Статья Роль дополнительного образования и внеурочной деятельности в выявлении, поддержке и развитии технической одаренности детей и подростков
Бондарь Вячеслав Николаевич
учитель технологии истории
средняя общеобразовательная школа №40, г. Наб. Челны
e-mail: 5137000225@tatar.mail.ru
УДК 372.862
Роль дополнительного образования и внеурочной деятельности в выявлении, поддержке и развитии технической одаренности детей и подростков
The role of additional education and extracurricular activities to identify, support and development of technical talent of children and adolescents
Аннотация. В статье рассматривается тема раскрытия потенциала технически одаренных учеников в средней общеобразовательной школе и способы достижения этой цели. На основе многолетнего опыта автор рассуждает о разнице между условиями обучения в рамках стандартной школьной программы и в рамках технологических кружков. Представлены требования для успешной работы с детьми, а также показана польза дополнительной внеурочной деятельности для учащихся.
Abstract. The article discusses theunlocking potential of technical gifted students in the secondary school and the ways to achieve the goal. Based on many years of experience the author reasons about the difference between conditions of learning standard educational program and conditions of technical circles. In the article presented requirements for successful work with children and there are also showed benefits of additional activities after school hours for learners.
Ключевые слова: техническая одаренность, кружки, развитие одаренности детей и подростков, творческий проект.
Keywords: technical talent, circles, development of gifted children and adolescents, creative project.
Введение. Программы школьного образования постоянно претерпевают многочисленные изменения, меняясь не только в деталях, но и в форматах своего внедрения. Предмет технологии не является исключением из общей тенденции и также подвержен постоянным изменениям и реструктуризации в подаче учебного материала. Даже на момент написания этой статьи происходит бурный переход к абсолютно новой учебной программе во всех школах. Технология, как предмет, несколько отличается от других направлений среди школьных предметов, т.к. главными положениями в технологическом развитии учеников для преподавателя стоят именно внеурочная деятельность и дополнительные занятия, так называемые кружки, которые выходят далеко за рамки общепринятой образовательной программы и играют ключевую роль в раскрытии потенциала учеников. Эти внеурочные занятия занимают особое место в участии раскрытия потенциала технически одаренных детей и требуют к себе особенного подхода, отличающегося от подхода к обычным классовым урокам с общей массой детей.
Актуальность. Вопросы технологической грамотности детей и подготовки одаренных учеников для технических вузов стоят особым образом перед системой образования на сегодняшний день. На всех уровнях неоднократно подчеркивалось, что наше общество остро нуждается в квалифицированных кадрах с современным техническим образованием и предпринимательскими навыками, и что государство выделяет на выполнение этой задачи серьезные финансовые средства из своего бюджета. Для успешного решения этой глобальной задачи важно понимание, что ее путь берет начало именно в средней школе, где особое место занимают занятия по технологии.
В преподавании школьных предметов нигде не раскрывается современный личностно-ориентированный подход так, как это происходит на дополнительных занятиях по технологии. Причиной этому служит наиболее комфортная обстановка для обучения. Это позволяет учителю дифференцированно подходить к каждому ученику с учетом их способностей. На обычных уроках процесс изучения предмета строго регламентирован и зажат в достаточно строгие рамки. Базисный материал, который рассчитан на общую массу учеников, является лишь стартовой точкой для технически одаренных детей, которые желают достичь высоких результатов. На помощь им приходят специально отведенные дополнительные занятия, кружки, на которые дети приходят в свое свободное от учебы время по собственному желанию. Таким образом в одно время и в одном месте собираются ученики, которые на практике консолидируют свои знания, энергию и возможности в решении трудовых задач, ставящиеся перед ними учителем, и таким образом происходит получение абсолютно новых для них знаний и навыков, приобретение которых в рамках обычных занятий невозможно по многочисленному ряду причин.
Главной целью внеурочных занятий по технологии является воспитание качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к решению абсолютно любых проблем, с которыми столкнутся учащиеся в своей трудовой жизни. Развитие их способностей, умение творчески подходить к решаемым задачам, использовать знания, полученные при изучении технологии, находить подходы к различного рода техническим задачам – все это стоит на повестке каждого дня, в котором ведется подобная деятельность.
Венцом всего обучения, его заключительным этапом является творческий проект. Такой подход подразумевает осмысление учеником выбранной проблемы. Ученик сам выбирает интересующее его направление, сталкивается по ходу выполнения проекта с многочисленными трудностями и задачами, решает их, прибегая ко всей базовой информации, которую он получал на обычных уроках, и дополнительной информации, без которой получение высоких результатов невозможно. Помимо поиска дополнительной информации, от ученика требуется проявить креативность. В креативной деятельности содержание задаваемой учителем образовательной среды имеет целью создание учеником нового объекта, то есть носит характер строительных материалов. [1]
Самостоятельная разработка и изготовление изделия погружает учащегося в особенности производства. Активное участие в процессе проектирования изделия является основным инструментом в развивающем обучении. В других науках в большинстве случаев ученики рассматривают темы словесно или в лучшем случае наглядно, но именно на занятиях по технологии у них есть прямая возможность практическим методом усвоить материал, что дает максимальную эффективность из-за полного погружения в процесс.
Моделирование не только производственного процесса, но и предпринимательской деятельности особенно важно для подрастающего поколения в нынешних условиях современной рыночной экономики.
Полезные качества творческого проекта:
- Самостоятельное изучение материала учеником, включающее в себя поиск дополнительной информации;
- Обучение работе в коллективе;
- Охватывание дополнительного времени у подростков;
- Активное участие в разработке и проектировании изделия;
- Бесценный практический опыт;
- Формирование у школьников базисных основ предпринимательства;
- Возможность пополнить свое портфолио личными достижениями;
Тема портфолио очень актуальна для любого ученика, активно участвующего в многочисленных соревнованиях и олимпиадах. Такой ученик с его помощью может зарекомендовать себя в будущем с самой лучшей стороны перед ВУЗом или конкретным преподавателем, а в дальнейшем, если он продолжит развивать его, и перед работодателем.
Для успешного осуществления образовательного процесса с одаренными детьми педагог должен обладать рядом специфических качеств:
Умение находить и ставить перед детьми реальные исследовательские задачи в понятной для них форме;
Умение заинтересовать детей дидактически ценной проблемой, превратив ее в .интересную тему для них;
Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям избегать директивных указаний и административного давления;
Терпимость к ошибкам учеников. Умение вовремя предложить свою помощь;
Внимательно следить за динамикой детских интересов;
Гибкость в подходе к работе с разными детьми.[2]
Помимо занятости детей, технологические кружки помогают и в вопросе профессионального самоопределения. Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день, и в этом направлении в школах постоянно происходит работа. С помощью всяческих бесед, опросов, посещений различных предприятий, ВУЗов и прочего происходит знакомство ребенка с особенностями тех или иных профессий и специальностей. В рамках технологического кружка у учеников есть возможность прочувствовать на себе очень многие технические профессии, имеющие отношение к производству товаров и услуг. Эта возможность очень помогает им при завершении школы, когда перед старшеклассниками встает острый вопрос выбора ВУЗа и соответствующей ему специальности. Дети, имеющие за плечами опыт создания творческих проектов, уже имеют сформированные интересы и даже располагают некоторыми техническими навыками.
Заключение. Трудно переоценить роль внеурочной деятельности при реализации творческого проекта учеником, так как обычно его практическая часть (непосредственное изготовление изделия) не позволяет полноценно провести над ним работу в рамках обычного урока. Увеличение часов внеурочных занятий по технологии показывает, что ученики гораздо лучше усваивают учебный материал, если самостоятельно добывают знания и на практике сразу имеют возможность применить их. Комфортная обстановка, которой располагает малая группа участников кружка, предполагает наличие положительного эмоционального фона, который, в свою очередь, повышает эффективность работы с детьми. Достаточно оснащенная материальная база позволяет воплотить в жизнь все их задумки. Проблемы мотивации на таких занятиях возникнуть не может по причине добровольного посещения кружков. Дети всегда заинтересованы в том, чтобы сделать свою школьную жизнь более яркой, разнообразной и наполненной, и те вызовы, которые они ставят сами себе при решении трудовых задач при подготовке к различным конкурсам, соревнованиям и олимпиадам, прекрасно справляются с этой задачей. Совместная работа учителя и технически одаренных учеников – это активное развитие в области технологии не только детей, но и самого преподавателя, позволяя ему брать все новые и новые высоты в образовательной сфере, выводя свою квалификацию на более высокий уровень за счет участия в многочисленных мероприятиях соревновательного толка.Список литературы
1. Блинова Б.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 56 с.
2. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.:Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. – 320 с.