Сценарий мероприятия, посвященного Дню Конституции РФ
Тема: Наша Конституция.
Цель: расширить представления обучающихся о Конституции, символике России; способствовать формированию общероссийской идентичности; воспитывать чувство гордости за свою страну; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.
Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, проектор, презентация к уроку, звукозаписи с песнями.
Ход мероприятия.
(На интерактивной доске 1-ый слайд презентации)
Ведущий 1: Добрый день всем!
Ведущий 2: Сегодня наш урок посвящается дню Конституции Российской Федерации. Ведущий 3: Ныне действующему основному закону государства исполняется 20 лет.
Ведущий 1: Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.
(На интерактивной доске 2-ой слайд презентации) (Звучит Гимн Российской Федерации)
(После гимна на интерактивной доске 3-ый слайд презентации)
Ведущий 2: Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Ведущий 3: Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны.
Ведущий 1: Этот закон един для всех. Он имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.
Ведущий 2: Посредством конституции народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
(На интерактивной доске 4-ый слайд презентации)
Ведущий 3: Всем известно, что знать Конституцию должны все люди: и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)(Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.)
(На интерактивной доске 5-ый слайд презентации)
Ученик 1: День Конституции — это день закона,
Права и защиты наших граждан!
Его мы встретим с почестью сегодня,
Для России — день из самых важных!
Ученик 2: Поздравляем всех, от мала до велика,
Богатеет пусть и пусть цветет страна!
Конституция людей любых религий
Единит и бережет всегда!
Ученик 3: В день Конституции Российской Федерации
Я от души хочу вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
Ученик 4: В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг РФ объединил!
(На интерактивной доске 6-ой слайд презентации)
Учитель: Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, называемый терроризмом, воровством, насилием, дискриминацией, посягательством на репутацию человека. Люди решили, что необходимо составить специальные документы по правам человека. 10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция.
(На интерактивной доске 7-ый слайд презентации)
Ведущий 1: История конституции такова.
(На интерактивной доске 8-ый слайд презентации)
Ведущий 2: Конституция РСФСР 1918 г. Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании. Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года, были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций.
(На интерактивной доске 9-ый слайд презентации)
Ведущий 3: Конституция СССР 1924 г. первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик. Был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения.
(На интерактивной доске 10-ый слайд презентации)
Ведущий 1: Конституция СССР 1936 г. Неофициальное название: «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма.
(На интерактивной доске 11-ый слайд презентации)
Ведущий 2: Конституция СССР 1977 г. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».
(На интерактивной доске 12-ый слайд презентации)
Ведущий 3: Конституция РФ 1993 г. Высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России. День Конституции причислен к памятным датам.
(На интерактивной доске 13-ый слайд презентации)
Ведущий 1: Каждый человек, гражданин Российской Федерации должен знать свою Конституцию. Проверим ваши знания с помощью игры.
Ведущий 2: Команды мы подготовили заранее. Первая команда: «Парламент», вторая команда: «Правительство». Приглашаем вас занять свои места. 1конкурс «Ты – мне, я – тебе». Каждая команда задаёт подготовленные вопросы по содержанию Конституции друг другу.
(Примерные вопросы и ответы: 1. Какие отношения регулирует Конституция РФ? Основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство нашего государства, систему и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, местное самоуправление, порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и ее пересмотра 2. Какие права закреплены в Конституции РФ? По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. 3. Что гражданам России можно, а что нельзя?
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно — гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей. )Учитель подводит итоги и записывает результаты.
Ведущий 3: Следующий конкурс называется «Найди соответствия». У каждой команды на столах лежат карточки с терминами, которые используются в Конституции РФ и карточки, на которых написано, что эти термины обозначают. Карточки необходимо соединить.
1. Право
2. Мораль
3. Амнистия
4. Кодекс
5. Свидетель
6. Адвокат
7. Преступление
8. Закон
9. Гражданин
10. Импичмент
11. Суверенитет
12. Демократия
1) -совокупность представлений людей о добре и зле;
2) - система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
3) - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
4) - частичное или полное освобождение от наказания;
5) -защитник;
6) -очевидец преступления;
7) - власть народа;
8) - особо тяжкое противоправное действие;
9) - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
10) - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
11) – независимость
12) - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента
Учитель подводит итоги конкурса и записывает результаты.
