Творческий отчет по теме самообразования«Формирование практических навыков в различных видах учебно- творческой деятельности»


«Формирование практических навыков в различных видах
учебно- творческой деятельности»
«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и искусства»
Дидро.
Формирование практических навыков у детей в различных видах творчества- это развитие всесторонне развитой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность, декоративно- прикладного характера.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное– создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной деятельности. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого-то ни было давления со стороны взрослого.
Годы работы с детьми дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, использование разных техник и технологий декоративно- прикладного направления по работе с различными материалами, именно в совокупности, способствует разностороннему развитию ребёнка. И что важно, развитие внимания, мелкой моторики рук, желание ребенка и тогда постепенное развитие даст положительный результат при переходе от изобразительной деятельности к предмету черчение.
Изучив способности и интересы детей, выяснила, что у большинства недостаточно сформированы навыки творческого воображения, мышления, снижен уровень самоорганизации, дети плохо ориентируются в работе с линейкой, циркулем, кисточкой.. Поэтому актуальность данной проблемы послужили мне основанием для выбора темы по самообразованию: «Формирование практических навыков в различных видах учебно- творческой деятельности». В результате чего возникла педагогическая проблема – нужно искать такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное желание творить. И предлагать детям такие задания, приемы, технологии, которые помогут развить способности, талант чтобы подготовить его для дальнейшей жизни.
Реализуя программы «Палитра», «Семицветик», «Радуга», «Я-будущий конструктор», используя технологию квиллинг, декупаж, работу с бросовым и природным материалом, изучая новинки методической литературы, главной целью моей деятельности стало: помочь детям открыть самого себя. Показать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть красоту в самых простых, обыденных вещах. И какую бы работу не выполняли всегда включаю разные приемы работы с ножницами, линейкой например деление листа бумаги путем симметричного складывания, разметка и разрезывание бумаги на равные части, подбор необходимого оттенка цвета и.др.
Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения детей, поэтому подметить в каждом ребёнке наиболее сильную сторону, найти в нём «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, считаю первоочередной своей задачей. Вот уже четвертый год реализую программы в соответствии требований ФГОС. При разработке программ учитывала возраст детей, желания, требования к данным занятиям и свои возможности. Стараюсь добиваться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его природные задатки.
Ядром моей педагогической деятельности является научить ребёнка «рождать» и «воплощать» в жизни идеи, способные развивать творчество, а вместе с тем умение думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные во время образовательной деятельности знания в жизни.
Для создания образовательной среды строю свою работу опираясь на жизненный опыт детей, использую его при обобщении, закреплении, проверке знаний; стимулирую и поддерживаю рефлексию ребёнка, направленную не только на оценку результата, но и процесса его достижения.
Применяю не только рекомендуемые, но и предлагаемые детьми способы работы, применяю различные дидактические средства с учётом индивидуальности детей; даю позитивную оценку познавательных детских усилий; организую и провожу во время образовательной деятельности диалог, включая по возможности всех детей независимо от уровня восприятия информации.
Я учу детей анализировать собственную деятельность во всех жизненных ситуациях, в том числе и в домашней обстановке.
Вовлекать ребёнка в творческую деятельность можно с раннего возраста и чем раньше, тем лучше.
При организации образовательной деятельности я соблюдаю обще-дидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от неизвестного к известному, от конкретного к абстрактному. Создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребёнка, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течение всего времени. Для достижения эффекта в работе предлагаю использовать различные материалы: художественные кисти и поролон, цветные карандаши и восковые мелки, воск и уголь. Используя в работе разного рода материал, создается выразительность изображения, глубина, неповторимый эффект, индивидуальность.
Стараюсь организовать работу каждого ребёнка, создать рабочий настрой, искреннее общение и контакт с ним. Всё это повышает фантазию, интерес, творческую активность.
При конструировании учебно воспитательного процесса я осуществляю следующие действия:
1.Анализирую содержание учебного материала и провожу его отбор к учебному процессу с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей;
2.Формирую цели и задачи учебного процесса;
3.Определяю соответствующей цели результат учебного процесса;
4.Намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приёмов обучения и стимулирования деятельности детей;
5.Отбираю дидактические средства обучения;
6.Выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;
7.Рассматриваю возможность разно-уровневого формирования знаний детей;
8.Планирую собственную деятельность по организации и управлению учебным процессом;
9.Учитываю требования учебно воспитательной программы и пояснительной записки к ней.
