


Влияние занятий баскетболом на развитие координационных способностей учащихся 9 классов.Выполнил учитель физической культуры МБОУ Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ» Бурсин Д.Л. Содержание работы1. Пояснительная записка2. Цели и задачи раздела3. Психолого-педагогические особенности детей 13-15 лет4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы5. Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности обучающихся.6. Система знаний и система деятельности7. Календарно-тематическое планирование раздела программы8. Разработка урока9. Выводы10.Список литературытекст Пояснительная запискаБаскетбол- командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника.В баскетбол нельзя играть со слабо развитыми координационными способностями, так как они помогают игроку осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Пояснительная запискаКоординационная способность – это способность целесообразно координировать движения ( согласовывать, соподчинять, организовывать их единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации. Цели и задачи темы Цель Изучение использования игры баскетбол и ее элементов как средство развития координационных способностей учащихся. Задачи Выявление изменения уровня развития координационных способностей через занятия баскетболом.Разработка комплекса командных подвижных игр и подтверждение его эффективности для координационных способностей учащихся. Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Анатомо-физиологические особенности учащихся 9 классовУсиление роста позвоночникаУвеличиваются возбудимость и лабильность мышечной тканиПрирост силы Прирост выносливости к динамической работе Ожидаемые результаты Научатся быстро реагировать на изменения в игровой ситуацииСмогут укрепить свое здоровье, развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции) Научатся строить отношения с товарищами в команде с позиции этической культуры спортивного коллектива. Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности обучающихсяМетодыФормыТехнологиисловесныйнаглядныйигровойсоревновательныйметод строго регламентированного упражнениятеоретические и практические занятиясоревнованиетестированиесамостоятельное изучениездоровьесберегающиедеятельностныепроектныеиктдифференцированный и индивидуальный подход Система знанийПравила игрыОсновные термины в баскетболеСанитарно-гигиенические требования к урокуЖесты судей в баскетболеРазметка игровой площадки Система деятельностиДиагностика исходного уровня двигательных качествРабота по развитию координационных способностейТестирование результатов. Сопоставительная динамикаАнализ результатов Календарно-тематическое планирование раздела программыСпортивные игры – баскетбол, 8 часов№ Тема урокаМесяц, неделя1Правила техники безопасности. Ловля и передача мяча.Октябрь 2 неделя2Броски после ведения, после ловли.Октябрь 2 неделя3Переводы при ведении с изменением направления.Октябрь 3 неделя4Виды передач двумя руками на средние расстояния.Октябрь 3 неделя5Комбинация: Ведение, остановка, бросок, подбор, ведение два шага бросок. Октябрь 4 неделя6Передача мяча в парах в движении с сопротивлениемОктябрь 4 неделя7Штрафной бросок.Октябрь 5 неделя8Учебная игра.Октябрь 5 неделя Разработка урока по теме «Передача мяча в парах в движении с сопротивлением» Уровень учащихся: 9 классМесто урока в теме: изучается после темы «Ведение, два шага, бросок»Тип урока: комбинированныйОборудование: мячи баскетбольные, конусы Цель урока Совершенствование передач мяча различными способами Задачи урока: Образовательная:Совершенствование техники ведения мяча в движенииСовершенствование передачи мяча в движении с сопротивлениемОздоровительная:Укрепление мышц спины и стопыУкрепление опорно-двигательного аппарата, вестибулярного аппарата, сердечно- сосудистой системы, дыхательной системы и ЦНСРазвивающая:Развитие координационных, скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливостиВоспитательная: Воспитание целеустремленности, спортивного азарта, взаимовыручки, поддержки, дисциплинированности, а так же умение самостоятельно принимать игровые решения Ход урокаЧастьурокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияВводно-подготовительная часть 12 минут1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.1 мин.Наличие спортивной формы, обуви.2. Ходьба:на носках;на пятках;на внешних и внутренних сводах стопы;ходьба ускоренная.6-8 мин.6-8 мин.6-8 мин.6-8 мин.Следить за осанкой. Подбородок поднять Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ЧастьурокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияВводно-подготовительная часть 12 минут№1. сжимать и разжимать пальцы рук в сочетании с наклонами головы; №2. круговые движения кистью, сжатой в кулак, влево и вправо;№3. круговые движения предплечьями;№4. Круговые движения руками0,5 круга 0,5 круга0,5 круга0,5 кругаУпражнение выполнять с силой.