Урок семьи и семейных ценностей «Путешествие в страну Знаний, или в школу всей семьёй» Автор Олейникова Н. В. учитель начальных классов МОУ «Борчанская СОШ» Валуйского района Белгородск
Комитет образования администрации
муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Борчанская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Урок семьи и семейных ценностей
Путешествие
в страну Знаний,
или
в школу всей семьёй.
Сценарий праздника.
Автор: Олейникова Нина Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Борчанская СОШ»
Валуйского района
Белгородской области
с. Борки
Пояснительная записка.
Праздник проводился 1 сентября, с целью: пробудить
у детей интерес к школе, к знаниям, привлечь внимание детей к проблеме
сохранения семейных ценностей, соблюдения семейных традиций.
Способствовать расширению представления детей о семье, добре, любви к ближнему.
Задачи:
вызвать у детей и их родителей радостные эмоциональные переживания;
развивать в детях стремление узнавать что-то новое;
развивать наблюдательность, речь, творческие способности детей.
воспитывать любовь к своей семье, к родным;
учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;
подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
улучшение взаимоотношений в семье,
развивать эмоциональную сферу ребенка.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Возраст детей: 6-11 лет, классы-1- 4.
Место проведения: кабинет начальных классов
Оборудование: рисунки, плакаты, творческие работы детей, выставка поделок сделанных детьми и их родителями, презентация, проектор, ватман, письмо, солнышко, лучики, поезд, фломастеры, заготовки сердцевинок и лепестков цветов, плакаты с названиями станций, учебники для учащихся 1 класса.Виды деятельности: беседа, устный творческий рассказ, индивидуальная работа, работа в группах.
Оформление класса: выставка рисунков, плакатов, поделок, презентация.
Методические советы на подготовительный период:
1.Праздник готовится заранее с учащимися 4-ого класса, им даются задания по подбору информации о членах своих семей, бережном отношении к учебникам, школьных принадлежностях и подготовки поделок в кругу семьи
2.Выбираются 2 ведущих.
3.Написание учащимися творческих сочинений о членах семьи.
4. Учащимся раздаются стихотворения по теме мероприятия
Действующие лица: 1-я ведущая, 2-я ведущая, Королева Знаний.
Участники праздника: учителя, ученики 1-4 классов, родители, родственники.
План проведения праздника.
Организация деятельности учащихся. Вступительное слово.
Основная часть
1.Сюрпризный момент.
2.Работа с понятием семья.
3.Создание образа семьи
4.Знакомство с родственниками учащихся.
5. Семейные заповеди, составление пословиц о семье.
6.Путешествие по стране Знаний
7.Напутствие детям и родителям.
Заключительная часть.
1Подведение итогов урока.
2. Рефлексия.
3.Рекомендации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
I.Организация деятельности учащихся. Вступительное слово.
Слайд 1
Звучит тихая мелодия
Слайд 2
На экране фильм о школе.
1-й ведущий : Вот и осень на дворе.
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки- новосёлы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Входят в класс первоклассники
2-й ведущий : Нарядные! Парадные! Такие ненаглядные! Причесанные, с бантиками Девочки идут! И мальчики отличные! Такие симпатичные, Такие аккуратные, В руках цветы несут! Все бывшие проказники – Сегодня первоклассники. Сегодня все хорошие, Таких вот в школе ждут!
Первоклассники садятся за парты
Учитель: Добрый день мамы, папы, наши гости и, конечно же, наши самые маленькие ребята – это вы первоклассники. Вот и наступил для вас этот праздничный, волнующий и памятный день – вы стали учениками. Прозвенел первый школьный звонок, и вы сделали первый шаг в прекрасную страну Знаний. Здесь вас ждут удивительные открытия, встречи с интересными героями книг, занятия спортом и музыкой и, конечно же, добрые, надежные друзья. Впереди у вас будут много важных событий, но этот день бывает у каждого человека только один раз. Запомните его. Вы стали школьниками. Я вас всех поздравляю с Днем Знаний. Будьте упорными, любопытными, аккуратными и у вас всё получится. Пройдет совсем немного времени, и вы станете взрослыми. А пока желаю вам радостно и уверенно шагать по дорогам страны Знаний, разгадать и познать тайны нашего прекрасного мира.
1-й ведущий : Сегодня вы пришли в школу. Я попробую отгадать, почему вы такие весёлые, чему вы так радуетесь. Если я угадаю, то вы хлопните в ладоши. Вы рады, потому что у вас есть красивый портфель, в нем много новых школьных принадлежностей; вы сегодня очень нарядные и красивые; меньше будите находиться дома, в первый раз пришли в школу; вы стали школьниками; на ваш первый урок пришли ваши родные близкие люди, вы встретились со своей первой учительницей. Мы будем учиться вместе, и учитель всегда будет рад вам помочь.
