Доклад на тему:Формирование устойчивых умений и навыков учащихся, путь к прочным знаниям.


Формирование устойчивых умений и навыков учащихся, путь к прочным знаниям.
«Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте, - писал Д.Б. Эльконин.
Этот ключ- содержание обучения . Если мы хотим, чтобы обучение в начальных классах стало развивающим, то должны позаботиться прежде всего о научности содержания, т.е о том , чтобы дети усваивали систему полученных понятий и способы их получения».
В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формируем у младших школьников главные психические новообразования.
Среди умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. Выделяется группа общих учебных умений и навыков. Специфика этих умений заключается в том, что они являются определенным инструментом учения, средством овладения знаниями и могут формироваться и развиваться в процессе обучения любому предмету .
Учебная деятельность - особая деятельность учащихся, которая сознательно направлена на усвоение знаний. Усвоение новых знаний может проходить в процессе игры, в трудовой деятельности , самостоятельной работе.
Конечно, очень нравится ученикам игровая деятельность на уроках. Вот например, урок русского языка , тема склонение имен существительных.
« Чтоб склонения вы знали,
Мы семью вам показали:
Первые в семье поверьте.
Папа , мама, а не дети,
А вторые – это сын,
Сын, да только не один.
Существо на пару с ним.
Ну а третье- это дочь,
Будешь помнить день и ночь»
-Ключевые слова- папа, мама, сын, существо, дочь легко позволяют запомнить род и склонение . Трактовка правил в весёлой, запоминающей форме(стихи, сказки, пословицы, поговорки)- всё это интересно ученикам.
Для того чтобы убедиться, что учащиеся поняли материал широко практикуется самостоятельная работа. Нужно добиваться , чтобы в практическую работу дети вписали элементы самостоятельности, а где возможно и творчества. Так, закрепляя правописание падежных окончаний имен существительных 1,2 и 3 склонения , учащиеся составляют свободную таблицу , выделяя в ней окончания Р,Д и П падежей.
По данным таблицы учащихся путем составления падежных окончаний имен сущ. Делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания . Составление подобных таблиц помогает уч-ся наглядно представить себе формы склонения имен существительных, обобщить и закрепить материал о правописании падежных окончаний . Очень интересный вид самост. работы, диктант с элементами творчества. Дети записывают текст диктуемый учителем(или записан на доске), дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.
Текст диктанта: Слова для справок:
Туристы побывали в древних городах аллея, пристань, Москва, Казань
Солнце всходит на….. Ярославль, опушка, восток, запад
а заходит на…
Мы расположились
на отдых на……леса,
По обеим сторонам ….. росли пахучие ели.
На…… собралось много народу.
Есть и другие виды самост. работы : даются опорные слова к сочинению – миниатюры по картинке , по наблюдениям учащихся, по прочитанному рассказу. Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать свободное списывание. Письмо по памяти (разбираются трудные орфограммы, неск. Раз читается текст, по предложениям, целиком), затем уч-ся закрывают учебник и пишут текст. После выполнения уч-ся сверяют свои записи с текстом учебника и исправляют орфографические ошибки(самоконтроль).Более эффективной формы закрепления являются задания на составление предложений . Подобные задания являются хорошим средством повышения не только орфографической , но и общеязыковой грамотности уч-ся .
При изучении математики , например. Задача является стимулом познавательной деятельности . Учитель использует подготовительные элементы и элементы развернутого объяснения, а также элементы неожиданности и трудности, составление и решение взаимообратных задач.
Решить задачу другим способом.
Логическая задача(записыв. в таблицу)
Задача на смекалку
Измени вопрос в задаче
Составить обратную задачу
Дополни условие задачи и сделай чертеж
Симон Львович Соловейчик писал: « Все дети хотят учиться. Важно чтобы ребенок испытывал успех. Успех- это хорошее настроение . двигатель жизни и здоровья».