Рабочая программа по истории Нового времени для 7 класса. ФГОС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования, примерных основных образовательных программ образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и культурным ценностям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное общество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы разных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных исторических процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Цели и задачи изучения истории
Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачами изучения истории в основной школе являются:
формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.
Характеристика учебного курса
Курс «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Программа курса охватывает период с начала эпохи Великих географических открытий и до Великой Французской революции и рассматривает процесс развития европейского общества в период раннего Нового времени.
Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
В 7 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Семиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе.
Основу курса истории в 7 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
В процессе изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны освоить периодизацию Нового времени, получить представления о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенности ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; об изменении в повседневной жизни людей.
Цель изучения курса:
показать историю Нового времени, её непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о важнейших процессах и событиях истории данного периода, формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты мировоззрения. Задачи:
сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);
развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Отражая требованием ФГОС основного общего образования, Курс «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800» нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю.
В 7 классе из расчета 35 учебных недель на изучение предмета «История» отводится 70 часов, из них 30 часов на изучение истории Нового времени.
Основное содержание программы:
От Средневековья к Новому времени – 1 ч.
Хронологические рамки средневековья, нового времени Понятие «Новое время».
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 13 часов
Технические открытия и выход к Мировому океану. Новые изобретения и усовершенствования. Географические представления. Почему манили новые земли. Энрике Мореплаватель, Васко да Гама.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Путешествия Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Новое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Повседневная жизнь. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека».
Великие гуманисты Европы. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве.
Мир художественной культуры. От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и её характерные черты.
Рождение новой европейской науки. Развитие новой науки и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Френсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Реформация – борьба за переустройство церкви. Мартин Лютер. Протестантизм. Крестьянская война в Германии: причины, значение.
Распространение Реформации в Европе. Контреформация. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Борьба пап с Реформацией.
Королевская власть и Реформация в Англии и борьба за господство на морях. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII – «религиозный реформатор». Елизавета I – «верховная правительница церковных и светских дел». Усиление Англии.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трёх Генрихов. Франция – сильнейшее государство на европейском континенте.
Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и в колониях) – 4 часа.
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Голландская республика – самая экономически развитая страна в Европе.
Парламент против короля. Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия.
Путь к парламентской монархии. Движение протеста. Права личности и парламентская система в Англии – создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения в XVI-XVIII вв. Международные отношения. Условия и значение Вестфальского мира. Война за испанское наследство – война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, её участники и значение.
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований – 8 часов
Великие просветители Европы. Идеи Просвещения как мировоззрение буржуазии. Образование как решающий ресурс развития общества. Учение Дж.Локка. Ш.Монтескье. Вольтер. Идеи Ж.-Ж.Руссо. Экономические учения А.Смита и Ж.Тюрго.
Мир художественной культуры Просвещения. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи в художественной литературе – Д.Дефо, Д.Свифт. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П.Бомарше, Ф.Шиллера, И.Гете. Живописцы знати. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия». Музыкальное искусство эпохи Просвещения.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техники. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества. Луддизм.
Английские колонии в Северной Америке. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией.
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Т.Джефферсон и Дж.Вашингтон. Декларация независимости США. Образование США. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. устройство государства. Билль о правах.
Франция в XVIII в. причины и начало Великой Французской революции. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция. От Генеральных штатов к Учредительному собранию. О.Мирабо. Жильбер де Лафайет.
Великая французская революция. От монархии к республике. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Парижская коммуна. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Казнь Людовика XIV. Якобинская диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера. Термидорианский переворот и расправа с противниками Конституция 1795 г. Генерал Бонапарт и установление консульства. Значение великой французской революции.
Глава 4. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации – 2 часа
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Деревенская община и ее различия в разных цивилизациях. Государство – регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Религия Востока.
Государства Востока. Начало европейской колонизации. Разрушение традиционных восточных обществ европейскими колонизаторами. Соперничество Франции, Англии и Португалии за Индию. «Закрытие Китая». Китай и Европа. Правление сегунов.в Японии. Сословный характер общества. «Закрытие» Японии.
Повторение – 2 часа
Материал по курсу «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.»
Преобладающие формы текущего контроля уровня формирования УУД и промежуточной аттестации обучающихся
Вид контроля Авторы заданий
Тестирование Калачёва Е.Н. История Нового времени: 7 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС / Е.Н.Калачёва. – М.: Издательст во «Экзамен», 2016.
Рогожкин В.А. История Нового времени. 7 класс : экспресс-диагностика / В.А.Рогожкин. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами (на знание карты, линии времени, дат, понятий и т.д.) Контрольная работа Работа над проектом Исторический диктант Количество контрольных работ - 1
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
литература (основная и дополнительная):
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, Т.В.Коваль. – М.: Просвещение, 2013.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг.: - М.: ВАКО, 2014.