Учитель: Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
II Основная часть.1Сюрпризный момент.
Ребята, здесь какой-то конверт. Посмотрим что там? Это письмо. От кого же? От солнышка. Что же случилось? Прочитаем?
Дети читают письмо
-Помогите, мне ребята. Лучики мои все перессорились и исчезли в тучах. Мне теперь нужны новые лучики – друзья, дружные, веселые, трудолюбивые, аккуратные, хорошо учились, чтобы их все видели и радовались.
Учитель: Поможем? Как? Вот оно солнышко (на стене макет солнца без лучей). Мы сейчас с вами приклеим ей лучики. А мы с вами дружные, веселые, старательные? Хорошо, я думаю солнышко выберет нас в друзья. Но для начала мы на этих лучиках напишем свои имена. Так мы познакомимся с солнышком и друг с другом. Вот какое у нас получилось солнышко. Солнцу нужны только хорошие друзья, иначе оно опять начнет терять свои лучики.
Давайте теперь поиграем. Я буду называть имена. Если вы услышите свое имя, то выбегаете к доске.
Учитель называет имена до тех пор, пока все дети 1-го класса не выбегут к доске.
С сегодняшнего дня вы не просто мальчики и девочки, вы носите почетное звание — ученик. Посмотрите еще раз друг на друга. Все вы — одноклассники. Мы будем с вами 4 зимы, 4 весны, 4 осени, 816 дней, проведем 32 тысячи уроков. Это наш классный коллектив. Рядом с вами будут ваши новые друзья, ученики 2,3,4 классов. Мы станем одной дружной школьной семьёй.
2.Работа с понятием семья.
Слайд 3.
Беседа с учащимися по вопросам:
-Как вы понимаете значение слова «семья»?
-Как образовано это слово?
-Что оно значит для вас?
Слайд 4.
Рассказывают ученики2-4 классов
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
3.Создание образа семьи.
(Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевинок и лепестков цветка. Дети 2,3, 4классов составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. Из цветков формируется полянка класса на доске). Первоклассники называют членов своих семей, подходят к своим родным.
4.Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Слайд 5, 6.
5. Составление пословиц о семье
Может ли человек прожить один?
Что нужно делать, чтобы в семье был мир?
Дети и учитель рассказывают семейные заповеди.
Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству)
Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей? (слышать их, выполнять их поручения, просьбы)
Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? (у своих родителей)
В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Но почему же так трудно слушаться, ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи, все равно подчиняться непросто. Что же нам мешает? (упрямство, своеволие)
Как с ними бороться? (сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные заповеди)
А какие же заповеди должны жить в семье?
Почитай отца, мать
Возлюби ближнего своего, как самого себя
Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе
Не огорчай никого
Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
Я надеюсь, что у нас всё будет дружно, сообща.
2-й ведущий: Сегодня утром в школу к нам пришла Королева Знаний. ( входит Королева Знаний)
Дорогие ребята! Поздравляю вас с Днём Знаний.
Эта волшебная комната, в которой вы сейчас находитесь, называется классом. Здесь вы каждый день будете получать подарки. Но это не конфеты, не игрушки, это – знания! А сегодня, в ваш первый учебный день я приглашаю вас в путешествие по Стране Знаний.
Учитель. Ну что, ребята, хотите отправиться в Страну Знаний? А как вы думаете, на чём мы сегодня совершим путешествие? (на поезде)
Составление поезда
Поезд готов? Можем отправляться в путешествие. Как едет поезд?
6.Путешествие по стране Знаний
Первая станция Загадочная.
А как вы думаете, на какую тему будут загадки?(на школьную)
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
Я всех знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга).
Я люблю прямоту,
Я самая прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
У меня чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста -
Помарку стерла я с листа. (Резинка)
Я нужна вам для порядка
Зря страницы не листай.
Там, где я лежу, читай. (Закладка)
Молодцы! Все загадки отгадали! Можем отправляться дальше. (Чух-чух-чух)
.
Ну вот, так незаметно мы приехали на следующую станцию Книжную.
Здесь вы все получите свои первые учебники.(Выдаются учебники)
А кто знает, как нужно обращаться с учебниками?
Учитель. Итак, отправляемся дальше. (Чух-чух-чух)
Следующая Станция Поздравительная.
Думаю, вы догадаетесь, кто хочет вас поздравить с Днём Знаний.
1 Я желаю от души
Вам здоровья малыши!
Чтоб прививок не боялись,
Ежедневно закалялись,
Чтоб не мучил вас бронхит.
Добрый доктор …(Айболит).