Ведущий 1: Главный постулат прав человека - «все люди обладают человеческим достоинством». Из него следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах. Предлагаем вашему вниманию «Мозговой штурм». На вопросы имеет право ответить каждая команда. Приветствуются оригинальные ответы.
Ведущий 2: Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчёркивалась бы значимость достоинства для конкретного человека.
Ведущий 3: Чем рискуют люди, унижающие человеческое достоинство других людей?
Ведущий 1: Могут ли соблюдаться права человека в обществе, в котором уважение человеческого достоинства не является жизненным приоритетом? Что грозит такому обществу?
Учитель подводит итоги «Мозгового штурма» и записывает результаты.
Ведущий 2: А сейчас «Блиц-опрос». На вопросы ведущего отвечают команды по очереди. Правильный ответ добавляет команде один балл.
Ведущий 3:
- Какое государство называют правовым? (Правовым называют то государство, в котором признаётся верховенство закона, права и свободы человека, существует разделение властей и независимый суд.)
- Какими должны быть выборы в демократическом обществе? (Периодическими, представительными, окончательными.)
- Какой должна быть конечная цель власти? (Улучшение жизни граждан.)
- Что такое равноправие граждан? (Гарантия со стороны государства равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф.? (Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )Учитель подводит итоги всей игры.
(Лучшую команду награждают в конце урока)
(На интерактивной доске 14-ый слайд презентации)
Ведущий 1: Конституция Российской Федерации – это не просто описание нашего жизнеустройства. Она обладает специфическими чертами и свойствами.
(На интерактивной доске 15-ый слайд презентации)
Ученик 1: Легитимность(законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что она принята законным способом. Конституционные нормы отражают волю народа.
(На интерактивной доске 16-ый слайд презентации)
Ученик 2: Реальность означает, что конституционные положения отвечают действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества. Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности.
(На интерактивной доске 17-ый слайд презентации)
Ученик 3: Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.
(На интерактивной доске 18-ый слайд презентации)
Ученик 4: Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положения Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.
(На интерактивной доске 19-ый слайд презентации)
Ученик 5: Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.
(На интерактивной доске 20-ый слайд презентации)
Ученик 6: Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.
(На интерактивной доске 21-ый слайд презентации)
Ученик 7: Как основа правовой системы Конституция РФ вступает главным юридическим источником всей правовой системы России.
(На интерактивной доске 22-ый слайд презентации)
Ведущий 2: Для вас выступает: ……….. (ученик поёт песню «Улыбнись, Россия)
Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность.
Ведущий 3: У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
(На интерактивной доске 23-ый слайд презентации)
Ведущий 1: Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Для вас выступает: ……… (ученик поёт песню «Я – гражданин России» )
(После песни на интерактивной доске 24-ый слайд презентации)
Ведущий 2: А сейчас викторина.
Ведущий 3: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? ( 12-го декабря 1993)
Ведущий 1: Так кому же все-таки, согласно Конституции, принадлежит власть в России? ( Народу)
Ведущий 2: Что в нашей Конституции прописано, как высшая ценность? (Права и свободы Человека)
Ведущий 3: Конституция РФ четко формулирует, что является высшим непосредственным выражением власти народа. Первое – это свободные выборы, а что же второе? ( Референдум)
Ведущий 1: Какая религия, согласно Конституции РФ, является государственной в России? ( Никакая)
Ведущий 2: Кем, следуя Конституции, не является Президент РФ? (Главой исполнительной власти)
Ведущий 3: Какой из видов субъектов федерации, входящих в состав РФ, обладает собственной Конституцией, наряду с Конституцией РФ? ( Республики)
Ведущий 1: На тридцатый день после своего избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, а кто же, согласно Конституции РФ, должен открыть это заседание? ( Старейший по возрасту депутат)
(На интерактивной доске 25-ый слайд презентации)
Ведущий 2: А теперь мы подводим итоги сегодняшнего урока.
Ведущий 3: Слово предоставляется: ……….. .
(Учитель подводит итоги урока, вручает грамоту выигравшей команде и грамоту за участие проигравшей команде и говорит о заключительной выступлении ученика, который поёт песню «Служить России»).
(На интерактивной доске 26-ый слайд презентации).