Противодействие фальсификации мировой истории, Украина и Россия: летопись отношений.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ, УКРАИНА И РОССИЯ: ЛЕТОПИСЬ ОТНОШЕНИЙ ЗА ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ВЕКА
Фальсификация истории как феномен
Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.
Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими. Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории. В первом случае речь идет о социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть свя- заны с целями и задачами антироссийской пропаганды. В качестве примера можно привести деятельность руководителя литовской общины в США американца литовского происхождения Вита Мачуна, который стал одним из главных организаторов кампании по подаче исков в американские суды с требованием к России возместить нанесенный Литве «за долгие годы советской оккупации» моральный и материальный ущерб».
Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом). В последнем случае доминирующим фактором, как правило, являются материальные интересы фальсификаторов истории.
Попытки фальсификации истории нередко являются частью антироссийской пропаганды в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они, как правило, связаны с текущими политическими и материальными интересами тех или иных заинтересованных сил и призваны способствовать обоснованию материальных, территориальных претензий к Российской Федерации под видом компенсации за якобы нанесенный когда-то ущерб.
Противодействие этим попыткам актуально с точки зрения государственных интересов России, защиты социальной памяти россиян. Об этом неоднократно заявляли руководители Российского государства. Ответом Российского государства на этот вызов современности стало создание комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию фальсификации истории.
Задачи и основные направления государственной политики РФ по противодействию попыткам фальсификации истории России определены в Указе Президента РФ Д.А. Медведева от 15 мая 2009 г. No 549 «О комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».
При осмыслении феномена фальсификации истории применительно к учебной литературе необходимо учитывать, что в современной России нет единой официальной («государственной») версии исторического процесса. Научное сообщество на основе консенсуса определяет доминирующую в науке в рамках методологического направления версию исторического процесса, которая становится основой для построения авторской линии учебников истории. При этом вполне правомерно формирование нескольких авторских линий учебников истории, которые могут быть построены на основе разных методологических направлений, достижений конкурирующих научных коллективов.
Учебные издания по истории для общеобразовательных учреждений и деятельность педагогов-историков не должны размывать национальную версию истории как фактор, формирующий идентичность россиян. Этой двойственной природой исторического образования обусловлены значительные трудности, с которыми неизбежно сталкиваются преподаватели истории.
Специфика исторического образования как ключевого компонента социально-гуманитарного образования заключается в том, что изучение истории в школе стимулирует формирование у обучающихся индивидуальных образов прошлого и современности. Этот процесс происходит на основе познавательного опыта.
Главная цель изучения истории в современном образовательном учреждении – воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
Ярким примером фальсификаций новейшей истории СССР – России ХХ в. является тенден- циозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («голодомор»), при президенте В.А. Ющенко. В украинских учебниках истории при президенте В.А. Ющенко Советский Союз рассматривался как тоталитарная «империя», которая проводила политику «русификации», принижалась роль УССР как учредителя Союза ССР, снимался вопрос о насильственной «украинизации» 1920 – начала 1930-х годов. Довоенный период истории Украины в составе СССР характеризуется как успешный для украинской нации процесс строительства экономики и развития в условиях отсутствия государственности и тоталитарного сталинского режима [26, с.151]. Смена политического руководства Украины привела к изменению официальной позиции Украинского государства по этому вопросу.
История отношений между Россией и Украиной
История Украины тесно связана с историей России.
В IX – XII вв. большая часть территорий Киевской Руси входила в состав раннефеодального Древнерусского государства. В XII в. на территории Юго-Западной Руси выделились Киевское, Черниговское, Галицкое, Владимиро-Волынское и другие самостоятельные княжества, в конце XII в. образовалось Галицко-Волынское княжество.
В ХIV в. Киевская Русь попала под власть Великого княжества Литовского, Польши и др.
В XV в. государственных отношений в современном понимании между Литвой, в состав которой входили Украина, и северо-восточной Русью еще не было. Но они существовали, и определялись внутренней борьбой различных князей и литовских партий за внешнюю ориентацию, а также родственными связями князей.
В 1648-1654 гг. борьба против польско-литовской агрессии завершилась освободительной войной украинского и белорусского народов под руководством Богдана Хмельницкого и объединением Украины с Россией (Переяславская Рада); левобережная Украина получила автономию в составе России (Гетманщина).
Гетманщина в своем противостоянии с могущественной Речью Посполитой вынуждена была искать поддержки со стороны третьих стран. Наиболее успешными оказались переговоры с Русским Государством. В 1654 году была созвана Переяславская Рада, просившая о принятии Войска Запорожского под протекторат московского царя. В соответствии с Переяславским договором (Переяславскими грамотами) русские войска поддержали гетмана Войска Запорожского. Переяславский договор включал в себя следующие основные положения: украинские земли в пределах Полтавщины, Киевщины, Черниговщины, большей части Волынщины и Подолии присоединялись к Московскому государству под именем Малая Русь. Малая Русь должна была помогать царским войскам в войнах, а царь обязан защищать Украину от нападений. Роль и значение Переяславского договора по-разному оценивались и современниками и историками. Но все признают, что, благодаря этому договору Украина впервые была юридически отделена от Речи Посполитой и была признана Россией в качестве автономного образования.
В 1658 г., после смерти Богдана Хмельницкого, гетман Иван Выговский формально разрывает Переяславский договор 1654 г. и заключает Гадячский договор с Речью Посполитой.
В 1658-1659 гг. гетманские власти Правобережной Украины и Россия находились в состоянии войны. Несмотря на попытки Украины выйти из-под влияния России, территория Украины по Андрусовскому перемирию 1667 г. и Вечному миру 1686 г. была разделена между Речью Посполитой и Россией.
В ходе Северной войны гетман Мазепа принял решение о переходе на сторону Карла XII, короля Швеции, с которой Россия вела тогда войну. Мазепа рассчитывал найти поддержку среди реестрового казачества, в котором росло недовольство Москвой. Однако попытка Мазепы сменить сюзерена для Украины с Петра I на Карла XII оказалась неудачной, поскольку не нашла поддержки ни у населения Украины, ни у казачества.

