Образовательная программа по культурологической направленности « ЛИРА » вокального ансамбля «Улыбка»
I. Пояснительная записка
«Вокальное искусство – это качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей и психологических качеств, определяющих творческий потенциал певца, его креативность, и успехи в профессиональной вокальной деятельности»
Теплов Б.М.
Образовательная область и предмет изучения
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка. Способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка – это путь через игру, фантазирование.
Поэтому в данной программе учитываются все задачи, которые способствуют тому, чтобы ребёнок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Программа соответствует поведенческому типу программ, так как направлена на развитие вокальных способностей через сольную и ансамблевую исполнительскую деятельность, где закладываются основы поведения певцов – солистов, малых и больших ансамблей и реализуются эстетические принципы. Однако содержание программы направлено не только на развитие вокально - исполнительских навыков, но и на формирование умения раскрывать художественное содержание музыкального произведения и осмысленно исполнять его.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной группе « Улыбка» - являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы: развитие вокальных способностей и личностных качеств учащихся через занятия музыкальной деятельностью.
Задачи программы:
-учить основам вокального мастерства и певческой технике;
-развивать художественно-исполнительские способности и творческий потенциал учащихся;
-развивать музыкальный, вокальный и эмоциональный слух, образность мышления;
-расширять музыкальный кругозор воспитанников;
-формировать общественно-активную личность, способную реализовать себя в социуме;
-учить импровизировать мелодии, сочинять небольшие мелодии и песни.
Отличительные особенности содержания программы. Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, способствующих развитию вокально-певческих возможностей воспитанников, развитие их певческой культуры, тренировку голосового аппарата и охрану голоса. Программа направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям вокального искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков в музыкальном искусстве. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о вокальной музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа по вокалу «Лира» предназначена для занятий с детьми разного возраста в вокальных коллективах в учреждениях дополнительного образования. Программа предусматривает дифференцированный подход к учебному материалу в зависимости от возраста и способностей учащихся.
Возраст занимающихся в коллективе детей – от 7 до 14 лет. В его состав принимаются все желающие без специального отбора.
Срок реализации программы: 2 года обучения.
Режим занятий. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут. В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.
Основной формой организации деятельности являются групповые занятия. Могут быть предусмотрены индивидуальные занятия с целью осуществления обучающимися проектно-исследовательской деятельности. Для отработки концертных номеров, осуществления дифференцированного подхода к обучению одарённых и наиболее способных детей проводятся постановочные и сольные занятия по отдельному плану.
Основные направления работы: вокально-хоровая работа; музыкально-теоретическая подготовка; подготовка к выступлениям на сцене; сочинение музыки; итоговое и контрольные занятия.
II. Учебно-тематический план
(первый год обучения)
№ Наименование темы Количество часов
В. Т. П.
I. Обучающий 1. Техника вокала: 54 23 31
1.1 Знакомство с предметом (введение, задачи обучения, конечная цель термины)
2 2 -
1.2 Теория образования звука и работа вокального аппарата
4 2 2
1.3 Что такое «воспитание голоса». Понятие красивого и выразительного пения. Прослушивание записей
2 2 -
1.4 Освоение практического навыка вдоха и выдоха
6 1 5
1.5 Отработка навыка вдоха и выдоха в работе над вокальным произведением
6 2 4
1.6 Упражнения артикуляции (губы, язык)
8 3 5
1.7 Работа над дикцией. Упражнения на произношение согласных и гласных букв
6 2 4
1.8 Понятие термина «атака звука». Виды атак звука
4 2 2
1.9 Понятие термина «опорный звук». Работа со звуком 4 2 2
1.10 Резонанс. Виды резонанса
6 2 4
1.11 Звуковедение. Виды звуковедения2 1 1
1.12 Итоговое занятие по I разделу 4 2 2
II Развивающий.
1 Музыкально-образовательная работа 18 11 7
2.1 Слушание музыки
6 - 6
2.2 Беседы об охране голоса и основных правил гигиены голоса 4 4 -
2.3 История детской песни
2 2 -
2.4 Авторы детской песни
2 2 -
2.5 Исполнители детской песни 2 2 2.6 Итоговое занятие по II разделу 2 1 1
Итого по I году обучения. 72 34 38
Учебно-тематический план
(второй год обучения)
№ Название темы Количество часов
В. Т. П.
I. Техника вокала 54 19 35
1.1. Повторение дыхательных упражнений 1 года обучения. Дополнительные упражнения на дыхание.
4 2 2
1.2. Повторение упражнений по артикуляции 1 года обучения и дополняющие упражнения по артикуляции.
4 - 4
1.3. Повторение упражнений на произношение согласных и гласных звуков
4 - 4
1.4. Повторение понятий «атака звука»,
«опорный звук»
2 2 -
1.5. Понятие терминов «мелодия», «лад». Музыкальные примеры.
4 2 2
1.6. Понятие термитов «метр», «размер». Музыкальные примеры.
4 2 2
1.7. Понятие терминов «ритм, синкопа, темы». Музыкальные примеры.
5 2 3
1.8. Понятие терминов «знаки»
1 1 1.9. Интервалы. Исполнение интервалов в песенном материале
6 2 4
1.10 Интонация. Интонирование звуков. Унисон.
4 - 4
1.11 Понятие термина «вибрато»
2 2 -
1.12 Понятие в ансамбле «унисон»
8 2 6
1.13 Развитие навыка анализа произведения
2 2 -
1.14 Повтор пройденного материала 4 - 4
II. Музыкально-образовательная работа 18 4 14
2.1. Слушание музыки
4 - 4
2.2. Из истории эстрады
4 4 -
2.3. Концертная деятельность (с учетом плана мероприятий) 10 - 10
Итого по 2 году обучения 72 23 49
III. Содержание программы
Содержание программы первого года обучения
Обучающий блок.
Раздел 1: Техника вокала - 54 ч
Тема 1.1: Знакомство с предметом (введение, задачи обучения, конечная цель термины). – 2 ч.
Теория: Рассказ о предмете эстрадный вокал. Разбор основных задач: приобщение к духовным ценностям, формирование вокального мастерства, самооценки и т.д.
Тема 1.2: Теория образования звука и работа вокального аппарата. – 4 ч.
Теория: Теория образования звука и работа вокального аппарата. Образование звука. Строение и работа вокального аппарата.
Практика: упражнения по звукообразованию: «Лягушка», «Маятник».
Тема 1.3: Что такое «воспитание голоса». Понятие красивого и выразительного Теория: Что такое "воспитание голоса"? Объяснение понятий красивого и выразительного пения. Распевание в пределах терции. Прослушивание записей с исполнением детских вокальных коллективов.
Тема 1.4: Освоение практического навыка вдоха и выдоха.- 6 ч.
Теория: Освоение практического навыка вдоха и выдоха. Особенности выполнения вдоха и выдоха, научить выполнять озвученные и неозвученные вдохи.
Практика: Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики:
- длинный вдох - длинный выдох (Д - Д)
- короткий вдох - короткий выдох (К - К)
- короткий вдох - длинный выдох (К - Д)
Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Выполнение с эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг) для раскрепощения рта, добавляя раскрытие рук, положение стоя и приседание.
Тема 1.5: Отработка навыка вдоха и выдоха в работе над вокальным произведением.- 6 ч.
Теория: Отработка навыка вдоха и выдоха в работе над вокальным произведением. Распределение дыхания на всю фразу, часть фразы.
Практика: Исполнение упражнений: «Две курицы», «У кота воркота», «Конь мой скачет».
Тема 1.6: Упражнения артикуляции (губы, язык).- 8 ч.
Теория: Изучение упражнений артикуляции. Гимнастика для губ и языка. Научить разогревать артикуляционный аппарат.
Практика: Выполнять гимнастику для губ и языка:
- покусать кончить языка (4 – 8 раз);
- пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на коренных зубах;
- пощелкать языком, попеременно меняя позицию рта;
- по протыкать языком верхнюю, нижнюю губы, щеки;
- считаем зубы круговыми движениям языка;
- покусываем нижнюю губу от одного края до другого, затем верхнюю;
- вращаем губы, вытягивая трубочкой на звук "У";
- язык "лопатка" (вытягиваем вперед);
- язык "пассажир в автобусе" (поболтать языком на гласные звуки);
- язык "лошадка" (щелкаем медленно – быстро);
- язык "жало" (резко вынимаем, прячем в рот).
Тема 1.7: Работа над дикцией. Упражнения на произношение согласных и гласных букв. – 6 ч
Теория: Понятие термина: атака звука. Виды атаки звука. Работа над коротким, но спокойным вдохом. Пение в пределах квинты спокойным мягким звуком средней силы.
Практика: Изучение и произношение скороговорок в разных ритмических темпах.
Тема 1.8: Понятие термина «атака звука». Виды атак звука.- 4 ч.
Теория: Понятия терминов: мотив, опорный звук. Понятие термина «атака звука». Виды атак звука.
Мотив – самая маленькая смысловая единица музыки. Из мотивов, складываются фразы. В каждой фразе есть наиболее выразительный опорный звук. Если фраза состоит из двух мотивов, и, следовательно, в ней имеются два опорных звука, то один из них сильнее.
Опорный звук – устойчивый, сильный, плотный.
Практика: Упражнение с приседанием на опорный звук - "присодра". Пропеть на акценты, постепенно меняя их с третьего звука, чтобы подключилась спина, с приседаниями или с наклонами на опорные звуки вперед.
Тема 1.9: Понятие термина «опорный звук». Работа со звуком.-4 ч.
Теория: Работа над дикцией. Изучение упражнений на произношение согласных и гласных букв.
Практика: Произношение согласных букв в скороговорках четко,
- с опорой на последующие гласные;
- ясное, короткое, без "выталкивания" произношение согласных в конце слова.
Скороговорки (желательно брать на все буквы алфавита):
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Водовоз вез воду из – под водопровода.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
Клава клала лук на полку, угощала ним Николку.У осы не усы, не усищи, а усики.
Тема 1.10: Резонанс. Виды резонанса.- 6 ч.
Теория: Понятие термина: резонанс. Виды резонанса.
Над гортанью расположена система полостей, называемых "надставной трубкой". Ее составляют: глоточная полость, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука.
Придаточные полости носа и носовая полость – стабильные по форме и поэтому имеют неизменный резонанс. Резонанс же ротовой и глоточных полостей меняется благодаря артикуляционному аппарату, состоящему из языка, губ и мягкого неба.
Резонанс – усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью.
Резонанс грудной – низкие звуки (пение классического типа).
Резонанс головной – высокие звуки (дает усиленное, более полетное звучание). Головной резонатор отвечает за верхнюю часть диапазона.
Резонанс полости рта – центральный (пение неусиленным голосом, посылая звук в направление рта).
Резонанс – это фактор, определяющий уникальность голоса.
Практика: Резонаторные ощущения. Освоение и развитие головного и грудного резонаторов.
Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений:
- "мычание - нычание" делается при вращении сомкнутых губ в одну сторону на звук "М", в другую сторону на звук "Н";
- три позиции звука "В", делается на вдох:
а) губы в обычном состоянии;
б) верхняя губа над нижней;
в) нижняя губа над верхней.
Упражнение делается для развития резонаторных ощущений.
- два продыха на звук "П":
а) верхняя губа сверху;
б) нижняя губа сверху.
Делается на активной подаче воздуха при выдохе. Упражнения используются для активизации работы мышц низа живота, спины, для развития головного резонирования (верхняя позиция).
- упражнение "Лошадка". Крупная вибрация губ, выполняется без звука, со звуком на 3 – 5 нотах по б.3, поле.3, октаве.
Упражнения для развития грудного резонатора:
упражнение на звук: У, О, Ю; выполняется на секунду, терцию, октаву.
упражнения на созвучие РО – О – ОХ, исполняется как бы стоном. Живот втягивается и опускается. Язык за нижними зубами. Опора на спину.
упражнения на слог "Ма". Выполняется с интонацией жалобы, плача; по малым секундам вверх, вниз.
упражнение на гласные: У, А, О; выполняются приемом нон легато по малым секундам вверх, вниз.
упражнение "Стоны" (м.2). Выдох на позицию вдоха и обязательно состояние актерское:
а) на звуке "А";
б) на созвучиях ЗА, ЗЭ, ЗО, ЗУ. Для проведения распираторики, руки ложатся на бедра, на живот, спину, при выполнении упражнения плечи опущены.кантиленные упражнения, связанные с духовной музыкой:
а) на одном звуке, на гласные Э, А, О, У;
б) на чередовании интервалов большая терция, малая терция;
в) петь гласные в следующем порядке ГА - Э - И, ГА - О - У;
г) для включения грудной резонаторики можно сделать озвученный вдох на гласные АЭ.
- упражнение "Раструб". Мягко прижимаются к ноздрям подушечки больших пальцев. При пении должна ощущаться вибрация в пальцах звучит "в грудь".
Упражнения для развития головного резонатора:
упражнение "смех". Для расслабления гортани и зажатия подбородка:
а) поется с поднятой головой на слоге ЗА, ХА, ЛЯ;
б) добавить скачки сопоставление октав;
в) добавить "движение языком" (на "Л" – язык загибается к мягкому небу, на "А" – выпрямляется);г) упражнение на слоги ХЭ, ХИ, ГХИ, ГХЭ, ГХА.упражнение на слоги МИ, МЭИ, МЭЙ. Петь мягко, не зажато, на мягкой полуулыбке.
Тема 1.11: Звуковедение. Виды звуковедения.- 2ч.
Теория: Понятие термина: звуковедение. Виды звуковедения. Характер гласных вуков. Распевание на гласных звуках, добиваясь определенной тембровой окраски. Пение упражнений на О, Е, У, в пределах квинты. Плавное и продолжительное распределение вдоха.
Практика: выполнений упражнений на «легато», «стакатто», «нон-стакатто».
Тема 1.12: Итоговое занятие по 1 разделу. – 4ч.
Теория: Итоговое занятие. Обобщение всего материала.
Практика: Выполнение упражнений из пройденных тем.
Развивающий блок
Раздел 3: Музыкально-образовательная работа – 18 часов
Тема: Слушание музыки. – 6 ч
Теория: Прослушивание вокальных произведений известных детских коллективов: "Непоседы" (Москва), "Задумка" (Самара), "Музыкальный фрегат" (Москва), "До-ми-соль-ка" " (Москва), "Карусель" (Волгоград), "Колумбина" (Москва).Тема: Беседы об охране голоса и основных правил гигиены. – 4 ч
Теория: Беседы об охране голоса и основных правил гигиены. Использование литературы: В.И.Юшмаков "Вокальная техника", В.А.Емельнов "Развитие голоса".
Тема: История детской песни. – 2 ч
Теория: Рассказ об истории известных детских песен. Использование детских музыкальных изданий, детской музыкальной энциклопедии.
Тема: Авторы детской песни. – 2 ч
Теория: Рассказ об известных детских композиторах: П.А.Синявском, Г. Гладкове, В. Шаинском, Е. Крылатове, О.Л. Юдахиной и т.д. Использование детских музыкальных изданий, детской музыкальной энциклопедии.
