Творческий отчёт по теме самообразования
ОТЧЁТ
по самообразованию
«Развитие познавательного интереса
через уроки внеклассного чтения»
НУРПЕИСОВА ГУЛЬСИМ КАНАШЕВНА
учитель начальных классов
Октябрьской СОШ
Целью всей своей педагогической деятельности считаю развитие личности ребёнка.
Основные задачи работы: формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями для того, чтобы учащиеся добывали знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.
В своей деятельности стараюсь постоянно поддерживать интерес к учению; не дать ребёнку разочароваться, обмануться в своих ожиданиях; разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадёт только при условии, если ученик добивается успехов в учёбе.
Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения этой цели. Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Постоянно работаю над развитием творческого потенциала у детей. Стараюсь развивать такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления. Главное – вера в ребёнка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха. Стараюсь осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В 1 класс мои учащиеся поступили не очень активными, двое ребят вообще молчали. Их словарный запас был бедноватый. Некоторые ребята меня не воспринимали как положено. Передо мной встал вопрос: как ликвидировать этот барьер? И тогда я поставила перед собой проблему: способствовать развитию и расширению познавательного интереса учащихся через упражнения и игры, связанные с расширением знаний учащихся.
Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Поэтому моей проблемой работы с классом и темой самообразова- ния стало:
«Развитие познавательного интереса через чтение и письмо».
Обоснование выбранной темы: считаю главным в работе учителя заинтересовать учащихся предметом; помочь им раскрыться, проявить себя творчески; помочь преодолеть все комплексы, не дающие ученику свободно развиваться. Именно нестандартные формы урока, уроки внеклассного чтения и внеклассная работа с учащимися помогают учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику; позволяют дифференцированно оценивать знания ребят; поощрять и поддерживать их творчество; развивать их интеллект.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные способы и условия развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на уроках русского языка и литературы.
Исходя из данной цели, определены следующие задачи:
- изучить методические источники по теме самообразования; - проанализировать возможности учебного процесса с точки зрения данной темы; - разработать в процессе обучения учащихся начальных классов различные способы и условия для развития познавательного интереса на уроках русского языка и литературы; - выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка и литературы; - определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников по теме исследования; - проанализировать результативность опытно-педагогической работы и предложить рекомендации по итогам исследования.
ГИПОТЕЗА: «Если создавать условия и способы для развития познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, то это будет способствовать достижению более высокого уровня обученности учащихся на уроках русского языка и литературы».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.
1 этап. Диагностико-прогностический или организационный.
1. Изучение обязательного минимума содержания образовательных программ по русскому языку и литературе;
2. Изучение и анализ содержания программ;
3. Изучение методической и учебной литературы по предмету;
4. Выбор методов, приёмов, техник и технологий обучения и воспитания, обеспечивающих результативность учебно-воспитательной работы.
2 этап. Практический.
1. Планирование и переход к опытно-экспериментальной работе по индивидуальному плану;
2. Планирование открытых уроков, целевых взаимопосещений уроков;
3. Анализ проводимых уроков и мероприятий (своих и коллег);
4. Анализ успеваемости учащихся за четверть и за год.
3 этап. Обобщающий.
1. Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика;
2. Изготовление раздаточного и наглядного материала;
3. Разработка методического пособия по теме самообразования;
4. Составление отчёта и самопрезентации по теме самообразования;
5. Выступление на расширенном заседании методического совета .СХЕМА!!!
Способы развития познавательного интереса
Способы развития познавательного интереса: методы развития; формы развития; учебно-методический комплекс.
Методы развития познавательного интереса: игровые ситуации; творческие работы; проблемно-поисковая деятельность.
Формы развития: индивидуальная работа; работа в группах; работа в парах.
Учебно-методический комплекс: учебники; хрестоматии; рабочие тетради; дополнительный материал.
Чтение и письмо всегда было и остаётся важным предметом в начальной школе, им принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. При изучении языка творчество детей развивается при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.
В первом классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. И работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию. С этой целью ввожу в ход урока:
СХЕМА!!!
Загадки на договаривание
Работа над чистоговоркой«Слово рассыпалось»
«Кто больше?»
«Поймай рифму»
Условия формирования познавательного интереса в начальной школе должны ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ученика. Одна из главных целей уроков русского языка научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений через ребусы, загадки, кроссворды. Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Во втором классе продолжаю работу над проблемой. Продолжаю использовать на уроках чистоговорки, анаграммы, кроссворды, пословицы, поговорки, загадки.
Включение ребуса в ход урока- праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонёк радости. А радость познания, эмоциональный настрой - главные помощники учителя на уроке и во внеклассной работе.
Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале (для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, зрительной памяти, выработки орфографической зоркости); расширяют кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь.
К.Д. Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал её сам, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты, а для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ – МОНИТОРИНГ успеваемости и качества знаний по русскому языку и литературе за последние 3 года!!!