Психологическое занятие с элементами тренинговых упражнений «Как общаться с ребенком».
Психологическое занятие с элементами
тренинговых упражнений «Как общаться с ребенком».
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
Задачи: рефлексия своих взаимоотношений с ребенком; повышение самооценки, формирование целостного представления о своем родительском «Я»; поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей, возникающих в процессе воспитания.
1. Вводная часть
Добрый день, уважаемые родители, гости, я рада приветствовать вас на психологическом занятии. Сегодня мы коснемся темы ваших взаимоотношений с ребенком, попытаемся сформировать целостный образ вашего родительского «Я» и попробуем преодолеть некоторые трудности, возникающие в процессе воспитания.
Упражнение «Хвасталки»
Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе. Каждый участник, передавая мяч по кругу, должен назвать свое имя и позитивным прилагательным охарактеризовать себя и своего ребенка «Я ..., мой ребенок...». Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
2. Основная часть.
А теперь мы с вами ознакомимся с правилами поведения на тренинговом занятии:
Правила поведения:
Активность (участвуют все, все высказываются и все слушают)
Взаимное уважение (все имеют равные права, отсутствие какой-либо критики)
Правило поднятой руки
Здесь и сейчас
Конфиденциальность
Правило «Стоп»
Нет «мобилкам»
«Взаимопонимание в семье»
Есть 3 потребности ребёнка, подростка: любить, быть любимым, быть частью чего-то.
Человеку нужно:
чтобы его любили, понимали, признавали, уважали.
Чтобы он был кому-то нужен и близок
Чтобы у него был успех – в делах, учёбе, на работе
Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители воспринимали их всерьез и прислушивались к их словам. Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, – это родители
Семья - это то место, где человек может укрыться от трудностей жизни, получить тепло и поддержку, ощутить любовь и принятие со стороны близких людей.
Все ли родители могут похвастаться полным взаимопониманием со своими детьми? Увы.
Упражнение «Наши ожидания»
Каждому участнику предлагается написать свои ожидания от мероприятия на приготовленных заранее стикерах (каждое ожидание пишется на отдельном стикере). Участники по очереди озвучивают свои ожидания и соотносят каждое из них с одним из секторов: «Научиться», «Узнать», «Почувствовать».
Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства расположить к себе собеседника, надо дать ему, как минимум, 3 психологических плюса, т. е. сделать приятные подарки его ребенку.Наиболее универсальные:
Комплимент.
Улыбка.
Имя собеседника и поднятие его статуса.
Комплимент — бывает косвенный, «минус-плюс», сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент.
Косвенный — мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику-ружье, родителю-ребенка.«Минус-плюс» — мы сначала делаем маленький минус, а потом большой плюс. («Я не могу сказать, что вы хороший работник, вы — просто незаменимый специалист»). Но здесь следует придерживаться одного правила: «минус» не должен перевесить «плюс». Сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент. («Я хотел бы иметь такого же сына, как вы»). Здесь тоже есть ряд правил:
Существование теплых и доверительных отношений между собеседниками.
Партнер должен знать, сколь важно для вас то, с чем мы сравниваем.
Упражнение «Комплимент».
Участники делятся на пары. Каждой паре дается задание: сделать 1 комплимент друг другу по любому из трех типов, т. е.: косвенный, «минус-плюс» или сравнение с чем-то близким. В заключение ведущий спрашивает участников, что было трудно, что понравилось?
Упражнение «Какой я родитель?»
Цель: исследование собственных представлений о своем родительском «Я».
Часть 1. Тест-драйв
На противоположных стенах наклеиваем листочки с надписями «Часто» «Редко».
Родители встают посередине. После заданного вопроса смещаются в ту или иную сторону.
Вопросы:
- Часто или редко вы ходите с ребенком в кино?
- Ссоритесь?
- Понимаете друг друга?
- Советуетесь друг с другом?
- Помогаете друг другу?
- Извиняетесь перед ребенком в случае своей неправоты?
- Ставите себя на место ребенка?
Пройдя тест-драйв, вы уже можете оценить уровень ваших взаимоотношений с ребенком, что поможет вам при выполнении следующего упражнения.
Часть 2.
Каждый участник выбирает себе игрушку, с которой он ассоциирует себя как родитель.
Звучит фонограмма спокойной музыки.
После, участники по очереди рассказывают о том, почему они выбрали то или иное животное, делятся своими чувствами.