Во второй половине XVIII в. южноукраинские земли были освобождены от турецкого ига, в конце XVIII в. Правобережная Украина вошла в состав России.
Большую часть XVIII века Украина пользовалась правами широкой автономии в составе Российской империи. Последним гетманом Украины стал Кирилл Разумовский.
В ноябре 1764 г. императрица Екатерина II своим указом ликвидировала Гетманщину в Украине, а в 1775 г. уничтожила Запорожскую Сечь. После разделов Польши в 1772−1795 гг. Галиция перешла во владение австрийских Габсбургов, а остальная часть Правобережной Украины   во владение Российской империи.

В результате русско-турецкой войны 1768−1774 гг. Крымское ханство было признано независимым от всякой посторонней власти, а в 1783 г. его земли были включены в состав России.

Во время царствования Александра 1 (1801-1825) российское присутствие обеспечивали армия и администрация. В 1830-х годах, во время царствования Николая I (1825-1855), российская централизованная административная система охватила всю Украину. Даже сам термин Украина практически прекращают использовать. Левобережную Украину называют Малороссией, Правобережную Украину   Юго-Западным краем, а южную Украину - Новороссией.

В результате революции 1905 г. были отменены многие запреты на издания на украинском языке, появились образовательные общества Просвита. В парламенте российской империи - Государственной Думе, была организована украинская фракция, в которую входили около 50 депутатов.

После Октябрьской революции 1917 года большевики потерпели поражение на Украине, Кубане и Дону. Украинское правительство начало формировать структуры управления на местах. Было решено включить в состав все этнические украинские земли. 7 (20) ноября 1917 г. Украинская Центральная Рада объявила о создании создание Украинской Народной Республики - УНР, в которую вошли Киевщина, Черниговщина, Волынь, Подолье, Полтавщина, Харьковщина, Екатеринославщина, Херсонщина и Таврия. Принятый Радой III Универсал провозглашал украинское государство, хотя в нем говорилось о сохранении связей с Россией. 25 января 1918 г. Центральная Рада своим IV Универсалом объявила о государственной независимости Украины, заявив о её выходе из состава России. Период украинского государства 1917-1920 гг. закончился тем, что Украина была поделена между Советской Россией и Польшей. Некоторые украинские земли вошли в состав Чехословакии и Румынии.
В декабре 1917 г., на I Съезде Советов Украины в Харькове, было создано советское правительство Украинской народной республики (название УНР сохранялось до ноября 1918 г.). Это правительство провозгласило создание Советской Украины и запросило военной помощи у большевистского руководства в Москве. В марте 1919 г. в Киеве, на Всеукраинском Съезде Советов была принята конституция "независимой Украинской Советской Социалистической Республики". 28 декабря 1920 года между УССР и РСФСР был подписан "Рабоче-Крестьянский союзный договор про военное и хозяйственное сотрудничество", который закрепил зависимость УССР от РСФСР. 30 декабря 1922 года на съезде Советов УССР, РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской ССР в Москве был заключен договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
В октябре 1920 г. Красная армия разгромили белые войска в Крыму и включили его в состав РСФСР.

