Статья на тему: Формирование навыка чтения младших школьников


Формирование навыков чтения младших школьников.
К сожалению, среди учащихся начальной школы, ежегодно наблюдается снижение качества чтения. 30% детей не понимают прочитанного, 10 % читают ниже нормы. С такими детьми необходимо организовать систематическую работу по совершенствованию навыков чтения.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит к нарушениям письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – это является самой распространенной речевой патологией. Задача учителя и логопеда своевременно выявить и скорректировать работу с такими детьми.
Учащиеся с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным чтением, которое носит угадывающий характер. При этом они допускают разнообразные ошибки: специфические замены и общее искажение структуры слова, неточное соотнесение звука и буквы, неоднократное повторение букв, слогов в процессе чтения, замена слов, аграмматизмы, недостаточный темп чтения и нарушение понимания прочитанного.
Одним из компонентов чтения на начальном этапе его формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые смешиваются и заменяются при чтении:
учитель показывает букву, ученик отыскивает её среди других букв ;учитель показывает букву, ученик выбирает из текста или нескольких слов слова, где имеется данная буква, с последующим правильным прочтением;
конструирование букв из палочек, шнурков;
строчки для узнавания правильно и неправильно начертанных букв:
А М Е W O F Р Н И К N
какие буквы спрятались? Напиши (Н, И, Л,П,О)
допиши слова (предложения):

Если связь между звучанием слова и его буквенным обозначением недостаточно автоматизирована, то ребенку приходится контролировать свое чтение сознанием. Когда он перестает это делать, то актуализируется старая, более привычная связь, чтение отрабатываемой буквы в слове становится неверным. Следовательно, необходимо обращать внимание ребенка сначала на правильное произношение буквы, затем на медленное плавное чтение, при котором все звуки необходимо произносить правильно и отчетливо. Когда он научится это делать, можно постепенно увеличивать темп чтения. Осознание читаемого слова происходит только после того, как ребенок произнес его вслух.
Поэтому на этапе отработки приемов чтения простые слова читаются целостно, а малознакомые и сложные по своей звуко - слоговой структуре - по слогам. Научить ребенка понимать текст сложнее, чем овладеть техникой чтения.
Если у детей наблюдается побуквенное чтение, то надо переучить его, т.е. сформировать правильные приемы чтения. В этом очень хорошо помогает книга Н.С. Жуковой «Букварь». Работать по ней дети смогут и дома, так как там содержаться рекомендации и советы для родителей.
Можно отрабатывать навык чтения, используя слоговые таблицы:
чтение слогов (на заданную букву: гласную или согласную):
особое внимание надо уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными, сравнению их произношения и написания (составь звуковую схему слога или подбери слоги к схеме;
чтение слов (учитель показывает слоги, отдельные буквы, а дети составляют слово);
составьте самостоятельно слово по слоговой таблице.
При переходе к чтению целыми словами важно научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки. Целесообразно пользоваться схематическим выделением: обозначить дугой сочетания СГ, а отдельные звуки – точкой, например, «Гал̇ка села на пал̇ку.»
Работа учителя по совершенствованию навыков чтения строится с использованием специальных заданий, направленных как на отработку техники так и на понимание прочитанного.
Целесообразно использовать разные виды заданий:
чтение форм одного и того же слова (стол, стола, к столу, на столе,в столе );
чтение разных слов с одинаковым окончанием (книгами, сказками, играми, руками);
чтение однокоренных слов (сад, садовый, садовник, садик); слов, имеющих одинаковые приставки или суффиксы, но разные корни ( доехать, доделать, добежать; серенький, маленький, старенький);
чтение однокоренных слов, образованных от разных приставок и суффиксов (зашел, пришел, дошел; лист, листок, листочек).чтение составленного предложения из слов обычным способом и наоборот по буквам;
чтение текста из книги «вверх ногами». Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя;
составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках;
чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам;
чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней или нижней половиной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя;
чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлагается читать не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово.
В результате систематической и целенаправленной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении, вы получите следующий результат: формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие эмоционального напряжения и тревожности.
Литература:
1.Л.Ф. Спирова, А.В.Ястребова. Учителю о детях с нарушениями речи.Книга для учителя. Москва «Просвещение»1985
2. Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Ростов-на-Дону «Феникс»,Санкт- Петербург «Союз» 2004
3. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса