Творческий отчет по теме самообразования «Формирование вычислительных навыков»
Творческий отчёт на тему:
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики»
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ с. Октябрьское
Мустафина Эльвира Шамгуновна2014 год
«Развитие навыков должно предшествовать развитию ума» Аристотель
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей
Цель моей работы на уроках математики не только отрабатывать вычислительные умения, но и развивать учащихся.
Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет мне решать следующие задачи:
активизировать работу учащихся
пробуждать интерес к изучению математики
способствовать развитию познавательного интереса
формировать интеллектуальные умения
улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность
Системный подход в работе позволяет не только отрабатывать вычислительные умения, но и нацелен на развитие учащихся.
Система организации диагностики, тренинга и контроля формирования вычислительных умений и навыков у учащихся, применение компьютерных технологий способствует росту комфортности обучения
Опыт предполагает решение следующих задач– создание условий успешности каждого школьника
Условия успешности
Для создания условий успешности ученика необходимо:
сформировать вычислительные навыки;
проводить диагностику вычислительных навыков учащихся;
вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
постепенно усложнять устный счет;
использовать интересные формы работы на уроке;
учить различным способам быстрых вычислений;
привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Основная задача формирования вычислительных навыков на уроках математики – задача повышения вычислительной культуры.
Данная технология включает различные формы
устного счета
приемы быстрых вычислений
таблицы-тренажеры
Устный счет
Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения, как основа обучения математике.
Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.
Учителю надо обращать внимание на устный счёт с того самого момента, когда учащиеся приходят в начальную школу.
Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречём на постоянные, обидные промахи.
Два вида устного счёта.
Первый (основан на зрительном восприятии информации) – это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (записывает на доске, указывает по таблице, проецирует на экран с помощью кодоскопа). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Однако, именно запоминание чисел, над которыми производятся действия – важный момент устного счёта.
Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии). Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Естественно, что второй вид устного счёта сложнее первого. Но он и эффективнее в методическом смысле – при том, однако, условии, что этим видом счёта удаётся увлечь всех учащихся. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Необходимо стараться сделать так, чтобы устный счёт воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а учитель не столько контролёр, сколько лидер, придумывающий всё новые и новые интересные понятия.
формы устного счёта:
«Цветик-семицветик», «Кто быстрее»,
«Числа-перебежки», «Индивидуальное лото, «Составь круговые примеры», « покормите рыбок», « Математическая рыбалка», «Математический биатлон».( приложения « Дидактические игры»)
Способы быстрых вычислений
Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений.
Они развивают память учащихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться.
Сложение столбцами.
Сумма цифр каждого разряда складывается отдельно. Цифра десятков в сумме предыдущего разряда складывается с цифрой единиц последующей суммы.
Умножение на 101.
Чтобы умножить двузначное число на 101, надо к этому числу приписать справа это же число.
Умножение на 1001.
Чтобы умножить трёхзначное число на 1001, надо к этому числу приписать справа это же число.
Таблицы-тренажеры
Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке не достаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.
Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.
Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников в средних классах, наборы упражнений – тренажёры.
Они предназначены как для работы в классе на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Задания-тренажёры позволяют предложить ученику выполнить большой объём вычислений за небольшое время.
Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка.
В результате такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать, овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в числовых множествах.
Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использование.
Все виды заданий тренажёра разбиты на отдельные части. Каждая такая часть – одна порция при проведении устного счёта. При выполнении заданий ученик произносит или записывает ответ каждого действия.
При выполнении цепочных вычислений результаты промежуточных действий не записываются, ученик фиксирует только окончательный ответ.
Задания-тренажёры можно предлагать как для индивидуальной, так и для коллективной работы в классе.
В ходе устной работы на уроке с использованием тренажёра можно проводить математические эстафеты. Очень полезна работа в парах, когда один ученик называет ответы соседу по парте, а тот проверяет их правильность; при выполнении следующего задания ответы называет второй, а первый – проверяет.
Вычислительные навыки можно тренировать и так.
В начале урока дети получают карточки-задания. По сигналу ребята начинают записывать свои ответы. Через 2 минуты тренировка заканчивается. После занятий с учениками-помощниками подсчитываем количество правильных ответов и заносим результаты в сводную таблицу, которую вывешиваем в классе, и так на каждом уроке.
Время от времени для объективности есть смысл проводить контрольный счёт, где проверку ответов осуществляет сосед по парте, либо сам учитель.
Все мы знаем, что за 3 летних месяца значительно утрачиваются имеющиеся у детей умения и навыки, поэтому для восстановления их необходимо применять упражнения технологического тренажера.
Систематическое использование технологии совершенствования вычислительных навыков на уроках математики, начиная с начального курса обучения, способствует формированию высокого вычислительного уровня математической культуры.
Заключение
Идеи развивающего образования ориентированы на выращивание функционально грамотной личности. Стоит ли говорить, что это невозможно без становления вычислительной культуры учеников. Разработанная система упражнений и заданий даёт возможность каждому ребёнку проявить активность в поисковой работе, активизирует мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребёнка, не вызывает эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. Целенаправленная и системная работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных умений и навыков обучающихся. Они играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любой выполняемой деятельности, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности. Такие формы работы способствуют и качеству обученности, что помогает добиваться исключительных успехов отдельных учеников.
Мониторинг учащихся
(количество решенных примеров за 1 минуту)
№ Ф.И.
ученика 1 кл2 кл3 кл4 кл1п 2п 1п 2п 1п 2п 1п 2п
1. Атнагулова Лина9 11 15 2. Атнагулова Лира 9 12 15 3. Бужинский Дамир6 7 10 4. Ишимбаев Артем 10 13 18 5. Калачев Ваня 12 16 20 6. Кужлев Максим 13 17 21 Входной контроль учащихся за 2012-2013 год
№ Ф.И. ученика 1 класс 2 класс
Атнагулова Линавысокий высокий
Атнагулова Лира средний средний
Бужинский Дамирсредний средний
Ишимбаев Артем средний средний
Калачев Ваня средний высокий
Кужлев Максим средний высокий
Список литературы
Организация творческой деятельности младших школьников на уроках математики/ авт.Д.Г.Ямалтдинова. – Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» №10 – Москва: ООО «Баласс»,2009. – 70 с.
Проблемы формирования вычислительных умений и навыков у школьников/ авт. Л.И.Чернова. - Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» №12 – Москва: ООО «Баласс», 2007. – 35 с.
Устный счёт с интересом/ авт.З.Х.Фаттахова. - Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» №7 – Москва: ООО «Баласс», 2008. – 62 с.
Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения/ авт.В.Ф.Ефимов. - Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после» №5 – Москва: ООО «Баласс», 2000. – 39 с.
http://window.edu.ru/ window_catalog/pdf2txt?p_id=5976 Совершенствование устных вычислительных умений и навыков младших школьников.
http://festival/1 september.ru/articles/101859/ Формирование вычислительных навыков у младших школьников.
http://works.tarefer.ru/64/100119/index.html Доклад. Педагогика. формирование вычислительных навыков.
http:// festival/1 september.ru/articles/419314/Использование компьютера при формировании вычислительных навыков