Тема: Исполнители детской песни. – 2 ч
Теория: Информация об известных исполнителях детской песни: хор под руководством В. Попова, камерный хор «Преображение» руководитель М.И. Славкин, детские студии: "Непоседы" (Москва), "Задумка" (Самара), "Музыкальный фрегат" (Москва), "До-ми-соль-ка" " (Москва), "Карусель" (Волгоград), "Колумбина" (Москва).Тема: Итоговое занятие.- 2 ч.
Теория и практика: Обобщение всего материала.
Результаты 1 – го года обучения учащихся:
Должны знать:
- Как образуется звук;
- О работе вокального аппарата;
- Об охране голоса и основных правил гигиены;
- Музыкальные термины;
-Историю детской песни;
-О творческой деятельности известных авторов и исполнителей.
Должны уметь:
-Через вокальные упражнения добиваться мышечной раскрепощенности губ, языка, корня языка, мягкого неба;
- Применить на практике освоенные приемы вдоха и выдоха;
-ритмически, непринужденно двигаться под заданную мелодию;
-Передавать в упражнениях эмоциональное состояние.
-Владеть навыками исполнения вокального произведения.
Примерный репертуар 1 года обучения
Название Музыка Слова
«Борька» А. Павловского А. Павловского
«Цирковой оркестр» А. Павловского А. Павловского
«Любимый котик» А. Павловского А. Павловского
«Веснушки» А. Павловского А. Павловского
«Песенка моя» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Улитка» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Репка» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Два осла» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1: Постановка голоса – 54 ч.
Тема 1.1: Повторение дыхательных упражнений 1 года обучения. – 4 ч.
Теория: Повторить дыхательные упражнения пройденные на 1 году обучения.
Освоение новых видов дыхания (верхнее дыхание, среднее дыхание, нижнее дыхание, полное дыхание, очищающее дыхание).
Практика: Отработать дыхательные упражнения на основе дыхательной гимнастики.
Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании:
- упражнение "Озвученные звуки", приемом на себя (на 1-6 нотах);
- упражнение "Шприц", "Качели" (на 1 ноте);
- упражнение "Голубь", соединить грудное звучание с движениями низа живота;
- упражнение "Лошадка", для развития губного резонатора артикуляционного аппарата. Научить делать атаку звука при помощи движения живота:
а) без звука
б) на звуке
в) скачки (на сопоставление октав);
- упражнение "Тигренок", усложнение задач:
а) на 3-х нотах
б) на 5-ти нотах
в) скачки (на сопоставление октав);
- упражнение "Свист" (на примере детской песни), активизация работы дыхательного аппарата и мышц брюшного пресса;
- упражнение "Ветер" (на 1-2, 1-3 порыва, приемом динамических оттенков от "p" до"f");
- упражнение "Вьюга" (на 1-2, 1-3 порыва, приемом на 2 звук, с использованием музыкального сопровождения);
- усложненное упражнение "Суперфальцет" (мелодия на вдохе). Крайний обертон необходим для развития голоса от нижней форманты до предельных обертонов.
Тема 1.2: Повторение упражнений по артикуляции 1 года обучения и дополняющие упражнения по артикуляции.- 4 ч.
Практика: Вспомнить упражнения – гимнастику для губ, языка, корня языка. Добавить разновидность работы над скороговорками:
- простая позиция
- прикусывая язык
- закрытыми во внутрь губами
- подняв язык к небу.
Использование буквенных транскрипций(с ударением на все согласные буквы):
- [ бдг ]+ и, э, а, о, у, ы- [ кпт ]+ и, э, а, о, у, ы- [ дз ]+ и, э, а, о, у, ы- [ рл ]+ и, э, а, о, у, ы- [ мн ]+ и, э, а, о, у, ыТема 1.3: Повторение упражнений на произношение согласных и гласных звуков.- 4 ч.
Практика: Согласные звуки для исполнения вокальных произведений отрабатывать с помощью транскрипций (см. тему 2). Гласные звуки составляют мелодическую основу речи, так как определяет высоту, интенсивность (силу) и протяженность звука.
Каждый звук характеризуется своим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ. Все гласные формируются на зеве. В пении необходимо зафиксировать, сохранить положение гласной до конца ее звучания. (Когда певцы пренебрегают этим правилом звукообразования, возникают фонетические искажения, звук переходит в горло, нарушается ритмическая структура музыки.)
Все гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних передних резцов.
Тема 1.4: Повторение понятий "атака звука", "опорный звук".- 2 ч.
Теория: Углубленное изучение понятий «атака звука», «опорный звук».
Атака – это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения.
Атака – твердая, мягкая, придыхательная.
Твердая атака – голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страха, испуга и страдания.
Мягкая атака – голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.
Придыхательная атака – при неполном смыкании связок когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характера пения:
- "Теплый звук" (в ладоши)
- "Заксафонить звук".
Тема 1.5: Понятие терминов "мелодия" и "лад". Музыкальные примеры.- 4 ч.
Теория и практика: Понятие терминов: мелодия, лад, тональность, модуляция.
Мелодия – это одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метроритмическом отношении и выражающая определенную музыкальную мысль.
Лад – является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает музыке определенный характер.
В мелодии некоторые звуки, выделяясь, приобретают характер опорных – они называются устойчивыми.
Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом.
мажор минор
мажорная минорная
гамма гаммаВысота, на которой расположен лад называется тональностью. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией. Политональность – одновременное использование двух тональностей (соль минор - аккомпанемент, си мажор – исполнение мелодии) – это родилось от одного лада к другому.
Тема 1.6: Понятие терминов "метр" и "размер". Музыкальные примеры. – 4 ч.
Теория: Понятие терминов "метр" и "размер". Музыкальные примеры.
Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром. Метр является принадлежностью музыкального ритма.
Время, занимаемое музыкой от одной сильной доли до другой, называется тактом. Сильную долю на письме, мы отмечаем тактовой чертой. Если музыка начинается со слабой доли, образуя неполный такт – это называется затактом.
Метр на письме обозначается размером. Размер – это метр,
каждая доля которого выражена определенной длительностью Размер обозначается дробью, где числитель – количество долей в такте, знаменатель – длительность доли:
2 3 4 6
---; ---; ---; ---.
4 4 4 8
Метры, в которых акценты повторяются равномерно через две доли, называются трехдольными.
3 3 3
---; ---; ---.
2 4 8
Расположение длительностей внутри такта называется группировкой длительностей.
Метры, имеющие несколько акцентов, называются сложными.
4 4 6 6 ---; ---; ---; ---.
4 8 8 4
Практика: Исполнение вокальных упражнений на две четверти, три четверти, четыре четверти: «Радуга – дуга», «Ах ты совушка – сова», «Две лягушки».
Тема 1.7: Понятие терминов "ритм", "синкона", "темп".
Музыкальные примеры. - 5 ч.
Теория: Понятие терминов "ритм", "синкопа", "темп", «пауза».
Соотношение длительностей звуков в их последовательности называется ритмом. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых складывается ритмический рисунок.
Пауза – это перерыв в звучании.
Синкопа – несовпадение метрического и ритмического акцента, перенесение акцента с сильной доли на слабую. Синкопа бывает затактовая и внутритактовая.
Практика: Музыкальные примеры.
Тема 1.8: Понятие терминов "знаки".- 1 ч.
Теория: Понятие терминов "знаки". Знаки изменения высоты звуков (альтерации).
Октава состоит из семи основных звуков, но разделена на 12 равных промежутков – полутонов. Расстояние полутонов встречается только между двумя парами соседних белых клавиш – ми – фа, си – до. Между остальными соседними белыми клавишами расстояние всегда составляет 2 полутона, или тон. Поэтому, для обозначения промежуточного звука между нотами До и Рэ, Рэ и Ми, Фа и Соль, Соль и Ля, Ля и Си применяются специальные знаки.