Поставленные цели и задачи реализую за счёт повышения эффективности учебного процесса:
- совершенствование деятельности воспитателя в учебно воспитательном процессе;
- формирование и развитие мотивов обучения детей;
- внедрение принципов развивающего и разно-уровневого обучения.
Из общих организационных форм применяю: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Из средств обучения использую: наглядные пособия (репродукции картин, создаю презентации, образцы изделий) дидактический материал (разно-уровневый и печатный материал).
Учебную литературу: учебники, пособия, дополнительную литературу.
Провожу учебно воспитательный процесс в форме беседы, рассказа, практической деятельности, использую нетрадиционную форму обучения, игровые технологии, соревнования и другие формы работы.
Мотивацию учебно познавательной деятельности детей провожу с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных способностей детей способами: убеждение, создание ситуаций занимательности, нравственных переживаний, актуальности.
Учебно познавательную деятельность детей на запланированном уровне усвоения организую следующим образом:
- объяснительно- иллюстративный метод;
- проблемное обучение;
- самостоятельная работа;
- игра;
- исследовательские методы;
- диалог.
Ребят учу:
- анализировать недостатки своей работы и определять трудности, возникшие при изготовлении;
- связывать полученные знания и умения с жизнью и применять их на практике;
- высказывать свою точку зрения, отстаивать и доказывать своё мнение;
- проявлять инициативность и ответственность.
Проблема, над которой я работаю все эти годы – это развивать у детей творческие способности, увидеть задатки к творчеству и помочь им раскрыться, развить способности работы с линейкой, карандашом, циркулем, что поможет успешно изучать предмет черчение. Так как в нашем регионе преобладают рабочие профессии, связанные с горным делом, считаю необходимым научить и подготовить учащихся для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях горнорудной промышленности, где необходимо иметь навыки черчения. На уроках часто применяю занимательные задания на проецирование, знание геометрических тел, решение творческих задач.
Исходя из собственного опыта, действенными методами развития этих задатков является: совместная деятельность, индивидуальная, кружковая работа.
Наблюдая за детьми, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: у одних возникали трудности при держании кисточки, у других- при работе с карандашом, у третьих- при выборе необходимого цвета. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук у детей. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики, считаю изобразительную деятельность т.е выполнение живописных работ без эскиза, с применением поролона, воска и восковых мелков, рисование по мятой бумаге. Большую роль играет изучение технологий квиллинга. Эта техника позволяет развить мелкую моторику кисти рук, глазомер, аккуратность, культуру труда.
В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветности, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Изобразительная деятельность для ребёнка- радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребёнка. Я поняла, что необходимо применять новые подходы к организации этой деятельности, которые бы удивляли и восхищали детей, вызывали стремление заниматься этим интересным делом. Поэтому часто устраиваю выставки детских рисунков, создаю презентации по темам, устраиваем совместные просмотры. В конце учебного года, во время «Недели искусства», устраиваем отчет ШМО, где устраиваем выставку «Я-художник», выставляем лучшие работы учащихся, всех детей награждаем грамотами. Для популярности искусства реализуем проекты к Дню Учителя, Дню матери, «Новогодние фантазии», «Весенняя капель», День Победы. Для реализации проектов приглашаю способных учащихся, выполнивших наиболее удачные работы, отрабатываем рисунок, изделие, оформляем выставку на стенд, в классе.
Такие мероприятия играют большую воспитательную роль: дети видят результат своего труда, сравнивают работы, радуются успеху.
Критериями определения творческой работы являются:
нестандартность;
своеобразность;
оригинальность;
романтизм;
образность;
богатство цветоощущения;
преобладание собственных эмоций.
Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукт его творчества.
На занятиях кружка я так же использую технологию свободы и творчества. Нравится детям и технология коллективной творческой деятельности. Первоначально нужно обратить ребенка к самому себе: ему нужно самостоятельно выполнить определенное задание. Затем дети, посещающие кружок, все вместе на большом формате собирают всю композицию из своих индивидуальных работ в единое целое. Таким образом, мы получаем коллективную работу. В текущем учебном году с учащимися 6класса начали осваивать конструирование из фанеры моделей. Важным открытием было увлечение ученика 6класса Гуляева Павла, который не только показал собранные модели , но и рассказал историю каждой модели. Работа кружка «Я-будущий конструктор» проходит на одном дыхании: дети совместно собирают модели, предлагают новые идеи: как украсить, в какой цвет выкрасить изделие, как прочитать чертеж и т.д. В настоящее время готовят презентацию- отчет о проделанной работе.
В своей деятельности опираюсь на позитивное восприятие ребенка, потому что именно такое отношение педагога может придать ему силы, поддержать и направить его усилия в благоприятное русло. Поощряя ребенка ласковым словом, нежным прикосновением, мы способствуем его адаптации, вере в свои силы. Данный кружок художественного творчества – это своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единство чувства и разума, где развивается образное мышление – умение детей видеть в обычном- необычное, некий образ; умение «вдохнуть» в него душу, «заставить жить» и совершать действия.
Дети в своем большинстве – творцы. Помочь им выявить, раскрыть творческие способности – первейший мой долг. В своей работе я стараюсь создать условия, которые способствовали бы творческой раскованности, осознанию каждым ребенком своей значимости, уникальности. В педагогической практике при формировании творческой личности необходимо уделять особое внимание следующим факторам:
- изучению индивидуальности;
- формированию условий для проявления внутренней свободы;
- поощрению самостоятельности и инициативы;
- вовлечению в творческую деятельность;
- расширению знаний в соответствующей сфере;
- развитию образного и интуитивного мышления и фантазии;
- свободному обмену мнениями, диалогу;
- критическому мышлению и восприятию собственных результатов;
- созданию творческих ситуаций путем необычных вопросов,
подходов, диалогичности, проблематичности;
- стремлению избегать односторонних и решительных оценок.
На занятиях кружков я воспитываю уважительное отношение к окружающей среде, к разнообразию культур, учу мыслить глобально и конкретно, поэтому в образовательную деятельность включаю ситуации диалога, сотворчества, продуктивной деятельности. У детей формируются такие качества, как уважение друг к другу, умение слушать и слышать.
Не все дети одинаковы в развитии. На уроке или на кружке присутствуют ребята, которые не имеют определенных знаний и навыков, но у них так- же проявляется интерес к творчеству. Такие дети требуют к себе большего внимания, помощи и психологической поддержки. Улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение – все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы. Во время работы стараюсь перед ними ставить посильные задачи: выполнить определенное задание, но самостоятельно. Но не у всех детей всё сразу получается, они прекращают работать, замыкаются. Тогда на помощь приходит совместная деятельность. В этот период, в непринуждённой, свободной обстановке, занимаясь с детьми, владеющими различными навыками, ребята сначала наблюдают, сидят рядом, они видят, что не у всех всё получается. Иногда я специально что- то порчу вырезая или работая красками.
Я разговариваю с ними о том, что не у всех всё получается сразу, главное нельзя отступать, нужно учиться, пытаться. Плохо тогда, когда не пытаешься, не пробуешь, вот тогда-то точно не научишься. Создаваемый положительный психологический настрой помогает детям преодолеть неуверенность в себе. Они с желанием берут в руки, ножницы и уже не боятся того, что, что- то не получится, а говорят: «… следующий раз получиться, будет лучше».
В группе всегда есть и одаренные дети, которые обладают высоким интеллектом, а так же уникальными способностями. Занятия с ними носят развивающий характер. Для таких детей создаю благоприятные условия для реализации потенциальных способностей. В первую очередь – это творческая атмосфера, в которой происходит саморазвитие свободной активной личности . С одаренными детьми провожу индивидуальные занятия, где они получают дополнительные, более глубокие сведения по направлениям деятельности, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества, в которое вкладывают свои нестандартные замыслы. На групповых занятиях такие ребята делают работу очень быстро, поэтому попадают в ситуацию самостоятельного поиска, в результате чего создаются нестандартные работы. Это дети сосредоточены на самой работе так, что их порой трудно вернуть в действительность, поскольку они творят с большим желанием, не обращая внимания на окружающих. Очень часто для ребят руководитель кружка не просто педагог, профессионал в какой- то области творчества, а человек, который является для ребёнка авторитетом во всем, объектом для подражания. Поэтому стараюсь разнообразить форму проведения образовательного процесса, где самым эффективным, на мой взгляд, и интересным являются игры по сказкам, где я выступаю как организатор, а зачастую и как участник игры. Ставя игровую задачу перед детьми, создаю такую обстановку, в которой у ребёнка самопроизвольно появляется стремление к реализации поставленной цели. При этом дети активны, эмоциональны, непосредственны, проявляют инициативу, самостоятельность, легко и естественно входят в мир искусства. Прежде надо увлечь ребёнка, а потом давать ему технические навыки.
Главные цели, преследуемые во время образовательной деятельности:
Открытие новых перспектив перед каждым ребенком.
Обогащение его как личности.
Развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе.
Поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка имеющихся знаний.
Открытие новых перспектив перед каждым ребенком.
Особым образом строю заключительный этап. Прежде всего, это окончательный процесс: каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил ли он свою работу или нет. Организовываем выставку, на уроке это или на занятиях кружка, где я предлагаю каждому ребёнку сказать несколько слов о своей работе, дать ей название, придумать небольшой рассказ, пофантазировать, высказать собственное мнение. Дети с большой охотой рассказывают о том, что изобразили, тем самым раскрывают смысл своего рисунка.
Очень важно воспитывать у детей культуру труда, после занятия ребята самостоятельно убирают рабочие места, убирая все принадлежности в специально отведённое место. Использую различные приёмы и методы решения задач: наблюдение, показ, анализ, объяснение последовательности и способов выполнения, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. Детям не даются готовые образцы, а вызывается потребность в поиске, таким образом, предоставляется возможность для самовыражения.
Очень эффективны вопросы-провокаторы:
- На что это похоже?
- Кто это может быть?
- Кто, что может быть такого цвета?
- Что можно изобразить такой линией?
Организовывая образовательную деятельность, я учитываю высокую импульсивность, концентрацию внимания и работоспособность детей. Поэтому во время образовательной деятельности ребятам разрешаю вставать, подходить к другим ребятам, тихонько общаться со сверстниками. Организованное таким образом пространство, обеспечивает возможность каждому ребёнку видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями: «Смотри как у меня!», «Я понял, как это делается!». Существенным фактором в планировании и методике проведения образовательного процесса по художественному творчеству является взаимосвязь различных образовательных областей.
В процессе работы использую упражнения на релаксацию, пальчиковую гимнастику, физкультминутки перед началом работы повторяем правила работы с ножницами, клеем, красками.
Кружковая работа- это неиссякаемый предел возможностей получения и выявления таланта, как для детей, так и для педагога. В своей работе стараюсь прививать детям чувства коллективизма, патриотические чувства, любовь к родине: развивать теоретические и практические навыки - рассказываю о традициях русского народа, знакомлю с национальными костюмами, подготовили и приняли участие в районном краеведческом конкурсе «Самобытная культура , обычаи и традиции».
Дети с большим желанием и интересом принимали участие во всех этих мероприятиях, связанных с народным творчеством. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».
Самое главное – я люблю свою работу и с нетерпением спешу на уроки, кружки, постоянно нахожу что-то новенькое, интересное, для этого стараюсь повышать свой профессиональный уровень.
Посещаю открытые мероприятия коллег.
Посещаю районные методические объединения.
Создала мини-сайт в социальной сети работников образования, где в свободном доступе выложены собственные методические разработки http//учительский сайт.
Список литературы.
1.Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
2.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
3.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
4. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
5. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
7. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
9. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
11. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
12. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
13. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
14. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
15. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
16. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
17.История декупажа. http://prodecoupage.com/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
18.Википедия. Свободная энциклопедия «Коллаж и декупаж — новые возможности искусства» с http://ru.wikipedia.org19.Википедия. Свободная энциклопедия. «Декопатч» с http://ru.wikipedia.org.