Роль учителя в педагогической поддержке первоклассников с тяжелыми нарушениями речи.
О.В.Старшинова
ОГБОУ «Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа №10 г. Рязани
Роль учителя в педагогической поддержке первоклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.
Как же трудно соответствовать требованию времени детям, если в силу различных биологических и социальных причин они испытывают трудности в освоении образовательных программ.
Все больше детей нуждаются в помощи специалистов: врачей, психологов, дефектологов, логопедов. Цель их работы понятна- обучение детей для их дальнейшей социальной адаптации.
К нам в школу поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи, их уровень развития речи значительно отстаёт от возрастной нормы.
Для развития коммуникативной функции речи и социальной адаптации учащихся с речевой патологией оказываем поддержку, которая даёт возможность наглядно, доступно, на близком и понятном материале ученикам довести до их сознания нравственные нормы и ценности, учим детей с ТНР взаимодействовать с людьми и обществом. Ведь, если дети учатся в специальной школе, то после окончания школы, жить им придётся в обществе, где рядом будут находиться люди, окончившие и лицей, и гимназию, и массовую школу.
Обучение должно быть доступным и посильным по возрасту, способностям и уровню развития учащегося.
В мае, августе на собраниях родителей будущих первоклассников говорим о единых требованиях к ребёнку со стороны семьи и школы. Рисуя цепочку (учитель- ученик- родители), объясняем, что если кто-то будет бездействовать, то цепочка разорвётся и положительных результатов не будет. Поэтому внушаем родителям, что ребёнок должен прежде всего получить их поддержку.
У меня сейчас первый класс. Сотрудничество с родителями очень важно. На мини - родительских собраниях в букварный период родители получают консультационное сопровождение по каждому предмету отдельно.
Например : "Как читать с ребёнком", "Как помочь ребёнку, чтобы он красиво писал", "Что самое главное на этапе изучения числового ряда от одного до десяти".
Сотрудничество учителя начальных классов, родителей, воспитателя, логопеда, психолога и учителей-предметников очень важно и нужно, так как отношение родителей к трудностям ребёнка значительно влияет на его душевное состояние и адаптационные возможности.
Нынешние дети перестали играть в коллективные игры, которые им заменили телевизор и компьютер. Как следствие - дети приходят учиться, не обладая навыками общения и практически плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Дети мало подготовлены к учебному труду в коллективе класса: некоторые дети не воспринимают слова учителя, если они обращены ко всем; самостоятельно выполнять задания, аккуратно пользоваться учебными принадлежностями, готовиться к уроку; обижают друг друга. Могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридору, отвлекаться на уроках, вести себя развязно в общении с учителями: дерзить и капризничать.
Начинаем формировать коллектив. Осуществляя принцип индивидуального подхода к ученику, стремимся помочь каждому ребёнку. Настольной книгой по формированию норм поведения является книга из цикла бесед об этике «Правила поведения воспитанных детей». Героями являются животные.
На уроках и занятиях используются наиболее эффективные и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков.
Нарушение письменной речи - это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательной функции руки и слухомоторную координацию. Задержка и искажённое развитие этих функций также приводят к возникновению специфических ошибок. Например: смешение букв по кинетическому сходству [б-д].
На уроках обучения грамоте для того, чтобы дети лучше запомнили буквы, используем дидактический материал. Например:
Чтобы дети не путали написание б - д, сравниваем букву б с очертанием белки, а д с очертанием дятла. Пушистый хвост белки направлен вверх. Буква б по написанию похожа на белку. Хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении дерева» направлен вниз. Буква д похожа на дятла по написанию.
Используем упражнения по обучению чтению:
-для развития чёткого произношения (чистоговорки , скороговорки),
-упражнения для разминки перед чтением.
- артикуляционную зарядку или гимнастику:
(Вышли уточки на луг: «Кря, кря , кря».
Прилетел мохнатый жук: Ж-ж-ж.)
- фонематическую зарядку.
(Как поют песенку без слов [ля-ля-ля])
По математике применяю дидактический материал на соотнесение количества предметов с числом.
Для лучшего запоминания цифр дается упражнение «На что похожа цифра?'», например: « Цифра 6 - дверной замок».При написании цифр используем опоры-стихи. Для лучшего усвоения состава чисел вводим опоры « Жильцы».
В своей работе придерживаюсь правил:
- не ставить детей в ситуацию, вынуждающую давать быстрый ответ на вопрос;
-не требовать пересказывания нового материала, откложить опрос на следующий урок;
-формировать у детей уверенность в своих силах, обязательно поощрять за старание, даже если результат далёк от желаемого;
-осторожно оценивать неудачи учеников;
-создавать спокойную обстановку для работы;
-учить умению переживать неудачи.
С первых дней приучаем детей к самооценке, к самоанализу, самоконтролю, вырабатываем навыки самовоспитания. Вместе с учащимися сочинили правила ученика:
-«расскажи про себя»,
-«сравни свою работу с образцом»,
-«какие советы дадим однокласснику?»,
-«работал в полную силу»,
-«работал хорошо»,
-«мог бы работать лучше».
Подводя итоги своей работы на уроке, дети сами берут смайлики.
Используем психофизические игры и упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры и игры, развивающие произвольность; выполняем упражнения, улучшающие самочувствие. Выполняем дыхательные упражнения, которые успокаивают и способствуют концентрации внимания..
Вся деятельность учителя направлена на сохранение здоровья детей. Чередование умственной и практической деятельности с физминутками, гимнастикой для глаз способствуют снятию напряженности, утомляемости.
Разумным сочетанием игровой деятельности и серьёзными заданиями помогаем первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.
15