Диез – знак повышения звука на полтона.
Бемоль – знак понижения звука на полтона.
Бекар – знак обмена диеза или бемоля.
Все эти знаки пишутся перед нотой. Знаки, поставленные около ключа, означают, что во всей пьесе ноты, соответствующие по названию этим знакам, надо петь с диезом или бемолем. Знаки, стоящие около ноты, сохраняются только в одном такте в той же октаве.
Группировка длительностей в вокальной музыке. В вокальной музыке группировка длительностей связана со слоговым составом речи. Отдельные длительности, которые приходятся на слог, при нотах не объединяются в группу с соседними длительностями. Если на слог приходится несколько звуков, то их длительности объединяют в группы, согласно общему правилу.
Тема 1.9: Интервалы. Использование интервалов в песенном материале.- 6 ч.
Теория: Понятие интервала.
Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками – вид интервала.
Прима – 1 ступень 0 тонов
Секунда – 2 ступени 1 тон
Терция – 3 ступени 2 тона
Кварта – 4 ступени 2,5 тона
Квинта – 5 ступеней 3,5 тона
Секста – 6 ступеней 4,5 тона
Септима – 7 ступеней 5,5 тона
Октава – 8 ступеней 6 тонов
Практика:Пение основных интервалов: б.2 и м.2, б.3 и м.3, ч.4, ч.5, м.6 и б.6, м.7 и б.7, октава вверх и вниз.
Пение увеличенных и уменьшенных интервалов: ув.4, ум.5, ув.2 и т.д. (вверх и вниз).
Пение выше перечисленных интервалов в широком расположении (легатто, стакатто). Слушание и сопоставление мажорного и минорного трезвучия.
Тема 1.10: Интонация. Интонирование звуков. Унисон.- 4 ч.
Практика: Упражнения на интонирование б.2 и м.2, на активный вдох и продолжительный выдох. Работа над чистотой интонации на музыкальном материале.
Тема 1.11: Понятие термина "вибрато".- 2 ч.
Теория: Понятие термина "вибрато".
Вибрато – это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона, которые воспринимаются на слух, как, равномерные пульсации в звуки (5 – 7 колебаний в секунду).
Вибрато – легкая, но регулярная флуктуация вашего звука. Вызывается нормальным расслаблением и напряжением мышц гортани при активизации их нервными импульсами. Делает звук более энергичным. Не одно и тоже, что тремало или "дрожание", которые являются результатом нестабильности одного из внешних мускулов при попытке контролировать с его помощью звук.
Тема 1.12: Ансамбль. Пение ансамбля в унисон.- 8 ч.
Теория: Изучение системы специальных музыкально-теоретических, вокально– ансамблевых знаний, умений и навыков и их применение.
Ансамбль – это пение большого количества людей, поющих как один человек. Такое звучание и называется унисоном. Пение в ансамбле – это особое искусство. Задачи класса «Вокального ансамбля» впрямую связаны с такими предметами, как сольфеджио, сольное пение. К основным задачам ансамбля:
- формирование навыков ансамблевого пения;
- воспитание художественного вкуса и понимание стиля исполняемых произведений;
- развитие навыков слухового самоконтроля;
-умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения.
Практика: Исполнение вокальных упражнений на отработку унисона и многоголосия.
Тема 1.13: Развитие навыка анализа произведения.- 2 ч.
Теория: Анализирование прослушанного произведения или исполненного произведения с помощью музыкальной терминологии во время просмотра видеозаписи и прослушивания аудиокассет.
Анализ:
1. Умение воспринимать, т.е. анализировать и описывать и описывать характер звучания певческого голоса и качество исполнения, которые оценивают:
а) по общему анализу эмоционального содержания и выразительности исполнения
б) путем анализа формы и средств художественной выразительности
в) нахождение сходства и различий в качестве звучания и содержания произведения.
