Урок Античная расписная керамика
Урок
«Античная расписная керамика»
Цели и задачи:
1. Рассказать учащимся об эволюции эстетических принципов античного искусства.
2. Дать сравнительные характеристики различных периодов античной культуры на основе греческой вазописи.
3.Формирование художественного вкуса, творческой активности, умений и навыков.
Оборудование:
I .Графические таблицы античной керамики.
2. Таблицы одежды различных слоев древнегреческого полиса.
3. Муляжи античных ваз из папье-маше.
Для детей: акварельные краски, гуашь, кисти, карандаш, резинка, баночка для воды.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос по античной архитектуре.
3. Рассказ о греческой вазописи как шедевре мировой культуры.
4. Самостоятельная работа.
Опрос по античной архитектуре.
Вопросы:
1. Что означает храм- периптер? ( здание в оперении колонн).
2. Деление храма на основные элементы конструкции (постамент, колонны,
антаблемент ).
3. Назовите 3 основных ордера, используемых в греческой архитектуре
( дорический, ионический, коринфский)
Дорический стиль-храм Геры в Олимпии; храм Аполлона в Коринфе. Ионический- храм Артемиды в Эфесе, окруженный двойной колоннадой ионического ордера, один из семи чудес света, который был сожжен Геростратом, чьё имя стало нарицательным, как символ стремления достижения славы любой ценой - если не созиданием, то разрушением.
4. Как называются части колонны? ( база, ствол, капитель).
5. Как называются основные деления антаблемента? (архитрав, фриз, карниз)
Рассказ о греческой вазописи как шедевре мировой культуры.
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тясячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства осталась вечной. Ника Самофракийская доныне победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев. Античность осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в класс, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Когда период ученичества остается позади, зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и жизни.
Посмотрим на карту мира. Нас удивит, какой небольшой по размерам была
великая колыбель европейской культуры -Древняя Греция. Это клочок земли в бассейне Средиземноморья: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса малоазийского побережья. И в этом маленьком мире родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Не чудо ли это?
Однако чудо - это нечто внезапное и беспричинное, нарушающее естественные законы. А греческое искусство возникло не сразу, как Афродита из морской пены. У него была длительная предыстория. Его центром был остров Крит, а несколько позже - та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этой эпохи. В целом культуру этой эпохи называют крито-микенской или эгейской.
Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека. Именно эти способности и возможности были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал в Греции.
Эволюция эстетических принципов ясно прослеживается на примере вазописи. Этот вид искусства широко распространен и его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.
Жизнь деятельная, насыщенная - рождает потребность в динамическом художественном рассказе. Прежде всего, конечно, в искусстве слова, именно в 6 веке до нашей эры были впервые записаны и систематизированы эпические поэмы Гомер о Троянской войне и приключениях Одиссея.
А в пластических искусствах? Язык скульптуры и монументальной живописи был для этого слишком громоздок и скован, а станковой живописи не существовало. Её функцию несли росписи на глиняных сосудах, употреблявшихся в быту. На них изображались сложные сюжетные композиции. Тут были пиры и битвы, подвиги Геракла и конские ристалища.
Самой распространенной, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной. Существовали и многие другие: например килик - плоская чаша на подставке; лекиф - сосуд для благовоний; кратер -широкие вазы для смешивания вина с водой и т.д.
Знаменитый кратер, так называемая « ваза Франсуа» покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла, героя Троянской войны.
Стиль вазовых росписей на протяжении двух столетий изменялся. Для раннего периода характерен ориентализирующий стиль, потом он постепенно был вытеснен чернофигурным, а в конце 6 века до нашей эры возникла краснофигурная техника.
Ориентализирующий стиль развивался под сильным влиянием восточных культур - Сирии, Египта. Оттуда заимствовались фантастические крылатые львы-грифоны и прочие чудища, а также орнаментальные мотивы спиралей и валют. Этим узором заполнялись промежутки между фигурами, не зарисованного пространства почти не оставалось, иной раз ваза напоминала ковер.
Варианты оринтализирующих росписей разнообразна, но общим можно считать тяготение к нарядной полихромности, пышности и недостаток того благородного чувства меры, которое было внесено мастерами чернофигурного стиля.
Чернофигурный стиль зародился в Аттике. Слово керамика происходит от названия афинского предместья керамик, где работали особо искусные гончары. Его техника кажется простой, хотя секрет её утрачен, это чернолаковые силуэты на красновато - желтом фоне обожженной глины.
Силуэт и линия - первоэлементы греческой живописи, с этого она
начиналась.
В 6 веке до нашей эры чернофигурная живопись стала господствующей и выдвинула знаменитых мастеров. К ним принадлежали Клитий и работавший несколько позже аттический гончар Эксекий.
Встав на путь бытового жанра, заинтересовавшись сюжетами повседневной жизни, искусство вазописи должно было искать более реалистический и художественный язык.Такой язык был обретен в краснофигурной технике, которая в конце 6 века до нашей эры начинает применяться наряду с чернофигурной, а в классическую эпоху окончательно ее вытесняет.Разница между ними та, что теперь черным делается фон, а фигуры желтокрасные. Тем самым фигуры перестают быть плоскими силуэтами. Они ставятся пластичнее, появляется возможность изображать их в сложных поворотах. Угловатость очертаний смягчается. Оставаясь графической монохромной декорировкой сосудов, вазопись делает шаг к живописи.
В своих ведущих тенденциях искусство греческой архаики строго архитектонично: оно строит, мерит и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок, Но оно смотрит на мир светлы удивленным взглядом, как смотрят золотоволосые коры, некогда украшавшие афинский Акрополь.