Доклад Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
«Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста» (доклад)
Формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка.
Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей лица, за полостью рта, в частности за зубами, сохранения зрения, слуха, уход за волосами.
Обучающиеся, поступившие в 1 класс, коррекционной школы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела.
У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на сформирование умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
В результате вышеизложенных проблем перед коллективом школы возникла необходимость в создании программы направленной на формирование представлений о навыках по самообслуживанию и личной гигиене.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнения правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблемами воспитания санитарно-гигиенических навыков детей занимались отечественные авторы, как Выгодский Л.С., Забрамская С.Д., Мальчер А.Р. Для того чтобы воспитание санитарно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Воспитание санитарно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены. С этой целью в группе разработана программа по формированию здорового образа жизни.
Цель и задачи программы:
Цель – формирование основ здорового образа жизни, развития у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- обучающие:
научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике;
- развивающие:
Способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиены органов зрения, слуха, дыхания;
- воспитывающие:
помочь повышению уровня навыков личной гигиены младшим школьникам.
Ожидаемые результаты:
- усвоения учащимися 1 класса санитарно-гигиенических навыков;
- формирование привычки содержать свое тело в чистоте;
- привитие навыков здорового образа жизни.