дидактический материал:
Калачёва Е.Н. История Нового времени: 7 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС / Е.Н.Калачёва. – М.: Издательст во «Экзамен», 2016.
Рогожкин В.А. История Нового времени. 7 класс : экспресс-диагностика / В.А.Рогожкин. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
оборудование и приборы:
Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс. Электронный образовательный комплекс. – М.: 1 С-Паблишинг, 2009 (CD)
Настенные карты по Всеобщей истории для 7 класса: «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV-XVII вв.», «Западная Европа в 1648 г.», «Реформация в Европе в XVI в», «Нидерландская революция в XVI в.», «Англия во время буржуазной революции»., «Западная Европа в 1763 г.», «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.», «Промышленный переворот в Англии», «Северная Америка в 1775-1783 гг.», «Западная Европа в 1789 г.», «Начало Великой французской революции», «Борьба революционной Франции с внешней и внутренней контрреволюцией в 1792-1794 гг.», «Индия, Китай, Япония в XVI-XVII вв.».
Схема «Гелиоцентрическая система Коперника»
Компьютер, проектор, презентации Power Point
Интернет-ресурсы:
http://school collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
http://www.istoria.ru – история стран и цивилизаций
http://historic.ru – исторический проект «Всемирная история»
http://www.world-history.ru – всемирная история
http://rulers.narod.ru – проект «Всемирная история в лицах»
http://www.historyevent.ru – справочный сайт «Хроники» (история в датах)
http://www.artclassc.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.artprojekt.ru – всемирная энциклопедия искусства
http://www.historydoc.edu.ru – коллекция исторических документов

Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата проведения Тема
урока Количество часов Цель урока Тип урока Основное содержание урока Основ
ные понятия Персо
налии
и даты Формируемые УУД

Обору
дование Дом.
задание
Предмет
ные
Коммуни
кативные
Регулятив
ные Познава-тельные Личност
ные 1 От Средневековья к Новому времени 1 Ознакомить учащихся с понятием Новое время, охарактеризовать изменения, произошедшие в обществе Вводный урок Хронологические рамки средневековья, нового времени Понятие «Новое время». Новое время, ценности традиционное общество индустриальное общество К XV – н. XX вв. – Новое время Называть хронологические рамки Нового времени, понимать принципиальное отличие Нового времени от Средневековья, раскрывать черты личности человека Нового времени, основные черты традиционного общества и зарождающегося индустриального общества
Формулировать свою точку зрения. слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации Самостоятельно организо-
вывать учебное взаимодействие в группе, определять собствен
ное отношение к явлениям современной жизни, выбирать средства достиже-ния цели из предложенных, а также искать их самостоя-тельно Давать определе
ния понятиям, анализировать, сравниватьклассифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала, осмысли-вать важность изучения истории для самого себя, выражать свое отношение к роли истории в жизни общества Учебник Стр. 4-7

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 13 часов
2 Технические открытия и выход к Мировому океану 1 Охарактеризовать технические достижения европейцев в XVI в. Урок изучения нового материала.
Новые изобретения и усовершенствования. Географические представленияПочему манили новые земли. Энрике Мореплаватель, Васко да Гама. Бомбарда, мушкет, каравелла, астролябияпортуланыНовый свет.
Персоналии:
Энрике Мореплаватель
Бартоломеу Диаш,
Васко да Гама
Даты:
1445 г. – португальцы достигли Зеленого мыса
1448
1488 гг. – Бартоломеу Диаш вышел в Индийский океан
1497-1499гг – путешествиеВаско да Гамма в Индию Рассказывать об изменения, произошедших в жизни средневекового общества в начале Нового времени, показывать по карте маршруты путешествий.
Формиро
вать коммуника
тивные действия, направленные на структурирование информа
ции по данной теме, готовность к сотрудни
честву с соуче-
никами, к коллектив
ной работе Сознатель
но органи
зовывать и регулиро
вать свою деятель
ность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий, решать творческие задачи, представ
лять результаты своей дея
тельности в различных формах
Давать определе
ния понятиям, анализировать, срав
нивать, классифицировать и обобщать факты и явления, работать с историчес
кой картой, используя ее как источник знаний Формиро
вать мотивацию к изуче
нию нового материала, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшест
вующих поколений Учебник карта «Великие геог-рафические от-крытия и колониальные захваты в XV-XVII вв.», презентация П-ф 1
3 Встреча миров. Великие географи-ческие открытия и их последст-вия 1 Проследить этапы Великих географических открытий Урок-проблема Путешествия Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий. Конкиста, колониальная империя,
революция цен.
