Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов


Учебно-исследовательская деятельность обучающихся 4 класса «Шажок в науку» Руководитель: Кондратьева Алла Алексеевнаучитель начальных классовМБОУ «Золотухинская СОШ» п. Золотухино Курская область 2015 г. Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности -развитие познавательных умений и навыков обучающихся;-умение ориентироваться в информационном пространстве;-умение самостоятельно конструировать свои знания;-умение интегрировать знания из различных областей наук;-умение критически мыслить методы исследования Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Посмотреть книги и издания периодической печати по теме Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет, журналов Спросить у других людей Запиши интересную информацию, которую получил от других людей Посмотреть телематериалы Запиши то необычное, что узнал из фильма Использовать Интернет Запиши то новое, что узнал с помощью компьютера Понаблюдать Запиши информацию Провести эксперимент Запиши результаты Учебно-исследовательские умения младших школьников умение видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросыдавать определения понятиям классифицировать наблюдать и экспериментировать делать выводы и умозаключения структурировать материал Развитие умений видеть проблему Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Презентация обучающихся 4 «А» класса МБОУ «Золотухинская СОШ»Руководитель: Кондратьева А.А.п. Золотухино2015г. По дороге из школы на улицах нашего поселка мы часто видим вот такие картины Мы подумали: «Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора?» В результате возникла тема учебного исследования «Что я могу сделать с мусором? Проблема утилизации отходов» Раньше вопрос утилизации отходов остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки и тому подобное скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая. Переселение в города привело к изменению потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. Города засорены мусором, и он не всегда убирается, даже вывезенный не всегда перерабатывается.В результате возникла проблема утилизации отходов. Как быть? Определить цель учебного исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим. Мы задали этот вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?» Цель: проследить путь бытовых отходов и разрешить проблему утилизации 4. Задачи учебного исследования : – проанализировать утилизацию мусора в разных странах;– описать влияние отходов на окружающую среду;– доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;– предложить свои способы вторичного использования бытовых отходов. Объект исследования : экология.Предмет исследования : бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.Участники исследования : семьи одноклассников и независимые участники.6. Гипотеза учебного исследованияВозможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробуем предложить, как их можно вторично использовать.7. Методы учебного исследованияМы использовали следующие методы учебного исследования: анализ; анкетирование; эксперимент; наблюдение; сравнение; обобщение. 1. Поиск информации в различных источниках (книги и издания периодической печати, Интернет).2. Социологический опрос.3. Способы использования бытовых отходов. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый указ, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе ,чем за милю от города. С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках (полигонах) в сельской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами. пластиковые бутылки, баночки, пакеты и другой мусор способствуют разрушению и засорению почвы ( период разложения изделий из пластика около ста лет);сжигание мусора приводит к загрязнению атмосферы. Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырье для будущего продукта – вторичного сырья, как элемент бизнеса. «Но без введения раздельного сбора мусора эффективно решить проблему переработки бытовых отходов невозможно.» Для приема и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приема. Теоретически можно утилизировать 90% отходов (практически 70–75%), однако при этом мы так или иначе создадим кладбища отходов. Значит, о мусоросжигающем заводе тоже когда-то придется задуматься. Мы решили узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья? Для этого провели социологическое исследование: попросили родителей ответить на вопросы анкеты. Здравствуйте, уважаемые участники опроса! Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы:1. Состав семьи: ____ человек.2. Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю? 2 л – ... шт., 1,5 л – ... шт., 1 л – ... шт., 0,5 л – ... шт.;, 0,33 л – ... шт.3. Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в день? – Обычные пакеты – ... шт.; из-под молока, кефира, майонеза и пр. – ... шт.; – большие пакеты – ... шт.4. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в день? – Из-под йогурта – ... шт.; из-под сметаны – ... шт.5. Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических товаров в месяц? пластиковых бутылок: – 88 шт. объемом 2 л; - 73 шт. объемом 1 л - 52 шт. объемом 0,5 л; - 16 шт. объемом 0,33 л; - 272 шт. объемом 1,5 л; пластиковых баночек из-под йогурта: - 840 шт.; - из-под сметаны – 346 шт.; пакетов обычного размера – 2982 шт.; - из-под молока, кефира – 1092 шт.; - больших пакетов – 788 шт.; пластиковых флаконов из-под шампуней – 92 шт. Результаты опроса нас ошеломили!Мы увидели, что огромное количество пластиковых бутылок, пакетов и другой продукции засоряет природную среду. – 1 железный прут (60 см); – 2 круга из железа и пластика;– 14 пластиковых 1,5-литровых бутылок; – 6 шурупов с гайками;– прозрачный скотч; – мраморная крошка, - клей «Момент», - цветные нитки (для украшения). Для ее изготовления нам понадобились: Из подсчитанного нами пластика можно сделать 34 таких подставки. Дома с родителями мы сделали подставки для цветов. Пути выхода из проблемы – 11 ваз для цветов;– 11 леек;– 420 стаканов для карандашей;– 200 горшков для рассады;– 30 поддонов для цветочных горшков;– 640 стаканчиков для канцелярской мелочи. Кроме этого, можно изготовить: 1.Таким образом, мы узнали ,что очень много мусора скапливается в населённых пунктах, поэтому появилась проблема утилизации отходов. 2. Изучив научную литературу, мы выяснили, что для переработки мусора строятся мусороперера-батывающие заводы, создаются новые экологически безопасные полигоны.3.Каждый из нас способен изготовить из ненужного пластика различные поделки и нужные в быту предметы.4.Все вместе мы считаем, что каждый человек должен задуматься о том, какой вред наносит природе мусор и какой вклад может внести он в решение проблемы борьбы с мусором.