2. Образное мышление – является ведущим компонентом мышления.
3. Качество воспроизведения – уровень развития певческого голоса:
а) интонирование
б) звуковысотный диапазон
в) динамический диапазон на различной высоте
г) тембр, который складывается из следующих факторов:
* регистр (грудной, фальцетный, микстовый) или обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный разнообразный)
* вибрато (нормальное, аномальное, совсем отсутствует)
* вокальная позиция (близкая, далекая, высокая, низкая)
* звонкость и полетность * ровность звука по тембру
* степень напряженности
д) дикция – оценивается по степени:
* разборчивости
* осмысленности
* выравненности гласных и способу артикуляции
е) дыхание – тип и качество фонационного выхода
ж) эмоциональная выразительность исполнения.
4.Отношение к певческой деятельности:
а) интерес и внимание на уроке
б) готовность выполнить любое задание учителя
в) инициативы (спонтанного пения во внеурочное время)
г) музыкального вкуса
д) творчества (интерпретации, сочинения).
5. Принцип сознательности и творческой активности певца.
6. Принцип перспективности.
7. Принцип систематичности.
8. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей.
9. Принцип посильной трудности.
10. Принцип положительного фона обучения.
11. Принцип единства художественного и технического развития.
12.Принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.
13. Принцип предшествования слухового воспитания какого – либо музыкального явления его осознанию
Тема 1.14: Повтор пройденного материала.- 4 ч.
Практика: Проверка усвоения песенного материала, правильности исполнения вокального произведения.
Раздел 2: Музыкально – образовательная работа – 18 ч.
Тема 2.1: Слушание музыки. – 4 ч.
Практика: Прослушивание различных музыкальных произведений. Определение стиля, направления, характера произведения. Анализ прослушанной музыки.
Тема 2.2: Из истории эстрады.- 4 ч.
Теория: Использование антологии советской и зарубежной эстрады. Рассказ о советских исполнителях: М. Магомаев, И. Кобзон, Л. Лещенко, В.Толкунова, Э. Хиль и т.д.
Тема 2.3: Концертная деятельность -10 ч.
Практика: Обобщение всего материала. Письменный опрос. Концертные выступления. Выезды на районные, областные и всероссийские фестивали.
Результаты 2 – го года обучения учащихся
Должны знать:
-цикл упражнений на дыхание;
-цикл упражнений для развития резонаторов;
-цикл упражнений для губ, языка и корня языка;
-знание терминологии, использованных на 2-ом году обучения.
-историю эстрады.
Должны уметь:
-пользоваться приобретенными знаниями по артикуляции и упражнениями по дикции;
-пользоваться всеми видами "атаки звука";
-частично заниматься сценическим оформлением номера;
-исполнять 1 -2 концертных номера;
-анализировать свое и чужое исполнение.
Примерный репертуар 2 года обучения
Название Музыка Слова
«Бабочка и мотылек» А. Павловского А. Павловского
«Звёздный волшебник» А. Павловского А. Павловского
«Я люблю рисовать» Т. Морозовой Т. Морозовой
«Гармонист Тимошка» Т. Морозовой Т. Морозовой
«Балалайка» Т. Морозовой Т. Морозовой
«Собака- бяка» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Кукла» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Облака» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Ёжик почтальон» Л. ВихарёвойТ. Шапиро
«Песочница» Р. ГуцалюкаН. Соловьёвой
«Мистер Жук» Г. Гладкова Г. Гладкова
Методика образовательного процесса
Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения. Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков. При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми. При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука. Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся. Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности. Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь. Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля. Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху. Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания. Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы. Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству. При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы. Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства. Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
-метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
-метод общения;
-метод импровизации;
-метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей. Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал. Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий. Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений. При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа. От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Список литературы, рекомендованной для педагогов. 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.