Западная Украина по Рижскому мирному договору 1921 г. вошла в состав Польши.
23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе.
17 сентября 1939 г. СССР ввел войска на территорию Польши, аннексировав её западные земли. На присоединенных к Украинской ССР территориях было образовано шесть новых областей. В ноябре 1940 года к УССР были присоединены бессарабские уезды.
В 1945 г. к УССР была присоединена Закарпатская область. В 1954 г. по личной инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва из состава РСФСР постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР в состав УССР передана Крымская область.
16 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, 24 августа 1991 г. - Акт о независимости Украины.
1 декабря 1991 г. избранный на пост президента Украины Леонид Кравчук, заявил о категорическом отказе Киева дать свое согласие на какой бы то ни было Союзный договор – не только политический, но и экономический.
14 февраля 1992 г. были установлены дипломатические отношения Украины с Российской Федерацией.
В мае 1992 г. Киев отказался подписать Договор о коллективной безопасности государств СНГ и вообще участвовать в каком-либо военном союзе Содружества.
В 1993 г. украинское руководство не пошло дальше ассоциированного членства и не подписало соглашения об образовании Межгосударственного экономического комитета – первого наднационального органа СНГ. Не подписала Украина Устав СНГ, тем самым в техническом смысле отказавшись от членства в Содружестве.
Новые противоречия возникли в российско-украинских отношениях, когда Киев в 1997 г. выступил в числе инициаторов и активных участников объединения ГУАМ.
В середине первого десятилетия ХХI века двусторонние отношения оказались в глубоком, кризисе. С приходом к власти «оранжевой» коалиции Украиной был взят курс на евроинтеграцию. Присоединение к ВТО в 2008 г. стало для Украины главным образом политическим шагом: принципиально было не только вступить в ВТО, а стать членом организации раньше, чем это сделает Россия.
Не способствовали налаживанию отношениям и «газовые конфликты» между Россией и Украиной (1993, 2005-2006, 2007-2008, 2008-2009).
Поводом для ухудшения российско-украинских отношений стало подписание в Брюсселе Декларации по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) представителями Украины, Европейской комиссии и трех международных банков в обход России.
В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев направил послание Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором выразил глубокую обеспокоенность российского руководства и граждан страны тем состоянием и уровнем российско-украинских отношений, прежде всего политических, которые сложились в результате целенаправленных действий политического руководства Украины.
В 2010 году начался активный политический диалог между Россией и Украиной. В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ. В июле 2010 года премьер-министр Украины заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией.

Основополагающими документами современных российско-украинских отношений являются: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года (1 октября 2008 года автоматически продлен на последующее десятилетие), Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2008-2010 годы и другие.
В истории отношений между государствами есть неоспоримые факты, которые, хотя и подлежат различной оценке, имеют объективные предпосылки и последствия. Знание фактического материала необходимо для того, чтобы остеречь себя от неверного толкования исторических событий. Именно поэтому важнейшим средством преодоления попыток фальсификации и мифологизации истории является расширение источниковой базы, обеспечение доступности исторических источников (включая документы органов власти и управления, воспоминаний очевидцев событий), но главным средством все-таки является повышение методологической культуры преподавателей истории.
В современных условиях возрастает роль преподавателя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области фальсификации истории, способностью противодействовать попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
В преподавании истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей обучающихся NUMPAGES 8 PAGE 8самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.