Персоналии:
Христофор Колумб Америго Веспуччи,
Фернан Магеллан
Даты:
1492 г. – Христофор Колумб открыл новый материк, названный Америкой
1519-1522 гг. – первое кругосветное путешес-
твие Фернана Магеллана Объяснять причины и последствия и значение
Великих Географических открытий, показывать по карте маршруты путешествий и колониальных захватов
Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Раскрывать значение понятий, срав-
нивать, классифицировать и обобщать факты и явления, работать с историчес
кой картой, используя ее как источник знаний, воспи
тывать интерес к личностямоставив-шим след в истории
Формиро
вать мотивацию к изуче
нию нового материала, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшест
вующих поколений Учебник карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV-XVII вв.», доп. материалы,
презентация П-ф 2
вопросы стр. 23, подг. сообщен. об одном из путешест-венников этого времени
4 Усиление королевс-кой власти в XVI-XVII вв. Абсолю-тизм в Европе 1 Охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления, рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма Урок-исследование Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Абсолютизм, мерканти-лизм, сословное представительство Персоналии:
Яков I Стюарт
Франциск I Валуа
Людовик XIV
Называть основные черты абсолютизма; харак-
теризовать разнообразные формы европейского абсолю-тизма; сравнивать процесс образова-ния абсо-лютной власти в Англии и во Франции; систематизировать историче-ский материал в таблице. Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, срав-нивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления, выделять существенную инфор
мацию из текста учебника, систематизировать историче-ский материал в таблице.
Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осознавать важность изучения истории для самого себя и общества Учебник карта «Западная Европа в 1648 г.», презентация П-ф 3 вопросы стр. 35

5 Дух предпри-ниматель-ства преобра-зует экономи-ку 1 Показать тенденции развития экономики Европы в Раннее Новое время; обозначить новые явления в экономической жизни в XVI-XVIIвв. Урок исследование Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма Капитал, наемный рабочий, торговая компания, монополия биржа, мануфактура. Раскрывать тенденции развития экономики Европы, связь между последствиями эпохи Великих географических открытий и формированием признаков капитализма, характеризовать новые явления в экономической жизни Европы Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной пол-нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, определять круг необходимых знаний для решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно Давать определение понятий,
анализиро
вать, срав- нивать, классифи-цировать и обобщать основные факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний
Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений развивать творческие особенности через активные формы деятельности Учебникдоп. материал, карта «Западная Европа к 1648 г.» П-ф 4 вопросы стр. 44
6 Европейское общество в раннее Новое время 1 Охарактеризовать изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время; рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в XVI-XVII вв. Урок-исследование. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Новое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Дворяне, откупщик, джентри,
буржуазия, огораживание, фермер, батрак Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности, характерные для разных общественных слоев, характеризовать изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время Взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, проявлять эмпатию, доказывать свою точку зрения и принимать чужую, ес-ли она убе-дительна Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно Анализиро
вать, сравниватьклассифи
цировать и обобщать факты и явления, осущест
влять анализ с выделе-нием существен
ных и несущественных признаков Выражать свое отношение к роли истории в жизни общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Учебник доп. материалы П-ф 5 вопросы стр. 52
7 Повсед-невная жизнь 1 Рассмотреть динамику демографических процессов в XVI-XVII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI-XVII вв. Комбинированный урок Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Знать и объяснять основные понятия, характеризовать социальное положение и образ жизни различных слоев общества. С достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли формулировать доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно Анализировать,срав
нивать, классифи
цировать и обобщать факты и явления, осущест
влять анализ с выделе-нием существен
ных и несущественных признаков
Выражать свое отношение к роли истории в жизни общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Учебник доп. материалы П-ф 6 вопросы стр. 57
8 Великие гуманисты Европы 1 Охарактеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы в XVI-XVII вв.; определить мировоззренческие установки Раннего Нового времени Урок-практикум Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Возрождение, гуманизм, обмирщение сознания, утопия, философияэнциклопедизм.
Персоналии:
Эразм Роттердам-ский
Томас Мор
Франсуа Рабле
Опреде-лять мировоз-зренческие устои Раннего Нового времени, систематизировать историче-ский материал в таблице, высказы-вать суждения о значении идей гума-низма и Возрожде
ния для раз
вития евро-
пейского общества
Взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли формулировать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели
Раскрывать значение понятий, развивать умение работать с текстом учебника и дополнительными текстами, осущест
влять анализ с выделе-нием существен
ных и несущественных признаковготовить тематичес
кие сообщения и проекты, используя дополнительную ли-тературу Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала,
осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебникдоп. материалы П-ф 7 подг. сообщен. об по теме (по выбору)
9 Мир художест-венной культуры 1 Определить основные черты Высокого Возрождения; охарактеризо-
вать тенденции развития европейского искусства в XVI-XVII вв. Урок-путешествие От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Сонет, живопись скульптура фреска, пейзаж, натюрморт гравюра мадригал Персоналии:
У.Шекспир
М.Сервантес
Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Питер Брейгель
Альбрехт Дюрер Характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI- XVIII вв.,
называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения, конструировать исторические образы творцов художественной культуры
Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-ветствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определение понятий, нализиро
вать, срав
нивать, классифицировать и обобщать факты и явления, высказывать сужде-ния об особенностях художественного искусства эпохи Возрождения, давать характеристику деятеля искусства и оценку его твор-честву, представ-лять ре-зультаты исследова
ний в форме творческих проектов Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала,
осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, высказы
вать суждение о вкладе европей-цев в мировую культуру Учебник презентация П-ф 9-10, подг. проект по заданной теме («Литература эпохиВозрождения», «Живопись эпохи Возрождения», «Скульптура эпохи Возрождения», «Музыка эпохи Возрождения»)
10 Рождение новой европей-ской науки 1 Охарактеризовать научные достижения XVI-XVII вв.; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв. Урок – практикум Развитие новой науки и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Френсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени.
