Рабочая программа кружка по биологии для 5 класса «Берегите родную природу»


   МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
                                                                                               
Рабочая  программа
по экологической направленности
( внеурочная  деятельность)
«Берегите родную природу»
для учащихся 5»А»  класса
  Руководитель:
                                                                                                учитель биологии  
                                                 Капустина ЗС.

2013 - 2014 учебный  год
г.Белоярский
Пояснительная записка к рабочей программе кружка «Берегите родную природу»
На современном этапе развития общества изучение природы родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания гуманного отношения и любви к природе.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. В последнее десятилетие по России в целом возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний о природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Цель: формировать стремление учащихся к изучению природы родного края.
Задачи:
расширить представление детей об экологических законах и многообразии растительного и животного мира своей местности;
способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
развитие экологической ответственности по отношению к природе родного края
3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы.
В курсе кружковой работы реализуется идеи формирования экологического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно — деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности школьника.
Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.
Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как
Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка.
Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений о природе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природ, культуры и общества.
Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает.
Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

Календарно – тематический план
№ занятия Тема занятия Количество часов Дата проведения Корректировка
1. Многообразие живого мира. 1 2. Биологическая лаборатория и правила работы в ней. 1 3. Методы изучения живых организмов. 1 4. Растения и животные на службе человека. 1 5. Человек проникает в тайны природы. 1 6. Земля – планета жизни. 1 7. Красная книга. 1 8. Великий круговорот жизни. 1 9. Береги живое. 1 10-11. Путешествие в царство комнатных растений. 2 12-13. Черенкование комнатных растений. Уход за растениями 2 14. Человек - живой организм. 1 15. Помогая природе - помоги себе сам. 1 16-17. Зеленая аптека (лекарственные растения моего края). 2 18. Что ты сделал доброе для природы? 1 19. Путешествие в страну Зима. Сезонные изменения в природе и их влияние на жизнь растений, животных. 1 20. Нужен ли зимой растениям и животным снег? 1 21-22. Растительный мир моей местности. Лесные ягоды. 1 23-24. Животный мир моей местности. 2 25. В гостях у птиц моего края. Кто , где живет? 1 26. Тайны грибного царства моего края. 1 27. Лесные жители весной. 1 28-29. Путешествие в царство комнатных растений. Черенкование растений. 2 30. Путешествие в страну Весна. . Сезонные изменения в природе и их влияние на жизнь растений, животных. 1 31. Лесные жители летом..1 32. Конкурс рисунков «Береги родную природу» 1 33. Конкурс презентация «Береги родную природу» 1 34-35. Защита проектов «Знай свой край». 2