Конспект урока ИЗО тема Античная расписная керамика (7 класс)

Античная расписная керамика”. 7 класс
Цель урока: знакомство учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизация и обобщение знаний учащихся об искусстве древней Греции.
Задачи урока:
Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента. Развивать чувство прекрасного, творческое и пространственное мышление, воображение, внимание, навыки работы с художественным материалом.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование:
Материалы: карандаш; ластик, шаблоны , повторяющие форму греческого сосуда.
Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, карта Древнего Мира. Весь зрительный ряд можно скопировать в Презентацию для осуществления мультимедийного показа.
Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний, «мозговой штурм в парах» – 2 минуты.
Сообщение темы и целей урока – 4 мин.
Беседа – 10 мин.
Инструктаж – 3 мин.
Самостоятельная работа учащихся – 18 мин.
Подведение итогов урока , домашнее задание – 2 мин.

Ход урока
Организационный момент
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! ( Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!)
II. Актуализация знаний учащихся:
- тема четверти звучит так «Декоративно-прикладное искусство в жизни».
«Мозговой штурм» в парах:
- напишите, все слова и понятия, которые, по-вашему мнению, относятся к данной теме.
- Зачитайте ваши слова и объясните их значение.
- Что такое декоративно-прикладное искусство?
- Что такое орнамент?
- Что такое раппорт?
- Какие правила составления орнамента знаете?
III. Сообщение темы и целей урока:
Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова “Античные вазы”.
Звучит национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.
Они пленительны и нежны,  Они изысканно - небрежны,  То гармонически - размерны,  То соблазнительно – неверны,  Всегда законченны и цельны,  Неизмеримо – нераздельны,  И завершенность линий их  Звучит, как полнопевный стих.  От грозных и огромных пифов  До тонких, выточенных скифов,  Амфоры, лекифы, фиалы,  |Арибаллы и самый малый  Каликий, все – живое чудо:  В чертах разбитого сосуда,  Загадку смерти разреша,  Таится некая душа!  Глубокий мрак тысячелетий,  Расходится при этом свете! И преданья мира – немы!  Как стих божественной поэмы,  Как вечно ценные алмазы,  Гласят раздробленные вазы,  Что их творец, хотя б на миг,  Все тайны вечности постиг
О чем будет идти речь на уроке
Об античной расписной керамике
- Тема нашего урока “Античная расписная керамика”.
- Поставьте цели на этот урок, чему вы должны научиться. (ответы детей).
- Моя цель: я сегодня хочу познакомить вас с античным искусством керамики.
Работать мы сегодня будем со следующими новыми словами
Словарная работа
Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.
Антропоморфный - человекоподобный
Калогатия - гармония тела и духа
Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик
Орнамент - (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо
Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья
Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий

IV. Беседа, теоретический материал:
- Говоря “античное искусство” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.
- Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. (показ по карте)
- Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Древнейшие памятники – это глиняные сосуды.
Слова «сосуд», «посуда» на латинском языке звучат как «вазы». Вазопись – это роспись керамических сосудов.
- Предместье Афин, где жили гончары называлось “Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - изделие из обожженной глины.
- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. Посмотрите на памятки и скажите, какую особенность можно отметить?
- Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте вместе выясним назначение каждой формы.
- Амфора - вместительный сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Если она упадёт, то выльется из неё немного.
Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Греки всегда вино размешивали водой, они осуждали пьянство.
Килик – это плоская широкая чаша на ножке и с двумя ручками для питья вина.
Пксиктер – сосуд для охлаждения вина.
Гидрия – сосуд для ношения воды, у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная.
Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, благовоний.
Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.
Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.


.


















Групповая работа собери разбившийся сосуд и дай ему название

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда.
- Каждый орнамент нёс своё значение и имел свои особенности, по которым сейчас археологи могут определить возраст вазы.
Самым древним был геометрический стиль. О нём гончар мог сказать так:














«Наши сосуды строги – роспись полна геометрии славной.
Всё заполняет меандр – непрерывный орнамент.
Амфоры наши для вечности предназначались».
- Итак, как назывался элемент геометрического орнамента? /меандр/
- Какие ассоциации возникают, при взгляде на меандр? /движение волны/
- Меандр – символ вечности. Амфоры расписанные меандром оставляли на могилах.
В чертах разбитого сосуда,  Загадку смерти разреша,  Таится некая душа! (В. Брюсов)
Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. А что было в сосуде? Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Культовыми считались только высокие вазы (лутофор, лекиф, алабастр), вытянутые по вертикали, в отличии от горизонтальных чаш.
- Давайте вспомним, каким представлялся мир древнему греку? (Мир в понимании древнего человека представлялся в виде яйца, приплюснутого по краям).
Работа со схемой мира = космоса (Рисунок №1)

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп – жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар – царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. В нее наливают ритуальную жидкость, которая проникает к умершему в подземный мир.

- Позже появился растительный и зооморфный орнамент. Главный элемент растительного орнамента был лотос. Посмотрите, как его стилизовали гончары в росписи.






- Далее появился мифологический орнамент. Как вы думаете, что на нём изображали? (ответы детей)
«Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
«подумаешь, вазы!» - подумали мы,
другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись и может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
То вазы – гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза – с рисунком рассказом.
























- Существовало два стиля вазописи.
Работа в парах: - Возьмите зашифрованные тексты: среди букв выделите слова и сложите из них предложения. (работа в парах с зашифрованными текстами)









- Проверяем. Зачитываем предложения.
- Какой стиль, на ваш взгляд, более совершенный и трудоёмкий?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- В чём секрет чёрнофигурной росписи? /рисунки людей и животных заливались чёрным лаком и отчётливо выделялись на фоне глины/.
- Этот стиль появился в 6 в.до н.э.. Великим мастером того времени был Эксекий. Вот его рабОТА
- Как мастер добивался краснофигурной росписи?
- К V веку до н.э. появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.
Работа у доски :
Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.
- Выберите из нашего зрительного ряда чёрнофигурный стиль. Назовите этот сосуд.
- Выберите из зрительного ряда краснофигурный стиль. Назовите этот сосуд.
ФИЗМИНУТКА: (звучит «Сиртаки») – Представим себя в роли древних греков – гончаров. Мнём кусок глины. Имитируем движения работы на гончарном круге: работают нога и руки. Создаём вазу. Любуемся её (наклоны головы вправо-влево).
- Пожалуйста, садитесь.
V. Инструктаж выполнения задания:
- Ваша задача: выбрать шаблон сосуда.(Нарисовать самостоятельно сосуд) Разделите сосуд на полосы для ленточного орнамента – отделите горлышко сосуда, ножку – дно сосуда. Центральную часть сосуда оставляем чистой, мы с ней будем работать на следующем уроке. Здесь мы разместим мифологический сюжет, который вы подберёте дома.
- Сегодня мы должны проработать орнаментальные полосы, характерные для античной вазописи. Используем геометрический или растительный орнамент.
VI Самостоятельная работа учащихся на местах.
тихо оказываю учащимся помощь и поддержку в воплощении идей.
VII. Подведение итога урока:
- Показ работ, обсуждение.
- Кому работа понравилась – похлопайте в ладоши.
- Кто добился поставленной цели на урок – встаньте. Поаплодируем им.
VIII. Домашнее задание:
- Подобрать мифологический сюжет Древней Греции, продумать изображение на вазе, принести маркеры красный и чёрный, цветные карандаши или краски.

Растительный орнамент

Зооморфный орнамент

Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческимфигурам.
Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальнымчёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрнымлаком.





15