Картина мира, наука, метод познания, мышление, опыт Персоналии:
Николай Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Исаак Ньютон
Френсис Бэкон
Рене Декарт
Развивать умение работать с текстом учебника и дополнительными текстами, составлять таблицы, составлять и представлять устные доклады, аргументировать собственные мнения и личные позиции
Взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли формулировать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Раскрывать значение понятий, анализиро
вать и сравни-вать, факты и явления, уметь выделять существенную инфор
мацию из источников разных видов, пред-
ставлять результаты своей работы в различной форме Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала,
осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, высказы
вать суждение о вкладе ученых XVI-XVII вв. в развитие науки Учебник доп. материалы, схема «Гелиоцентрическая система Коперника» П-ф 10, вопросы стр. 91

11 Начало Реформа-ции в Европе. Обновле-ние христиан-ства 1 Определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения лютеранства Урок изучения нового материала Реформация – борьба за переустройство церкви. Мартин Лютер. Протестантизм. Крестьянская война в Германии: причины, значение. Реформы, Реформация, религиозные войны, индульгенция, протестантская, лютеранская церковь, пастор
Персоналии:
Мартин Лютер
Даты:
1517
1520
1521
1524-1525
1529
1555 Раскрывать причины Реформации, выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества, характеризовать особенности лютеранского учения, высказывать суждения о значении распространения лютеранского учения для европейцев Формули-ровать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полно
той и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с зада
чами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организо-вывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Раскрывать опреде-ление понятий, анализиро
вать, срав
нивать, клас
сифициро-вать и обобщать факты и явления, составлять рассказ на основе учебника и другого источникадавать характеристику исторической личности Осознавать важность изучения истории для себя самого и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни общества
Учебник доп. материалы, карта «Реформация в Европе в XVI в» П-ф 11, вопросы стр. 99
12 Распрост-ранение Реформа-ции в Европе. Контре-формация1 Определить общие установки кальвинизма; охарактеризовать основные направления контрреформации Урок изучения нового материала Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Борьба пап с Реформацией. Кальвинистская церковь, Контрреформация, иезуиты
Персоналии
Жан Кальвин
Игнатий Лойола
Раскрывать основные события Реформации в Европе; объяснять значение понятий; характеризовать основные положения учения Кальвина, сравнивать основные положения кальвинизма и люте-ранства, аргументировать собственные мнения и личные позиции Формиро
вать коммуника
тивные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соуче-
никами, к коллектив
ной работе Самостоя
тельно организо
вывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели Давать определе
ние понятий,
анализиро
вать, сравниватьклассифи
цировать и обобщать факты и явления, составлять рассказ на основе учебника выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения Осознавать важность изучения истории для себя самого и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни общества
Учебник доп. материалы, карта «Реформация в Европе в XVI в» П-ф 12. вопросы стр.
