Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературный кружок Аз, буки — потом и науки
МБОУ «Кужерская основная общеобразовательная школа»
Программа
литературного кружка
"Аз, буки - потом и науки"
в рамках внеурочной деятельности
Программа рассчитана на один год обучения
( для учащихся 2 класса)
Автор - составитель программы:
учитель начальных классов Валеева Гузаль Хазиповна
Электронный адрес: gukada.kom@mail.ru
2015
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы мною создана программа литературного кружка для учащихся 2 класса «Аз, буки – потом и науки» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с малыми фольклорными и литературными формами – песенками, пестушками, потешками, прибаутками, загадками, сказками, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к устному народному творчеству;
обеспечивать достаточно глубокое понимание произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение произведений устного народного творчества различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Программа разработана на основе учебного пособия для общеобразовательных учебных заведений «Аз, буки – потом и науки», автор О. В. Джежелей. Программа ориентирована на реализацию интеллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся второго класса и рассчитана на 34 часа (занятие по 30-45 минут).
На занятиях дети знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
Методы и приёмы работы заданы характером упражнений, представленных на страницах книги – аналитическое, творческое осмысление литературы, нацеленное на формирование желания читать книги грамотно и с удовольствием.
Для формирования интереса к чтению использую различные формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
библиографические занятия
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Изучив работы педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения занятий, основой которой является правило «вдумчивого чтения».
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Ведущие принципы программы литературного кружка
«Аз, буки – потом и науки»».
Программа строится на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно фольклорные художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей осуществляется посредством использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
проявление познавательных мотивов;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
формулировать проблемы с помощью учителя;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
узнавать сюжет по иллюстрациям;
отличать поэтический текст от прозаического;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование занятий
по программе литературного кружка «Аз, буки – потом и науки», 2 класс
№ п/п
Количество часов
Тема
Виды упражнений
Дата
план
факт
6
Раздел 1. Забавы
1
1
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Пестушки, потешки, прибаутки
2
1
Почему есть песенки похожие и разные
Колыбельные,
народные песенки
3
1
Как в детских книжках появились произведения устного народного творчества
Авторский фольклор
4
1
Собираем, читаем песенки одинаковые и разные
Интервьюирование взрослых, просмотр мультфильма «Кошкин дом» по мотивам произведения С. Маршака.
Сочинение песенок, пестушек
5
1
Театр за столом или театр на пальцах
Моделирование кукол, демонстрация театра с использованием разученного фольклора
6
1
Играю и развлекаю малышей
Игры с потешками
8
Раздел 2. Игры.
7
1
Народные игры
Игровые приговорки, припевки, считалки, сговорки.
Правила игры
8
1
Солнце разгорается – игра начинается. Н. Носов «Находчивость»
Чтение рассказа, анализ поступков героев.
9
1
Ра-ра-ра – продолжается игра. Игра в мяч
Разучивание приговора, варианты игры в мяч
10
1
Я – собиратель народных игр.
Авторские приговорки. Выбираем водящего.
Конкурс на знакомство с играми бабушек и мам
11
1
Какие разные считалки. Считалки забавляют, поучают, тренируют. Авторские считалки.
Варианты считалок. Конкурс считалок
12
1
Игра – соревнование двух команд. Перетягивание каната.
Сочинение сговорок.
13
1
Игры с припевками. Рыбаки и рыба. Игра – мой подарок
Подвижная игра. Именинные игры, подготовка игр в помещении
14
1
Театр - игра
Игра – представление «Коршун»
5
Раздел 3. Загадки
15
1
В. Даль «Старик – годовик»
Чтение сказки-загадки
16
1
Разные загадки – одна отгадка. Одна загадка. А отгадок несколько. Почему?
Чтение, сравнение загадок
17
1
Загадки – вопросы. Загадки с намёком. Загадки - складки
Чтение, сравнение загадок
18
1
Загадки-рассказы. Загадка в загадке. Стихи-загадки.
Литературные авторские загадки
19
1
Игры, которые помогают составлять загадки и разгадать их.
Изображение загадки через рисунки
15
Раздел 4. Сказки.
20
1
Сказка до конца читается, в серёдке не перебивается
Чтение и слушание сказки «Гуси-лебеди»
21
1
Урок сказки
Знакомство с разными присказками, зачином на примере сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»
22-23
2
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
С. Михалков «Зайка-зазнайка»
Слушание сказки. Выявление признаков сказки.
24-25
2
Пьесы – сказки.
С. Маршак «Кошкин дом», «Теремок»
26
1
Кто они – персонажи сказки, как их звать-величать.
Чтение русской народной сказки «Кот, козёл да баран» в пересказе О. Капицы
27
1
Разные-разные имена-прозвища
Знакомство с разными героями сказок.
28
1
Сказка себя называет, о себе рассказывает.
Чтение и слушание сказки В. Даля «Про мышь зубатую да воробья богатого»
29
1
Почему бывают сказки похожие?
Сравнение сказок про Снегурочку
30
1
Литературные сказки.
А. Толстой. «Воробей». Е. Благинина. «Чудесные часы»
31,32,33
3
Играем в сказку
С. Маршак. «Сказка про козла». Подготовка к представлению.
34
1
Урок – представление Инсценирование «Сказки про козла» С. Маршака
Итоговое занятие.
Описание материально-технического обеспечения программы:
1. Библиотечный фонд школьной и сельской библиотеки.
2. Печатные пособия: портреты писателей, художественные иллюстрации, литературные пособия:
Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М., 1994, с.50-66.
Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа/ Сост. Т.В.Игнатьева. – М.: Дрофа, 1998, с.92-93.
Речевые разминки как структурный элемент урока //Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Вентана-Графф, 2002, с.58-64.
Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. – М., 1994.
Словари
3. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
4. Экранно-звуковые пособия: аудио- и видеозаписи, телевизор, магнитофон.
5. Игры и игрушки.
6. Оборудование кабинета: магнитная доска, компьютер.
7. Интернет-ресурсы с литературными презентациями
15