Статья на тему Совершенствование чтения младших школьников


Совершенствование чтения младших школьников
Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания, сколько за счёт овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.
Карточки – задания по ориентировке в структуре текста
Карточка 1.
Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо Лгун Волк
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Л. Толстой
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Что ты думаешь об этом мальчике?
Карточка 2.
Найди и отметь в рассказе текст:
«Как белки зимуют?»
«Белки радуются весне»
«Заботы белок летом»
У старой сосны
У освещенной солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые, тяжёлые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
И. Соколов – Микитов
Подчеркни описание белок.
Как автор называет белок? Почему? Подчеркни эти слова.
О ком ( о чём) весь рассказ?
Карточка 3
Наведи порядок!
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа (1,2,3).
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и упали в лужу.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Пришла весна, потекла вода.
Л. Толстой
Проверь себя:
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и упали в лужу.
Карточка 4.
Прочти рассказ. Пронумеруй вопросы по порядку. Какой вопрос будет 1,2,3,4,5-ым?
Кто помог бабушке?
Как старушка несла воду?
Кого встретили ребята?
Что сказал Толя?
Куда возвращались Толя и Витя?
Горькая правда
Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдёт несколько шагов – и остановится отдыхать.
- Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.
Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.
- Куда ты?- крикнул Толя. Разве всем поможешь?
Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести воду.
Определи, о чём говорится в произведении, его содержание.
Продолжение рассказа
Через несколько дней Толя шёл один по лесу. Ему страшно хотелось пить.
Толя решил зайти в первую избу и попросить воды.
Только он открыл дверь – увидел ту же самую старушку.
- Пей, сыночек, пей, - ласково сказала старушка, подавая ему воду.
Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А вода показалась ему горькой.
В. Осеева
- Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет.
А Витя? (Да, нет).
- Как встретила Толю старушка? Отметь галочкой (V)это место в рассказе/
- Что чувствовал Толя, когда пил воду? Подчеркни эти слова.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча
В целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении можно использовать упражнение «Губы».
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подаётся всё реже и наконец отменяется совсем.
Для развития смысловой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов вводится упражнение «Угадай». Оно осваивается в нескольких последовательно усложняющихся вариантах.
Чтение молча проводится во 2 классе на связном тексте: для развития смысловой догадки при чтении затушёвываются отдельные буквы, окончания, части слов, нижние части текста.
Угадай
Бедовая курица
На дв.р. мать корм.л. кур:
- Цып-цып-цыпа-а-а!
Со всех сторон – и с усадьб., и с улиц., и с двор. – бежал. и летел. кур. . Они хлоп.л. крыль.м. и кудахт.л. .
- Ну как , Танюш., спал.? – спросил. мать. Видн. крепк. ? Моя бригада. уже наработ.л.сь – мы целый луг скосил. и валы разбил., а ты только-только гл.з. открыл.! Ну, расскаж., какие тебе сны снились.
Тан. посмотрел. на сине. неб., на зелён.. берёзы. … Работа над техникой чтения должна вестись постоянно. Ускорить обучение чтению молча можно путём специальных упражнений , влияющих на все задействованные в жизни анализаторы и расширения круга чтения детей.