107
13 Королевская власть и Рефор-мация в Англии и борьба за господст-во на морях 1 Охарактеризовать тенденции политико-правового развития Англии; рассмотреть основные вехи религиозной истории королевства в XVI в. Комбинированный урок Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII – «религиозный реформатор». Елизавета I – «верховная правительница церковных и светских дел». Усиление Англии. Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер Персоналии
Генрих VIII
Мария Кровавая
Елизавета I
Даты:
1521
1534
1587
1588
Называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке, объяснять устройство англиканской церкви, сравнивать устройство католической и англиканской церкви, характеризовать основные направления политики Англии в данный период, научиться читать историчес
кую карту, анализиро
вать и обобщать данные карты,
Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, сравниватьклассифи
цировать и обобщать факты и явления, выделять существенную инфор
мацию из текстов разных видов, объяснять историчес
кие явления, процессы, связи и отношения, выделяе-мые в ходе исследования учебного материала, использовать карту как источник информации, давать характеристику историческим личностям Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшест
вующих поколений Учебник доп. материалы, карта «Реформация в Европе в XVI в.», П-ф 13, реферат на тему «Личность в исто-рии» (по выбору)
14 Религиоз-ные войны и укрепле-ние абсолют-ной монархии во Франции 1 Охарактеризо-вать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в.; рассмотреть французский вариант королевского абсолютизма Урок-исследование Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трёх Генрихов. Франция – сильнейшее государство на европейском континенте. Гугеноты, лидер, месса, Нантский эдикт, религиозная веротерпимость
Персоналии
Карл IX
Генрих Наваррский
Генрих III
кардинал Ришелье
Даты:
1562-1598
1572
1598
Называть основные этапы религиозных войн во Франции; раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции; сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и в Англии Взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, проявлять эмпатию, доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна Самостоя-тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, срав-нивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления, выделять существенную ин
формацию из текстов разных видов, давать комплекс
ную харак
теристику историчес
ких деяте-лей, выска
зывать и аргументировать свое отно-шение к ним Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебникдоп. материалы, карта «Реформация в Европе в XVI в.», презентация
Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) – 4 часа.
15 Освободи-тельная война в Нидерлан-дах. Рождение Республики Соединен-ных провинций 1 Рассмотреть причины и определить характер революции в Нидерландах Урок изучения нового материала Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Голландская республика – самая экономически развитая страна в Европе. Революция национально – освободи-тельная война, штатгаль-тер,
гезы, иконобор-цы, террор,
уния, республи-каПерсоналии:
Филипп II
Карл V
Герцог Альба
Вильгельм Оранский
Даты:
1566
1572
1579
1581
1609 Называть основные этапы и события Нидерландской рево-люции, систематизировать исторический мате-риал в таблице, раскрывать основные причины и значение революции в Нидер-ландах Формули
ровать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно Давать определе-ние понятий, применять ранее полученные знания для изучения нового материала,
анализиро
вать, срав-нивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления при работе с текстом учебника и допол-нительными мате-риалами, давать харак
теристику историчес
ких деятелей Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник карта «Нидерландская революция в XVI в.» П-ф 15, вопросы стр. 139
16 Парламент против короля. Революция в Англии 1 Выявить причины и рассмотреть этапы Великой Английской революции Урок-иследование Установление парламентской монархии. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Джентри, режим личного правления гражданская война, пуритане, кавалеры, круглоголовые, парламентская монархия,
Долгий парламент Персоналии:
Карл I Стюарт
Оливер Кромвель
Даты:
1640
1642
1645
1649 Называть основные события Английс-кой рево-люции, выявлять причины революции сравнивать политиче-ское устройство Англии и Франци.; высказы-вать сужде
ния о роли Кромвеля в политической истории Англии, аргументировать собственные мнения и личные позиции Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно Давать определе-ние понятий,
систематизировать материал по исто-рии рево-люции в Англии при работе с текстом учебника и допол-нительными мате-риалами, высказывать сужде-ние о значении ревоволюции в жизни Англии Осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества Учебник
доп. ма-териал карты «Англия во время буржуазной революции». «Западная Европа в 1763 г.», презентация П-ф 16. вопросы стр. 147, документ стр. 150-151
17 Путь к парламент-ской монархии 1 Проследить динамику трансформации английской политической системы и определить основные характеристики конституционной монархии в Англии Комбинированный урок Движение протеста. Права личности и парламентская система в Англии – создание условий для развития индустриального общества. Левеллерыдиггеры, военная диктатура, парламентская рес-публика, протектор, протекто-рат,
тори,
виги
Персоналии:
Джон Лильберн
Джерард Уинстенли
Вильгельм Оранский
Анна Стюарт
Даты:
1653
1651
1660
1668
1707 Уметь делать выводы, выделять общее, систематизировать исторический материал в таблице Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли, доказыватьсвою точку зрения и принимать чужую. если она убедитель-на
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, срав-нивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления при работе с текстом учебника и допол-нительными мате-риалами, представлять результат своей работы в виде таблицы, давать харак
теристику историчес
ких деятелей Осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник
доп. ма-териал карты «Англия во время буржуазной революции». «Западная Европа в 1763 г.», презентация П-ф 17, вопросы стр. 160, подг. сооб. о Кромвеле
18 Между-народные отношения в XVI-XVIII вв. 1 Рассмотреть ход Тридцатилетней войны; охарактеризовать систему международных отношений в Европе в XVIII в. Урок ознакомления с новым материалом Международные отношения. Условия и значение Вестфальского мира. Война за испанское наследство – война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, её участники и значение. Тринадцатилетняя война,
Война за испанское наследствоСемилет-няя война, коалиция, батальон
Персоналии:
Альбрехт фон Валленштейн
Густав II Адольф
Даты:
1618
1625
1630
1648
1756-1763 Называть существен-ные черты международных отно
шений данного периода, систематизировать историчес-кий матери
ал в табли
це, характе
ризовать систему международных отно
шений в Европе в XVIII в., анализируя разные точки зре-ния о поли-тическом устройстве Европы, высказы-вать свое суждение о том, какая точка зрения соответствует эпохе Нового времени. Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организо-вывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели Раскрывать значение понятий, анализиро
вать и сравни-вать, факты и явления, уметь выделять существенную инфор
мацию из источников разных видов, пред-
ставлять результат своей работы в различной форме Осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.»,
презентация П-ф 18-19, вопросы стр. 171

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований – 8 часов
19 Великие просветители Европы 1 Рассмотреть общий интеллектуальный «климат» Франции в XVIII в.; рассмотреть политические и социальные модели, предлагаемые французскими просветителями Урок ознакомления с новым материалом Идеи Просвещения как мировоззрение буржуазии. Образование как решающий ресурс развития общества. Учение Дж.Локка. Ш.Монтескье. Вольтер. Идеи Ж.-Ж.Руссо. Экономические учения А.Смита и Ж.Тюрго. Эпоха Просвещения,
разделение властей, народный суверени-тет, энциклопедисты
Персоналии:
Дж.Локк
Ш.Монтес
кье
Вольтер
Ж.-Ж.Руссо А.Смит
Ж.Тюрго
ЖДАламбер
Д.Дидро Характеризовать предпосылки Просве
щения, объяснять основные идеи прос-ветителей, объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества, развивать умение работать с текстом учебника и дополнительными текстами, системати-зировать историчес-кий материал в таблице
Формулировать свою точку зрения, аргументировать и доказывать ее, выслушивать альтер-нативную и принимать ее, если она убедитель-на
Самостоя
тельно организо-вывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, составляют план, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определения понятий, актуализировать ранее изу-ченное, выделять главное и систематизировать выделен-ное при работе с текстом учебника и допол-нительными мате-риалами, представ-ляя результат своей работ ы в виде таблицы,
составлять рассказ на основе отобран-ного мате-риала Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник доп. материалы П-ф 20, вопросы стр. 181, жокумент стр. 182-183
20 Мир художест-венной культуры Просвеще-ния 1 Ознакомить учащихся с основными направлениями развития искусства в XVIII в; определить тенденции развития искусства в VIII в. Урок -путешествие Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи в художественной литературе – Д.Дефо, Д.Свифт. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П.Бомарше, Ф.Шиллера, И.Гете. Живописцы знати. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия». Музыкальное искусство эпохи Просвещения. Классицизм
Персоналии
Д.Дефо, Д.Свифт. П.Бомарше, Ф.Шиллер И.Гете
Ф.БушеА.Ватто
У.Хоггарт
Ж.-Б.Шарден
Ж.Давид
И.-С.Бах
В.Моцарт
Л.Бетховен Называть имена представителей эпохи Просвещения и их произведения; характеризовать особенности духовной жизни Европы XVIII в., аргументировать собственные мнения и личные позиции
Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Анализировать,срав
ивать, классифицировать и обобщать факты и явления, уметь выделять существенную инфор
мацию из источников разных видов, представ
лять ре-зультаты исследова
ний в форме творческих проектов Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала,
осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, высказы
вать суждение о вкладе деятелей эпохи Просвещения в мировую культуру Учебник презентация П-ф 21, подг. проект по теме «Литература эпохи Просвещения», «Те-атр эпохи Просвещения», «Жи-вописцы зна-
ти». "Пев-цы третьего сословия», «Музыка эпохи Просвещения» (по выбору)
21 На пути к индустри-альной эре 1 Рассмотреть взаимосвязь аграрной рево
люции и про
мышленного переворота; охарактеризо
вать значение промышленно
го переворота для экономии
ческой и соци
альной сферы Комбинированны урок Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техники. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества. Луддизм. Аграрная революция
промышленный переворот, фабрика,
луддизм
Персоналии:
Дж.Хагривс, Хейс, Модсли,
Дж.Уатт,
А.Дарби,
Дж.Уикинсон Показы-вать тенденции аграрной революции в Англии, характеризовать усло
вия промы
шленного переворота и новые явления в экономи-ческой жизни страны, основные классы капиталистического общества, причины движения протеста. Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада-чами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Анализировать,срав
ивать, классифицировать и обобщать основные факты и явления, строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме
Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала,
осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник карта «Промышлен-ный перево-рот в Англии» П-ф 22, вопросы стр. 203, документ стр. 204-207
22 Английские колонии в Северной Америке 1 Охарактеризовать характер первых английских поселений в Новой Англии; рассмотреть характерные черты новой американской нации Урок изучения нового материала Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирова-ние северо-американской нации. Конфликт с метрополией. Колония, метропо-лия, пилигрим,
«Бостонс-кое побоище»,
«Бостонс-кое чаепитие»
Даты:
1606 г.
