Ролевая игра-обсуждение «Суд над Иваном Грозным».
Урок в 10 классе. РОССИЯ ВРЕМЕНИ ИВАНА ГРОЗНОГО
Ролевая игра-обсуждение «Суд над Иваном Грозным».
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Цель:
Сформировать целостное представление о личности Ивана Грозного.
Задачи урока:
1) Через оценку личности Ивана Грозного и характера правления подвести учащихся к осмыслению исторической эпохи.
2) Развитие коммуникативных и дискуссионных навыков, умения самостоятельно работать с информацией, с текстом, выделять главное.
3) Сформировать позитивное отношение к истории своей страны и толерантность.
Техническое оформление урока:
1. Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца 19 века». Первая часть.
2. Презентация « Суд над Иваном Грозным».
3. Дополнительная литература:
- XVI век. Сотворение России // Родина. 2004. № 12.
-Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 3. Политическая мысль в России. X первая половина XIX в. М., 1997.
- Володихин Д. Иван IV: от боярского правления к опричнине / Д. Володихин // Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1995. Т. 5. Ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого.
- Зимин А. А. Россия времени Ивана Грозного // А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. М., 1982.
- Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. М., 1989.
- Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. М., 1983.
- Хрестоматия по истории России. В 4 т. / сост. И. В. Бабич [и др.] Т. 1. С древнейших времен до конца XVII в. М., 1994.
Историческая проблема: Оценка деятельности выдающейся исторической личности.
Класс предварительно разделен на две группы: обвинителей и защитников. Каждая группа состоит из свидетелей и экспертов. Свидетели представляют интересы исторических личностей, современников царя. Эксперты докладывают об экспертизе трудов российских историков, представляют их мнение об Иване IV. Руководит группой прокурор или адвокат. Каждая группа, используя материал учебника, дополнительные ресурсы готовят свои выступления, проведя исследование внутренней и внешней политики Ивана Грозного, его биографии. Выступающие ограничены во времени ( 4-5 минут). Выбраны 3 присяжных заседателя, которые вынесут свой вердикт, будут оценивать работу групп и давать рецензию на выступления.
Урок построен на основе межпредметных связей истории и права .
Исторические лица, свидетели:
Елена Глинская, великая княгиня, мать Ивана IV.
Иван Иванович, сын Ивана IV.
Митрополит Макарий, член Избранной рады.
Священник Сильвестр, духовник Ивана IV, член Избранной рады.
Алексей Адашев, член Избранной рады.
Князь Андрей Курбский, член Избранной рады, воевода.
Малюта Скуратов, опричник.
Симеон Бекбулатович, служилый татарский хан.
Григорий Строганов, купец.
Владимир Старицкий, удельный князь.
Зависимый крестьянин,
Путешественник – иностранец,
Митрополит Филипп и др.
Участники суда:
прокурор, адвокат, присяжные заседатели, судья.
Ход урока.
Встать суд идёт!
Судья проверяет явку, устанавливает личность подсудимого.
Слушается дело о преступлении первого русского царя Ивана Васильевича Грозного, 1530 г.р. в убийстве невинных подданных, разорении страны, произволе власти. В связи со смертью царя в 1584 г. дело слушается в его отсутствие.
Первый этап. Вступительное слово судьи. Уточнение регламента процесса (время выступления, права присяжных, прокурора, адвоката и судьи задавать вопросы, выбор председателя присяжных, судья предупреждает об ответственности за дачу ложных показаний).
Второй этап. Разбирательство дела.
Выступление прокурора. Он перечисляет преступления Ивана Грозного. Опрос свидетелей обвинения, экспертов.
Третий этап. Выступление адвоката и его свидетелей
. Формулировка вопроса для суда присяжных (прокурор и судья должны продумать заранее статьи обвинения. Например: террор против подданных, участие в убийствах, причинение экономического вреда, создание династического кризиса, поражение в войнах и пр. Адвокат заранее продумывает вопрос о положительных сторонах царствования и о смягчающих обстоятельствах).
Четвертый этап. Прения сторон. Реплики сторон, в которых каждая может возразить доводам другой.
Суд присяжных выносит вердикт по вопросам:
1)Доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый,
2)Доказано ли, что деяние совершил подсудимый,
3) Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления,
4)Заслуживает ли подсудимый снисхождения?.
Пятый этап. Приговор судьи. Иван Грозный позора или славы достоин?
Суд, признавая заслуги Ивана Грозного в проведении реформ, выносит обвинительный приговор за совершении массовых насилий, убийств, приведших к разорению и опустошению России в конце 16 века.
Оценка деятельности учащихся на занятии.
Процедуру оценивания можно поручить судье и присяжным. По окончании занятия они собирают формы оценивания (по три формы на каждого участника), подсчитывают количество баллов и выводят рейтинговую оценку.
Форма оценивания .
Роль ___________________ Оценка ____________
1)Подготовка к процессу (информированность и эрудиция)
2)Четкость выступления (умение сосредоточиться на главном и аргументировать свою позицию)
3)Исполнение роли (речь, убедительность)
Домашнее задание: подготовиться к итоговому тестированию.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15