Рабочая программа по географии 8 класс Е.М. Домогатских


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « География» составлена в соответствии с требованиями:
1.Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования по географии на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
2. Примерной программы: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2014;
3. Авторская программа по курсу География – «Физическая география России» 8 класс под редакцией Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский разработана в соответствии с программой рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;
4. В соответствии с положением о рабочей программе, образовательной программой и учебного плана МКОУ «Круглянская ООШ».
Место предмета в учебном плане:

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования (обучение на дому) данная программа рассчитана на преподавание курса географии в 8 классе в объеме 17 часов в год с недельной нагрузкой 0,5 часа в неделю (35 учебных недель, всего 17 ч.)
Учебник продолжает знакомить обучающихся с процессами, происходящими в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере на территории России. В учебнике представлены описания специфики природы отдельных регионов нашей страны.
Цели и задачи курса:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Тематическое планирование курса по географии 8 класс


п/п Название раздела или темы Количество
часов
1 Россия на карте мира 1
2 Геологическое строение и рельеф России 1
3 Климат России 1
4 Гидрография России 1
5 Почвы России 1
6 Природные зоны России 1
Крупные природные районы России: 10
7 Острова Арктики 1
8 Восточно – Европейская равнина 1
9 Северный Кавказ 1
10 Крым 1
11 Уральские горы 1
12 Западно – Сибирская равнина 1
13 Средняя Сибирь 1
14 Северо – Восточная Сибирь 1
15 Пояс гор Южной Сибири 1
16 Дальний Восток 1
17 Обобщение 1
Всего: 17 часов
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
• специфику географического положения и административно-территориального устрой Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
• составлять краткую географическую характеристику территории на основе раз образных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для определения поясного  времени; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определений комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей мести ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
.проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Россия на карте мира (1 час)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы, страны – соседи.Практические работы: (№1) Задание 1. Определение координат крайних точек территории России. Задание 2. Решение задач на определение поясного времени.
Тема 2. Геологическое строение и рельеф (1час)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин. Практическая работа: (№2)  задание 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Тема 3. Климат России (1 час)
Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков. Практические работы: (№3) Задание 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Задание 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.
Тема 4. Гидрография России (1 час)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: (№4) Задание 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. Задание 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. Задание 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Тема 5. Почвы России (1час)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы. Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 6.Природные зоны. (1час)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: (№5) Задание 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. Задание 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
Крупные природные районы России ( 10 часов)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (1час)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: (№6) демонстрационная, Задание 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Тема 3. 4. Северный Кавказ , Крым (2часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа, Крыма. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа и Крыма
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, Крым, бора, фен.
Практическая работа: (№7) демонстрационная, Задание 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 5. Урал (1час)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы. Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: (№8) Задание 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Тема 6. Западно-Сибирская равнина (1час)
Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: (№9) обучающая, Задание 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 7. Средняя Сибирь (1час)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.Практическая работа: (№10) демонстрационная, Задание1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Тема 8. Северо-Восток Сибири (1 час)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 9. Горы Южной Сибири (1час)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский
Практическая работа: (№11) обучающая,  Задание 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 10. Дальний Восток (1час)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Практическая работа: (№12) обучающая, Задание 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Обобщение. (1час)
Итоговое тестирование
Календарно – тематическое планирование курса

п / п
Тема урока Количество часов
Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся
Дата проведения
По плану Факт.
Россия на карте мира (1 час)
1 Географическое положение России
Часовые пояса и зоны 1
Урок изучения нового материала
Практикум Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы
Знать: в каких часовых поясах лежит Россия.
Уметь: определять местное, поясное, декретное , летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей Геологическое строение и рельеф России (1 час)