1620 г.
1770 г.
1773 г. Называть причины колонизации Америки, давать характерис
тику коло-
ниальному обществу, его хозяй-
ственной жизни, способу управления колониями, рассматри-вать тен-денции формиро-вания североаме-
риканской нации и идеологии североаме-риканского общества, аргументировать соб
ственные мнения и личные позиции Формули-ровать свою точку зрения, с достаточ
ной полно
той и точностью выражать свои мысли
Самостоя
тельно организо-вывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Анализировать,срав
нивать, классифи
цировать и обобщать факты и явления, овладе-вать приемами решения творческих заданий составлять рассказ на основе учебника и другого источника использовать карту как источник информа-ции Формиро
вать лич
ностную мотива
цию к изучению нового материала, осознавать важность изучения истории для себя самого и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни общества
Учебник карта «Север-ная Аме
рика в 1775-1783 гг.», презентация П-ф 23, вопросы стр. 214
23 Война за независи-мость. Создание Соединенных Штатов Америки 1 Проследить ход гражданской войны и рассмотреть последствия войны за независимость Урок проблема Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедли-вость. Т.Джеффер-сон и Дж.Вашинг-тон. Декларация независимости США. Образование США. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. устройство государства. Билль о правах. Патриоты, лоялисты, конститу-ция, сувеерени-тет, респуб
лика, федерация Персоналии:
Т.Джефферсон Дж.Вашингтон
Б.Франклин
Даты:
19апр.1775г.
4июля1776г.
Окт. 1777 г.
1781 г.
1783 г.
1787 г.
Развивать умение работать с текстом учебника и дополнительными текстами.
Называть причины войны за независимостьхарактеризовать ход военных действий, итоги и значение войны, использовать карту как источ-ник инфор-мации Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определе-ние понятий, анали-
зировать, сравни-вать, классифицировать и обобщать факты и явления, выделять существенную инфор
мацию из текстов разных видов, описывать объект по алгоритмудавать характеристику исторических деятелей Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник доп. материалы, карта «Север-ная Аме
рика в 1775-1783 гг.», презентация П-ф 24, вопросы стр. 225, документ стр. 226, подг. сообщен. о Джефферсоне, Вашингто-не,
Франклине (повыбору)
24 Франция в XVIII в. причины и начало Великой Французс-кой революции 1 Выявить причины Великой Французской революции и охарактеризовать ее начальный этап Урок знакомства с новым материалом Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция. От Генеральных штатов к Учредительному собранию. О.Мирабо. Жильбер де Лафайет. Третье сословие, кризис, голодный поход, Национальное собрание. Учреди-тельное собрание
Персоналии:
Людовик XV,
Жак Тюрго,
Оноре де Мирабо,
Жильбер де Лафайет
Даты:
14 июля 1789 г. Развивать умение работать с текстом учебника выявлять предпосылки и причины великой французс-кой рево-люции, характери-зовать начальный этап рево-люции,
систематизировать исторический материал в таблице Формули-ровать свою точку зрения, с достаточ
ной полно
той и точностью выражать свои мысли слушать и слышать друг друга
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели Давать определения понятий, анали-
зировать, сравни-вать, классифицировать и обобщать факты и явления, выделять главное и систематизировать выделен-ное при работе с текстом учебника и допол-нительными мате-риалами, представ-ляя результат своей работ ы в виде таблицы,
составлять рассказ на основе отобран-ного мате-риала Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Учебник доп. материалы, карты «Запад-ная Европа в 1789 г.», «Начало Великой французской револю-ции» П-ф 24, воп-рос 3 стр.
238
25 Великая французс-кая революцияОт монар-хии к рес-публике 1 Рассмотреть динамику революционных событий во Франции; охарактеризовать особенности якобинского режима Урок-исследование Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Парижская коммуна. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Казнь Людовика XIV. Якобинская диктатура и террор. Белая эмиграция,жирондис-ты, якобинцы, правые, левые, Комитет общественного спасения,
Диктатура, гильотина, декрет Персоналии:
Людовик XVI,
Дантон,
Марат, Робеспьер,
Жак Ру, Наполеон Бонапарт
Даты:
26 авг.1789г.
5-6 окт.1789
1791 г.
10авг.1792 г.