Круговые движения выполнять с максимальной амплитудой движения. Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЧастьурокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияВводно-подготовительная часть 12 минут3. БегОбычный спиной впередс поворотами на 360о остановка прыжкомпередвижение приставными шагами в стойке баскетболиста (левым и правым боком);2 круга1 круг 2 круга1 круг-соблюдать дистанцию, следить за дыханием-1 свисток-поворот на 360о,2 свистка -остановка прыжком-спина прямая скользящее перемещение Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияВводно-подготовительная часть 12 минут4.Упражнения для укрепления мышц живота и спины№1. наклоны вперед – назад №2. наклоны вперед – назад с касанием пяток (2/2);№3. повороты туловища №4. «скручивание» 5-6 раз4-6 раз 8 раз8 раз5.Бег обычный, чередование прыжков на одной ноге с бегом, бег с ускорением.2 кругаСоблюдать дистанцию следить за дыханием.6.Ходьба Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияВводно-подготовительная часть 12 минут7.Упражнения для укрепления мышц ног и связок голеностопного сустава:№1. перекаты с пяток на носки;№2. широко расставив ноги, сделай выпад вправо и левым локтем коснись правой стопы и то же в другую сторон8 раз 8 раз 8.Разбор мячей Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияВводно-подготовительная часть 12 минут1.Упражнения с мячамипередача мяча из руки в руку;передача мяча вокруг туловища;подбросить мяч вверх и, хлопнув перед собой в ладоши, поймать - второй хлопок за спиной;«восьмерка».8 раз8 раз 8 раз  6 разМяч ладони не касается.Не допускать касание мячом туловища.Не терять мяч Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияОсновная часть 31 минута1.Упражнения для закрепления техники ведения мяча:ведение мяча левой и правой на месте;ведение мяча левой и правой сидя и лежа на полуведение мяча в ходьбе, в полном приседе;ведение мяча медленным бегом;с изменением направления и скорости (обводя конусы);5 мин. - толкай мяч, но не ударяй;-перевод мяча с левой на правую руку осуществляется по свистку- мяч придерживай - веди мяч немного перед собой, сбоку;- держи голову поднятой и не наклоняй сильно туловище, веди мяч без зрительного контроля; Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияОсновная часть 31 минута2.Подвижная игра «Выбей мяч у партнера»4 минСоблюдение правил игры.Девочки и мальчики играют на разных половинах площадки.3. Перестроение в две колонны1 минРазделить класс на девочек и мальчиков4. Упражнения для совершенствования техники передачи мяча передача мяча различными способами в движении с атакой кольцапередача мяча в парах с сопротивлением защитника с атакой кольца1-3 мин  7 минпередачи без ведения, следить за пробежкой Разбиться на тройки. Защитник встречает от средней линии площадки. Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияОсновная часть 31 минута5.Подвижная игра «Мяч ловцу»5 мин.Соблюдение правил игры подведение итогов6.Игровые упражнения на координацию:одновременно круговое поглаживание правой рукой живота, а левой рукой головыпоглаживание головы правой рукой и левой рукой постукивание по бедру1 мин.Построение в два круга.Концентрация вниманияЗадание можно усложнить за счет «выключения зрения» или смены рук.7. Подвижная игра «Хокпал»5 мин.Соблюдение правил игры Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Часть урокаСодержание учебного материалаДозировкаОрганизационно-методическиеуказанияЗаключительная2 минуты8.Повторение правил и жестов судейства игры баскетбол:неправильное ведение;умышленная игра ногой;задержка мяча;нарушение при перемещении;перерыв в игре;два очка;персональный фол;задержка;толчок или столкновение без мяча;неправильная игра руками;широко расставленные локти2 мин.  Использовать карточки.9.Организованный уход. Список литературы1.Аганянц Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций. - Краснодар, 1991. 2.Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. – М.,19913.Баскетбол. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., «Советский спорт», 2004. 4.Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям. - М., ГЦОЛИФК, 1985. 5.Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996 6.Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.7.Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997. 8.Ермолаева Ю.А. Возрастная физиология. - М., Высшая школа, 1985. 9.Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи. - М., 1998. Спасибо за внимание.