2 Геологическое летоисчисление и геологическая карта
Тектоническое строение 1
Урок изучения нового материала
Знать: основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории, основные формы рельефа, их связь со строением земной коры; Общие черты рельефа России
горы и равнины( см.номенклатуру); закономерности размещения полезных ископаемых, основные месторождения; взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.
Уметь: показывать на карте эти объекты, приводить примеры; определять местоположение этих объектов на карте, объяснять причины такого размещения Климат России (1 час)
3 Факторы,определяющие климат России
Распределение тепла и влаги по территории России
Климаты России
Воздушные массы и атмосферные фронты
1
Урок изучения нового материала
Практикум
Знать: неблагоприятные явления, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, характеристику типов климатов, факторы, определяющие климат России; закономерности распределения тепла и влаги, понятие «комфортность» ( дискомфортность) климатических условий.
Уметь: объяснить образование циклонов и антициклонов, анализировать карты, использовать знания для фенологических наблюдений в природе, составлять прогноз погоды, приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, приводить примеры и объяснять причины явлений Гидрография России (1 час)
4 Моря, омывающие территорию России
Реки России
Озёра и болота
Великое оледенение
1
Урок изучения нового материала
Практикум
Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру, меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений, особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование, распределение рек по бассейнам океанов, основные географические понятия, номенклатуру. Уметь: на карте показать южную границу многолетней мерзлоты и объекты, объяснить их размещение, называть и показывать на карте географические объекты Почвы России (1 час)
5 Формирование и свойства почв
Зональные типы почв 1
Урок изучения нового материала
Практикум Знать: понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв. Уметь: объяснить существенные признаки почв.
Знать: закономерности распространения, значение и охрану почв, мелиорацию земель, приводить примеры.
Уметь: анализировать карту почв. Природные зоны России (1 час)
6 Природные зоны Арктики и Субарктики 1
Урок актуализации
знаний и умений Уметь объяснять: разнообразие природных и антропогенных комплексов, что такое природно – хозяйственные зоны; роль Докучаева В.В.и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах; набор высотных поясов в горах; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников Леса умеренного пояса
Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность
Крупные природные районы России (10 часов)
7 Островная Арктика 1 Урок изучения нового материала Давать: оценку географического положения, природных условий и ресурсов,
уметь: составлять прогноз использования территории в хозяйстве 8 Восточно – Европейская равнина: история геологического развития, современный рельеф, полезные ископаемые 1 Урок актуализации знаний и умений Давать: оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. 9
Северный Кавказ: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Климат, гидрография, высотная поясность. Природа и человек 1
комбинированный
Объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России.
Устанавливать связи между отдельными компонентами природы.
Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. 10
Крым: история геологического развития, рельеф, полезные ископаемые
Климат, гидрография, природные зоны, Природа и человек 1
Урок актуализации знаний и умений
Давать: оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения.
Объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль района в геополитических интересах России.
Устанавливать связи между отдельными компонентами природы.
Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства Крыма. 11 Уральские горы: история геологическог развития, рельеф и полезные ископаемые
Климат, гидрография 1
Урок актуализации знаний и умений
Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования, специфику природы Урала. Уметь: по карте определять ГП района, называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. 12
Западно- Сибирская равнина: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Климат , гидрография
Природные зоны. Природа и человек 1
Урок актуализации знаний и умений
Знать: состав района, факторы формирования, своеобразие природы Западной Сибири.
Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири, показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. 13
Средняя Сибирь: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые
Климат, внутренние воды, природные зоны. Природа и человек 1
Урок актуализации знаний и умений Знать: состав района, особенности ЭГП, природы района.
Уметь: оценивать особенности ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем, оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой и атласом 14
Северо – Восточная Сибирь: геологическая история, современный рельеф, климат
Гидрография, природные зоны. Природа и человек 1
Урок актуализации знаний и умений Знать: состав района, особенности ЭГП, природы района.
Уметь: оценивать особенности ГП района, обеспеченность природными ресурсами, работать с контурной картой,
прогнозировать развитие хозяйства в будущем. 15
Пояс гор Южной Сибири: история развития, рельеф, полезные ископаемые
Климат и внутренние воды
Высотная поясность. Природа и человек 1
Урок актуализации знаний и умений
Знать: состав района, особенности ЭГП.
Уметь: оценивать ГП района, оценивать его обеспеченность природными ресурсами, работать с контурной картой,
прогнозировать развитие района в будущем. 16 Дальний Восток: история геологического развития, современный рельеф, полезные ископаемые 1 Путешествие Знать: состав района, особенности ЭГП и природы района.
Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами, особенность ГП района, прогнозировать развитие района в будущем. Обобщениеение (1 час) 17 Итоговый тест 1 Обобщающий Практические работы

п/п Тема урока или раздела Название практической работы
1 Россия на карте мира Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России и других стран
2 «Часовые пояса и зоны» Определение поясного времени для разных пунктов России
3 « Общие черты рельефа» Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры (на примере отдельных территорий04 Климат России Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, влияние особенностей распределения средних температур января и июля
5 Климат России Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды
6 Климат России Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хоз. деятельности населения
7 Гидросфера России Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хоз. использования
8 Природные зоны России Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт