Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков). 
Песенно-лингвальный метод как средство формирования
 коммуникативной компетенции учащихся
(из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)                                                                            
            И.А Шигабутдинова, 
                                                                               учитель английского языка
                                                               высшей квалификационной категории;                                                                      
                                                                        МАОУ «Гимназия №8», г. Пермь 
            «Я думаю, что в обучении иностранному языку удовольствие и успех идут рядом».
                                                                                                                           Т. Б.  Клементьева
Главная цель обучения иностранным языкам в школе – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, способствующей осуществлению общения на межкультурном уровне.    
Одним из решений этой важной проблемы является интеграция английского и немецкого языков.     
Для достижения этой цели нами был выбран и апробирован песенно-лингвальный метод, разработанный  специалистами Гарвардского университета во главе с Увэ Киндом, обладателем ученой степени магистра образования, композитором и педагогом. 
Цель работы: доказать возможность развития познавательного интереса, фонетических, лексических, грамматических навыков, социокультурной компетенции на основе песенного материала англоязычных и немецкоязычных стран.
Задачи: 
- раскрыть методические преимущества песен в обучении иностранному языку;
- познакомить с песенно-лингвальным методом и его отличительными чертами;
- показать методику работы с песенным материалом на уроке иностранного языка;               
- дать возможность детального рассмотрения сходства и различия двух языков при работе над песенным материалом;
- продемонстрировать результат данной деятельности на основе участия  в музыкальных и языковых конкурсах разного уровня.
Алгоритм работы над песней по ПМЛ: 
1. Учитель и ученики выбирают общеизвестную песню по конкретной языковой теме, коротко обсуждают  оригинал. Если ученики знают мелодию, можно попросить их напеть ее.
2. Учитель описывает содержание песни на простом английском/немецком языке, учащиеся знакомятся с текстом песни, повторяют слова и выражения  за учителем.
3. Учитель фокусирует внимание учеников на содержании песни и языковой теме, связанной с ней.
4. Ученики слушают песню (выбранная знакомая мелодия с новыми стихами по заданной теме) несколько раз.
5. Учитель организует вокальное исполнение учащимися песни через покуплетное к целостному, сначала без диска, затем с сопровождением CD. 
6. В случае, если песня включает диалог, учитель делит класс на группы, которые определяют персонажей песни, ученики исполняют песню и меняются ролями.
7. После вокальной отработки ученики переходят к тренировке речевого образца. Сначала - весь текст, затем его отдельные части.
8. Учащиеся выполняют разного рода упражнения на повторение и дополнительное укрепление языкового материала (письменные/устные упражнения, тесты, домашние задания).
9. Учитель комбинирует различные песни, что служит отличным материалом для импровизации и ролевой игры. 
 В качестве примера возьмем песню на немецком языке «Ich komm morgen nach Lausanne».
Her Mann:         Hallo! Hier spricht Manfred Mann.                            Ich ruf’ jetzt aus Frankfurt an.                            Ich komm’ morgen nach Lausanne.Frau Trapp:       Wann? Her Mann:         Ich komm’ um sieben an.Am nдchten TagHerr Mann:        Hallo! Hier spricht Manfred Mann.                            Ich ruf’ jetzt vom Bahnhof an.                             Wie komm’  ich zur Pension Trapp?Frau  Trapp:      Warten Sie! Ich hol’ Sie ab.Frau Trapp:        Ich treff’ Sie am Ausgang A.Her Mann:         Ich bin groЯ . Hab blondes Haar.Frau Trapp:       Gehet in Ordnung! Alles klar.                            Bin in zehn Minuten da. 
Основные этапы работы  с песенным материалом по ПЛМ:
Подготовительный этап (Pre-activity/Die Vor-Phase).
Активизация лексики по теме.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
Прогнозирование (опора на картинку: о чем песня, кто ее главные герои).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
Этап непосредственной работы с песней и ее текстом (While-activity/ DieWahrend-Phase).
1. Определение учащимися темы  по названию песни при ознакомлении с текстом и его глоссарием (название - «Завтра я приезжаю в Лозанну»; тема – «Договоренность по телефону о времени и месте прибытия»).   
2. Непосредственное прослушивание песни (2-3 раза);
3. Вокальное исполнение учащимися песни вместе с диском;
4. Исполнение песни по ролям (класс делится на группы, т.к песня содержит диалог, исполняет ее, затем учащиеся меняются ролями);
5. Тренировка речевого образца (весь текст, затем отдельные его части);
6. Моделирование песни на английском языке («I`m coming tomorrow from L.A» - собственные версии учащихся).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
Завершающий этап (Post-activity/Die Post- Phase).
1.Выполнение письменных и устных послетекстовых упражнений;
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
2. Домашнее задание творческого характера; (синквейн на немецком и английском языках).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
Опыт использования ПЛМ показывает, что учащиеся не только средней и старшей ступени обучения, но и  юные гимназисты начальной школы проявляют интерес к более глубокому изучению иностранного языка посредством успешного участия во всероссийском дистанционном конкурсе «Поэтическое дарование»: «День рождения» (3-11 классы) и «Вкусный алфавит» (1-4 классы), занимая в нем почетные призовые места.
Я надеюсь, что предлагаемый и успешно применяемый  песенно-лингвальный метод может быть использован учителями английского и немецкого языков в дополнение к традиционным формам работы на уроке для значительного обогащения словарного запаса учащихся, получения навыков активного владения языком, улучшения качества их творческих, языковых работ, возрастания личной самооценки. Благодаря этой технологии в каждом ученике можно открыть большой творческий потенциал и повысить мотивацию к изучению языков.
Root Entry