Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся
Выступление
на тему:
«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»
Где мало слов,Там вес они имеют.В. Шекспир
Пиши скорей, не медли, слышишь,Весь мир, весь путь, весь опыт свой,Пойми, ведь то, что ты напишешь,Не может написать другой.М. И. Айгер Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А. Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль занятий, которые способствуют формированию у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовности к взаимодействию, взаимопомощи, трудно переоценить.
Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.
Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.
К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работников радио и телевидения. Сейчас, когда к микрофонам, вещающим на всю страну, прорвались люди, «говорящие от себя», «без бумажки», становится заметно, что в России разучились говорить по-русски! Фантастические ударения, невероятно корявые сочетания слов… – язык из «поддержки и опоры», как когда-то писал И.С.Тургенев, превратился в злейшего врага!
Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. В последнее время многие дети стали мало читать, их увлекает телевизор, компьютер, Интернет. Большие произведения учащихся просто раздражают, школьники пытаются заменить их кинофильмом или рассказом товарища, прочитавшего книгу. Скучные большие по объёму программные сочинения не могут способствовать пробуждению интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряжённость и тревожность.
Обучение в школе предполагает всестороннее развитие ребёнка, в том числе, немаловажно и развитие связной речи. Однако формированию умения правильно, чётко и логически обоснованно построить свою речь, преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи мало внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений.
Сегодня (ни для кого не секрет) школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по усвоению детьми определённой информации. Неоправданно мало затронутыми при этом оказываются проблемы развития устной и письменной речи их воспитанников.
А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, потому подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, у них велик интерес к жизни, к миру – им хочется об этом думать, говорить… И кто, как ни школа, учитель должны тщательно организовывать коммуникативное обучение, помогать ученику преодолевать коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, решать вопрос о снижении дефицита общения учащихся в социальной среде.
Для того чтобы ученик сумел создать оригинальный текст, иногда не требуется обучение. Отдельные учащиеся тонко чувствуют язык, впечатлительны и способны передать свои ощущения в словесном высказывании…. Школьные «поэтические жемчужинки» рождаются порой очень неожиданно. Истинное наслаждение доставляет чтение «маленьких шедевров» этих ребят. Какой красивый, «чистый» язык в них звучит!
Но чаще, на практике, такого опыта у детей нет, они не готовы к сотрудничеству, к диалогу. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают проблемы: школьникам трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, формулировать самостоятельный вывод. Учащиеся отмечают затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать собственное мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Именно эти проблемы мешают большинству учащихся показать уровень своих знаний, презентовать свои способности, а многим и утвердить свое лидерство.
Как же в условиях общего кризиса в стране сохранить наш великий и могучий язык? Как сформировать у учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как научиться пользоваться несметными богатствами русского языка? Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов? Как сделать, чтобы дети чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением? Наконец, какими приемами, методами работы со словом побудить наших девчонок и мальчишек пойти навстречу этому творческому вдохновению? Как это сделать в жёстких рамках учебной программы? Ведь обращение к тексту большого объёма в рамках реального учебного времени затрудняет организацию изучения конкретных тем программы, поэтому большие тексты используются на этапах контроля. Преимущество же малых текстов форм состоит и в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами. Учащимся часто трудно соотнести разделы лингвистики и нормы, у них достаточно сложно формируется системный взгляд на различные языковые понятия. Использование текстов малых форм позволяет учителю быстро и доступно «донести» до ученика самые сложные теоретические понятия, а детям усвоить эти сведения и успешно применять в процессе свободного письма.
Тексты малой формы таят в себе неограниченные возможности для развития речи учащихся. Они относятся к типу тех упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности, стремление к творчеству.
Данный факт определил, что необходимо создать методическую систему развития правописных и речевых умений и навыков через формирование лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся, их творческих способностей на уроках русского языка, адекватную современному уровню развития методической науки и требованиям школьной практики. Если в конце ХХ века от учащегося требовалось осознание излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоение закономерностей, то в настоящее время этого недостаточно, сегодня важно научить ребенка «добывать» знания, проводить самостоятельные исследования. На мой взгляд, наиболее эффективными являются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы: сочинения - миниатюры, изложения - миниатюры, сочинения – этюды, портретная зарисовка, сочинение – письмо, сочинение – интервью, различные виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) текста и т.д. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникативной деятельности ребенка.
В методике работы над созданием сочинений-миниатюр можно выделить несколько этапов: настрой на творческую работу – продуцирование текста – его прочтение («выступление на публику» - презентация) - слушание миниатюр товарищей – прочтение сочинения соседа по парте и рецензирование его работы. Восприятие текста на слух, зрительно, путём взаимооценки помогает осмыслить значение разных признаков и средств выразительности текста. Активность учащихся в порождении творческих текстов – показатель интеллектуального развития детей. Несомненно, сочинения – миниатюры способствуют формированию лингвистической компетенции, когда ученикам предлагается составить небольшой рассказ, сказку, описать иллюстрацию, используя в качестве сюжета орфографическое правило.
Сочинения – миниатюры играют важную роль в обучении учащихся. При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю учащимся списать предложения, вставляя тире, выделить грамматические основы, составить схемы. Затем надо выразительно прочитать предложения великих мыслителей, обращая внимание на паузы на месте тире. После этого предлагаю доказать, что данные высказывания являются афоризмами, по толковому словарю уточнить значение этого слова, письменно объяснить смысл одного из афоризмов. Таким образом, такие задания формируют навыки пунктуационной грамотности, что относится к лингвистической компетенции, и умение связно излагать свое мнение, что является прерогативой коммуникативной компетенции.
В процессе создания готового письменного текста в зависимости от предложенной темы применяются различные формы работы со словом: индивидуальная, коллективная, парная и групповая, что способствует проведению факультативных занятий «в духе соревнования и сотрудничества». Такая организация взаимодействия совместной деятельности приводит к тому, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания, в котором знания добываются в совместной деятельности, через диалог, полилог. В условиях множества мнений дети учатся мыслить и рефлексировать по поводу того, что они знают и не знают, востребован субъективный опыт учащихся, формируется их личностная оценка. Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).
Для результативности подобных работ учителю следует учитывать мотивацию создания текста – желание детей высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому темы необходимо предлагать такие, которые были бы интересны для них, вызывали бы у детей эмоциональный отклик, давали бы возможность содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом, но во всех случаях о том, о чём мне хочется сказать.
Предлагаются темы, ориентированные на то, чтобы помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ. Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли. Такие задания, как показывает практика, формируют не только орфографическую зоркость, но и умение создавать текст. Это комплексный подход к формированию коммуникативной, языковой (лингвистической), культуроведческой компетенций.
Для уроков литературы мы разработали презентацию «Русская литература 18 века», в которой сжато изложили необходимые сведения по теории литературы. Важной частью презентации стали материалы о выдающихся русских писателях 18 века, их роль в истории русской литературы, обзор и анализ наиболее важных произведений этого периода. Ученики, готовя эту работу, показали способность четко, кратко и емко излагать мысли, формулировать их в виде тезисов. А при представлении этой работы на уроке ребята продемонстрировали умение конкретизировать сведения по данному вопросу, грамотно излагать свои мысли. Анализ работ учащихся показывает, что школьники, используя жанровое многообразие нашей речи, действительно стремятся к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи, ищут творческую форму самовыражения, выбирают её в соответствии со своей внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением в данный момент. Некоторые пробуют свои силы в жанре письма, странички из дневника, путевого очерка, путешествия, строгого сочинения-рассуждения, описания, а для кого-то самым благодатным и любимым становится жанр эссе, при написании которого главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Эссе – художественная форма размышления, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы, одним словом, «свободное письмо». В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. Синонимы: раздумья, авторская проза, наброски, записки, очерк, зарисовка.
Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Сочинение - литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка. Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. Очень близким к литературному портрету может быть сочинение-этюд.
В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому - либо отдельному вопросу». Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие. Сочинение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.
Сочинение - письмо - это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает («Письмо Аркадия отцу» - о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» - автор высказывает свое отношение к прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из XXI века» - об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»). Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения - письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
Сочинение - интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении - интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью. При работе над текстом сочинений - миниатюр дети часто меняются ролями: пишут свою работу творцы - писатели; слушают сочинение товарища слушатели; читают произведение писателя читатели; рецензируют творческую работу одноклассника критики, излагающие свою оценку.
Мини – изложения – ещё один тип работы над развитием речи, который провожу регулярно. В 6 – 7 – 8 –ых классах предлагаю следующие виды мини – изложений: 1) изложения – миниатюры с передачей авторского отношения к описываемому предмету; 2) изложения – миниатюры по прослушанному тексту с творческим заданием; 3) изложения – миниатюры с сохранением особенностей построения текста; 4) изложения – миниатюры с формулировкой темы текста (сформулировать узкую и широкую тему);
5) свободные изложения – миниатюры по сложному для запоминания текста.
Изложения – миниатюры можно использовать в качестве упражнений по грамматической стилистике для формирования правописных умений, а также как средство контроля за их сформированностью, что в целом представляет несомненный практический интерес для учителя – словесника.
Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения. Эти упражнения помогут детям проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, станут для ребят праздником открытий, удивления и радости. В качестве источников для диктантов, сочинений и изложений (мини-текстов) использую художественные публицистические тексты, в основном не входящие в школьную учебную программу. Тем самым расширяется круг произведений, с текстами которых будут работать учащиеся. Хорошо известно, что разного рода афоризмы, изречения, цитаты, высказывания – полезный и необходимый материал для сочинений, важное средство аргументации, подтверждения своей мысли. Таким образом, систематическая работа с текстами малых форм активно способствует формированию правописных и речевых умений учащихся средней школы.