2. Я желаю вам в подарок получить
Огромный торт,
Шоколад и печенье,
Мармелад и варенье,
Становиться толще, выше,
Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)
3. Я хочу вам пожелать
Лишь пятёрки получать,
Книжки добрые любить,
С математикой дружить.
От лица Пьеро, МальвиныВаш дружище… (Буратино)
-И ещё одно пожелание. Странное какое-то, недоброе. Ну-ка, ребята, определите, кто вас так поздравил?
4. Пусть вам учебный год
Только гадости несёт!
Получайте только двойки,
Очень редко можно – тройки,
Бейте окна и витрины,
Не ходите в магазины,
Проводите больше драк,
Привет, Старуха … (Шапокляк)
Учитель: Конечно же, друзья, вы не будите выполнять пожелания старухи Шапокляк?
Но это не только ваш праздник, но и праздник всей семьи. Сегодня волнуются и бабушки, и мамы, и папы. Они тоже хотят вам что-то пожелать.(Поздравления родителей, напутствие детям)
Напутствие родителям.
Трудно детей своих воспитать, Многое нужно для этого знать. Родителям мы хотим пожелать: Детям всегда во всем помогать, В школу с утра ребенка собрать, Напутствия добрые вовремя дать, Умную книжку успеть прочитать, А в выходной не забыть погулять, Чтобы болезней всех избежать, Надо еще детей закалять, Собрания также все посещать, Школе по мере сил всегда помогать. А главное – без сомненья –Желаем мы вам терпенья!
IV. Подведение итогов.
Учитель. На этом наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в класс. (Чух-чух-чух)
Учитель:
Ты в этот чудесный сентябрьский денёк
Впервые шагнул через школьный порог…
Как много тебя интересного ждёт!
Ведь радость открытий учёба несёт.
Пусть будет твой путь, первоклассник, успешным!
Для этого надо стараться, конечно:
Дружить с букварём, с интересом учиться,
Стремиться вперёд, никогда не лениться!
И школьные годы, звонки, перемены
С улыбкой ты вспомнишь потом непременно!
Слайд 7.
- Еще раз поздравляю всех: и моих учеников, и родителей, бабушек и дедушек, всех гостей с первым школьным праздником! Пусть наша школа для вас будет вашим вторым домом, а учителя станут близкими вам людьми.
Слайд 8.
Дорогие ребята, постарайтесь радовать родителей, нашу школу и наше село своими успехами и добрыми делами.
Слайд 9, 10.
Рефлексия. Поставить семейную фотографию под солнышко или под тучку.
Рекомендации: Подготовьте рассказ о своей семье. Вместе с родителями нарисуй свое родовое дерево, придумайте герб своей семьи.
Слайд 11.
Библиографический список.
Методические журналы «Начальная школа»
2.Журналы « Дошкольное воспитание»
3.Ляхов П.Р. Я познаю мир. (детская энциклопедия) Москва. 1990г
4.Картинки Интернета
Рецензия
на проведение классного часа
по теме:
«Путешествие в страну Знаний,
или
в школу всей семьёй»
подготовленного и проведённого учителем начальных классов
МОУ «Борчанская СОШ»
Олейниковой Ниной Владимировной
Для проведения классного часа учителем и школьниками была проведена большая подготовительная работа. Материал подобран и преподнесён в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Поставленные цель и задачи на классном часе были выполнены: воспитывалось бережное отношение к семейным ценностям, привлекалось внимание детей к проблеме развиватия в детях стремление узнавать что-то новое; воспитания любви к своей семье, к родным.
На занятии дети были подведены к пониманию значимости семьи для каждого человека; то, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
Учащиеся учились размышлять и строить предположения, учитель содействовал развитию монологической и диалогической речи младших школьников.
Использование различных методов и приёмов (беседа, рассказы учеников, игры, сюрпризный момент, воспитывающая ситуация и др.) способствовали воспитательной эффективности учащихся младших классов.
Классный час эмоционально насыщен, а подготовленная презентация, использование музыки, эпизода из фильма позволили ребятам ощутить ритм школьной жизни.
При подготовке классного часа были задействованы все ученики 4-го класса, а при проведении все участвовали в мероприятии, были активны.
На занятии развивалась познавательная активность учеников, дети работали в группах, и индивидуально, давали оценку и самооценку деятельности.
Классный час проведен организованно, эмоционально.
Заместитель директора по ВР Ю. С. Теплякова
Приложение1.
Простые правила счастливой жизни
Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.
Не пытаться никого переделывать на свой лад, особенно, если другой человек не осознает необходимость собственного самосовершенствования.
Не увлекаться критикой; человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности.
Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким. Только так можно рассчитывать на ответное внимание.
Быть вежливым и предупредительным в общении с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, которые могут быть связаны с непосредственным общением с ними.