20сент. 1792
21янв.1793г. Развивать умение работать с текстом учебника,
систематизировать исторический материал в таблице; называть основные события революции
характеризовать особенности взглядов членов политических клубов, тенденции установления якобин-ской диктатуры, аргументировать собственные мнения и личные позиции Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, срав
нивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления, выделять существенную инфо
рмацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику историческим дея
телям Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, высказы-вать оце-ночные суждения о деятелель-ности участников революции Учебник доп. материалы, карты «Начало Великой французской револю-ции», «Борьба револю-ционной Фран-ции с внешней и внут-ренней контрреволюци-ей в 1792-
1794 гг.» П-ф 25, вопросы стр. 250, документ стр. 251
26 Великая французс-кая рево-люция. От якобин-ской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта 1 Установить причины падения якобинского режима; охарактеризовать режим Директории Урок-исследование Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера. Термидорианский переворот и расправа с противникамиКонституция 1795 г. Генерал Бонапарт и установление консульства. Значение великой французской революции. Умерен-ные, снисходи-тельные, «бешеные» Термидорианцы, Директо-рия
Персоналии: Наполеон Бонапарт
Даты
27 июля 1794 г.
1795 г.
9-10 нояб.1799г Раскрывать причины падения якобинского режима, характери-зовать особеннос-ти режима Директо-рии ,системати-зировать истори-
ческий материал в таблице, аргументировать собственные мнения и личные позиции Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, срав
нивать, классифи-цировать и обоб-щать фак-ты и явле-ния, систе
матизировать истори
ческий материал, устанавливать при-чинно-следственные связи, использо
вать ранее получен-ные зна-ния, пред-ставлять результат своей работы в таблице, давать характеристику историческим дея
телям Формиро
вать лич
ностную мотивацию к изучению материала, выражать свое отношение к роли истории в жизни человечес
кого общества, осмысли
вать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, высказы-вать оце-ночные суждения об истори-ческих событиях Учебник доп. материалы, карта «Борьба револю-ционной Фран-ции с внешней и внут-ренней контрреволюци-ей в 1792-
1794 гг.» П-ф 26, воп-рос 11 стр. 262
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации – 2 часа
27 Государст-ва Востока: традицион-ное общество в эпоху раннего Нового времени 1 Дать характеристику традиционному восточному обществу Урок ознакомления с новым материалом Деревенская община и ее различия в разных цивилизациях. Государство – регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Религия Востока. Конфуцианство
буддизм
индуизм
синтоизм Давать харак-теристику традиционному обществу Востока, выделять различия, характери-зовать тенденции религиозных учений Востока, анализировать и обобщать данные карты Формули
ровать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно органи-зовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учеб
ную проб
лему, выби
рать сред
ства дости
жения цели из предложенных, а так
же искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат усвоения материала Давать опреде-ления понятий, анализиро
вать, сравни-ватьклассифци
ровать и обобщать факты и явления, осуществ
лять выбор наиболее эффектив
ных способов решения образовательных задач в зависимости от конк-ретных условий Формиро
вать познава
тельный интерес Учебник доп материалы,
карта «Индия, Китай, Япония в XVI-XVII вв.». П-ф 29-30
28 Государст-ва Востока. Начало европейс-кой колони-зации Определить тенденции развития восточных государств Комбинированный урок Разрушение традиционных восточных обществ европейскими колонизаторами. Соперничество Франции, Англии и Португалии за Индию. «Закрытие Китая». Китай и Европа. Правление сегунов.в Японии. Сословный характер общества. «Закрытие» Японии. Самурай, регламентация, могол, клан, сипай, богдыхан
деспотия
сегунат
Персоналии:
Бабур
Акбар
Даты:
1526 г.
1644 г.
1739 г.
1757 г Характери-зовать тенденции развития восточных государств, применять понятийный аппарат историчес
кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности значения событий и явлений
Формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника
ции
Самостоя
тельно организовывать учебное взаимодействие в группе, обнаружи
вать и формулиро
вать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоя
тельно, прогнози
ровать результат и уровень усвоения материала Давать определе-ние понятий,
анализиро
вать, сравниватьклассифи
цировать и обобщать факты и явления, выделять существенную инфор
мацию из текста, объяснять историчес
кие явления, процессы, связи и отношениявыделяе-мые в ходе исследования учебного материала Формиро
вать познава
тельный интерес, давать оценку действиям колонизаторов Учебник карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII вв.», презентация П-ф 31, вопросы стр 284, документ стр.
284-285
Повторение – 2 часа
29-30 Повторе-ние2 Систематизировать и обобщить исторический материал по курсу «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.» Урок систематизации знаний
Урок контроля знаний Материал по курсу «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.» Основные понятия, персоналии, даты и события по изученной теме Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду, выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА Формулировать свою точку зрения, с достаточ
ной полнотой и точностью выражать свои мысли
Самостоятельно выделять и формулировать позна
вательную цель, использо-вать общие приемы решения поставленных задач
Осуществлять анализ, обобщать факты и явления, осуществ
лять выбор наиболее эффектив
ных способов решения познавательных и творчес-ких задач Формиро
вать познава
тельный интерес, определять причины успеха /неуспеха Учебникдоп. материалы
тест Подг. к тесту