Литература 5 класс. Е. И Носов «Тридцать зёрен».
Литература 5 класс.
Тема: Е. И Носов «Тридцать зёрен».
Цели урока:
*Познакомить с творчеством писателя – фронтовика Е.И.Носова;
*Развивать устную речь, творческое воображение, актёрские способности учащихся;
*Воспитывать в учащихся милосердие, сострадание к «братьям нашим меньшим», желание действительно помочь, а не просто жалеть.
Оборудование: аудиозапись с голосами птиц.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка целей урока. Е.И. Носов писатель-фронтовик, человек, переживший все ужасы войны. Удивительно то, что из - под его пера вышло такое теплое, доброе произведение. Попробуем понять, как такое возможно.
Реализация домашнего задания.
– Сообщение о жизненном и творческом пути Е.И. Носова.
Выразительное чтение учителем рассказа «Тридцать зёрен».
Беседа по прочитанному.
Понравился ли вам рассказ? Почему?
Как вы думаете, почему писатель, прошедший войну, человек мужественный, вдруг пишет о синичке? (Переживший войну человек больше ценит мирные радости.)
Зачем писатель говорит от имени синички?
Почему синичка съедает зёрнышки не на линейке, а уносит их на ветку и съедает только там? (Боится вначале, что человек может обидеть)
Как вы понимаете фразу: «Она …приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба»?
Писатель наделяет синичку вежливостью. Почему? (Видит в пернатой гостье доброе существо.)
Как вы понимаете фразу: «Они (книги) научили зажигать это солнце, растить эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь. А ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек»?
Для чего писатель приглашает синичку в гости? (В городской квартире хочется хоть на короткие мгновения ощутить себя частью природы, увидеть так близко синичку и услышать её незатейливое пение)
Что значит быть Человеком, по мнению писателя?
Покажите, как изменилось поведение синички к концу рассказа. (Осмелела, стала доверять, наверное, не побоится прилететь ещё.)
Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц
– Как вы думаете, изменится ли наша жизнь, если из неё исчезнут птицы, с их пением, неутомимым чириканьем, отлётами в жаркие страны и долгожданными возвращениями в родные края?
Выразительное чтение рассказа по ролям.
- Какие интонации синички покажем в начале рассказа? В конце?
-А в чём особенность речи писателя?
VII. Итог урока.
-Чьё выступление понравилось больше, почему?
- Как мы можем поддержать «братьев наших меньших» зимой? Весной?
(Зимой – кормушки, весной – скворечники.)
VIII. Домашнее задание: Позаботиться о птицах, подсыпать зерна в кормушку, привести в порядок птичьи домики – скворечники.