Статья на тему Метод Дебаты как один из способов развития коммуникативной компетенции


Метод "Дебаты" как один из способов развития коммуникативной компетенции
Заговори, чтобы я тебя увидел...
Сократ
Одним из требований ФГОС НОО является формирование личности, способной добиться успеха в жизни.
Успешным хочется быть любому из нас. Но как же добиться этого? Оказывается, наблюдая за людьми, мы замечаем, что для достижения успеха в жизни важно умение общаться с людьми. «Умение говорить - это наикратчайший путь к известности…
Заинтересовавшись технологией, мы изучили материалы в литературе и Интернет - источниках – оказалось использование данного метода наблюдается с 7 класса, довольно редко в начальных классах, также провела анализ собственного опыта работы.
Метод «Дебаты» способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности, расширению их кругозора навыков публичного выступления (чего зачастую наши дети боятся). Думаю, что научить этому школьников мы можем, применяя инновационные образовательные технологии, в том числе и технологию «дебаты», которая получила распространение в 33 странах мира.
В Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии. Специальные курсы ораторского мастерства и дебатов существовали и в Средние века.
Неформальные же дебаты мы наблюдаем каждый день. Спорят начальники и подчиненные. Спорят члены различных политических партий. Спорят все и повсюду: в магазине, телестудии, по разным проблемам и вопросам. А ведь спор - это искусство. «Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и научных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой».
Сложность дебатов заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе.
«Дебаты» - это игровая технология, имеющая свои принципы и правила, позволяющая развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений.
Цель технологии «Дебаты» и задачи представлены на слайдах.
В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение, который является темой «игры» и определяет позиции двух соревнующихся команд. Дети, как и взрослые, любят спорить. «В споре рождается истина»-утверждал Сократ.
Мои ученики обладают умением говорить связно, логически выдерживать нить мысли. Но как их научить доказывать точку зрения, приводя доводы. Считаем, что это необходимо любому грамотному человеку. Большим подспорьем в работе для меня стал опыт работы Збаранской А.Н.
Нами разработан план освоения данного метода в собственном классе:
- Мы проводим подготовительную работу к использованию данного метода: уделяем внимание правильной, грамотной речи; знакомимся с элементами риторики (упражнения по композиции, культуре речи), изучаем правила организации устного публичного выступления. Особое внимание обращаем на логичность, выразительность, эмоциональность речи спикеров. Для этого используем скороговорки, речевые разминки...Учащиеся имеют навыки выступления на научно-практической конференции.
- Также в дебатах важен стиль выступления. Поэтому во время выступлений с сообщениями мы обращаем внимание на голос, зрительный контакт, мимику. В этом мне помогают некоторые приёмы из опыта работы Емельянова В.В. (дыхательная, артикуляционная гимнастика), которые мы используем на уроках чтения, окружающего мира.
- При знакомстве с расстановкой игроков и регламентом, главное внимание уделяем этическим основам «Дебатов» честность, корректность, уважение к чужим взглядам. Обращаем внимание ребят на то, что в дебатах побеждает команда, не защищающая «верное мнение», а команда, лучше доказавшая свою позицию, сумевшая быть более убедительной.
- Провели знакомство с ролями спикеров. Выяснили, какие обязанности и роль в структуре Дебатов у спикера - это основные участники игры. У каждого спикера своя особенность выступления. Одно из упражнений - «Мысль одна, а способов ее выражения ...?»: уметь 5-6 раз «выложить» главную мысль высказывания и каждый раз в другой словесной формулировке - одно из решающих условий, чтобы эта мысль запомнилась, «засела» в сознании слушателей, что очень важно в искусстве убеждения.
Цель этого упражнения - научиться выражать одну и ту же мысль разными средствами языка.
- Считаем важным выработку навыков самостоятельной работы с источниками, поиска и обработки, информации. В качестве ученых- исследователей дети изучают информацию, ищут данные, относящиеся к определенной теме в разнообразных источниках (библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения - одноклассников, родителей и т.д., классифицируют, анализируют и затем организуют все доказательства в логическую и четкую форму.
- На уроках, классных часах или во внеурочной деятельности мы используем «Перекрестные вопросы». Это один из сложных раундов в методе дебатов. У детей развиваются навыки внимательного слушания и умения задавать вопросы, что очень важно, а также умение высказывать аргументы, как утверждения, так и отрицания.
При этом надо помнить, что «Дебаты» не только сама игра, а долгая и кропотливая подготовка по выяснению сути вопроса.
За короткий период работы уже заметны результаты:
ребята научились выслушивать мнение другого;
четко и правильно выражают свои мысли;
грамотно строят вопросы друг другу, аргументируют свой ответ;
речь детей изменилась: стала более выразительной, эмоциональной.
В конце февраля 2017 года мы планируем провести с второклассниками первые мини-дебаты, а у педагогов гимназии возникло желание разработать программу для организации занятий внеурочной деятельности в начальной школе по данному направлению.