Вывод: Как видите, все мы очень разные, со своими чувствами, эмоциями, так и наши дети в чем - то похожи на нас, но каждый по-своему индивидуален. Не каждому человеку нравится, когда нарушают его личное пространство. Иногда мы даже не задумываемся о его существовании и, пользуясь родительской властью, часто нарушаем личное пространство ребенка. Поэтому могут возникать разногласия, непонимание. Сейчас мы попробуем определить границы вашего личного пространства, чтобы вы почувствовали, что оно существует.
Упражнение «Установление личной дистанции»
Цель: исследование личностных границ. Участникам предлагается определить каждому свою личную дистанцию.
Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга.
Когда центральный участник чувствует, что ему становится не комфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.
Обсуждение:
Участники обмениваются впечатлениями, отвечая на вопросы:
Что вы думаете о своем личном пространстве?
Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу дистанцию?
Как вы понимали, где граница вашей личной дистанции?
Как вы думаете, почему для одного человека личная граница шире, а для другого уже?
Вербальная и невербальная оценка детей родителями.
Информационный блок. Понятие о “языке принятия” и “языке непринятия” на вербальном и невербальном уровнях.Работа в группах (помощь психолога)
Составить список “языка принятия” и “языка непринятия”
Примерный перечень проявлений принятия и непринятия ребенка родителями:
“язык принятия” “язык непринятия”
объяснение ситуации отказ от объяснений
оценка поступка, а не личности негативная оценка личности ребенка
временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …) постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно …)
сравнение с самим собой игнорирование
выражение заинтересованности проблемами ребенка указание несоответствия родительским ожиданиям
позитивные телесные контакты негативные телесные контакты
доброжелательная интонация, эмоциональное присоединение оскорбления, угрозы, угрожающая поза
контакт глаз позиция «свысока»
Упражнение “Принятие – непринятие”
Участники делятся на 2 группы. Первая группа отвечает на “языке принятия”, вторая - на “языке непринятия”.
Фразы и поступки ребенка:
“Помоги мне, пожалуйста, с уроками!”
“У меня нет времени на уборку в своей комнате”.
Вы обнаружили замечание учителя в дневнике.
“Можно ко мне придут сегодня друзья?”
“Я получил двойку”.
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять по улице.
Пришел домой с синяком или царапиной.
Упражнение “Что радует и что огорчает меня в моем ребенке”
Каждый участник составляет таблицу:
Что радует в поведении ребенка Что огорчает в поведении ребенка
Обсуждение:
Ваши действия: принятие – непринятие.
Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменяется поведение ребенка?
3. Завершающий круг
Рефлексия. Каждый участник делится своими впечатлениями от занятия, обозначает собственные открытия в вопросах воспитания детей, если таковые произошли во время работы в группах.
Вернемся к «Нашим ожиданиям», которые вы высказали в начале занятия, проанализируйте, какие из ваших ожиданий оправдались, а какие нет.
Фразы и поступки ребенка:
“Помоги мне, пожалуйста, с уроками!”
“У меня нет времени на уборку в своей комнате”.
Вы обнаружили замечание учителя в дневнике.
“Можно ко мне придут сегодня друзья?”
“Я получил двойку”.
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять по улице.
Пришел домой с синяком или царапиной.
“язык принятия” “язык непринятия”
объяснение ситуации отказ от объяснений
оценка поступка, а не личности негативная оценка личности ребенка
временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …) постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно …)
сравнение с самим собой игнорирование
выражение заинтересованности проблемами ребенка указание несоответствия родительским ожиданиям
позитивные телесные контакты негативные телесные контакты
доброжелательная интонация, эмоциональное присоединение оскорбления, угрозы, угрожающая поза
контакт глаз позиция «свысока»
_____________________________________________________________________________________
Фразы и поступки ребенка:
“Помоги мне, пожалуйста, с уроками!”
“У меня нет времени на уборку в своей комнате”.
Вы обнаружили замечание учителя в дневнике.
“Можно ко мне придут сегодня друзья?”
“Я получил двойку”.
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять по улице.
Пришел домой с синяком или царапиной.
“язык принятия” “язык непринятия”
объяснение ситуации отказ от объяснений
оценка поступка, а не личности негативная оценка личности ребенка
временный язык (Сегодня у тебя не получилось это задание …) постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно …)
сравнение с самим собой игнорирование
выражение заинтересованности проблемами ребенка указание несоответствия родительским ожиданиям
позитивные телесные контакты негативные телесные контакты
доброжелательная интонация, эмоциональное присоединение оскорбления, угрозы, угрожающая поза
контакт глаз позиция «свысока»