Конспект урока по русскому языку на тему: Слова категории состояния (8 класс)


Мальцева Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №19 с. Ольгинка
МО Туапсинский район
Класс: 7
Урок по теме «Категория состояния»
Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.
2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий.
Задачи:
Образовательная: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий.
Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
УМК к уроку: учебник русского языка 7 класс М.Т. Барановой, Т.А. ЛадыженскойОборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу.
Повторение (слитное, раздельное и дефисное написание наречий)
Опрос
- Какую часть речи мы называем «наречием»?
- Изменяются ли наречия?
- Как образуются наречия?
- Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?
Игра-соревнование
Первая команда выписывает наречия с дефисным написанием; вторая команда – наречия, которые пишутся слитно, третья команда – наречия, которые пишутся раздельно. (слайд 2)
(На)удачу, (на)лету, (в)присядку, (в)рукопашную, (до)нельзя, (по)французски, (в)пустую, (давным)давно, (кое)что, бок (о)бок, (в)трое.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
Создание мотивации.
Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 3)
Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.
- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?
- Каким членом предложения является слово ТИХО в первом и втором предложениях?
- Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.
- Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи?
- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении?
- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока.
IV. Знакомство с новым материалом.
Составление схемы. (слайд 4)
Лингвистическая справка. (слайд 5)
Учитель: Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.
Закрепление.
Работа в парах (слайд 6)
Запишите предложения.
Лицо старика красиво и спокойно.
На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.
Сегодня в отделении было спокойно.
- Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?
(По ходу работы заполняется таблица) (слайд 7)
- Сделайте вывод об отличии слов категории состояния от прилагательных и наречий. Сравните свой вывод с учебником с.128 (слайд 8)
2. Работа в группах (слайд 9)
Составьте с данными словами предложения так, чтобы в каждом контексте данные слова являлись разными частями речи.
1 группа: тихо, сыро.
2 группа: красиво, печально.
3 группа: тревожно, холодно.
4 группа: весело, больно.
Подведение итогов урока.
Составление кластера по теме. (слайд 10)
Категория состояния.
Самостоятельная, интересная
Обозначает, имеет, является
Обозначает состояние человека, природы
Состояние
Домашнее задание (слайд 11)
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Весна».
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработЛитература.
1. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс – М.: Просвещение, 2013. – 223с.
2. Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку
7 класс – М.: Экзамен, 2011. – 413с.
3. Изображение смайликов:
http://chitalnya.ru/magazir/2011/04/smile.jpg
4.Портрет В.В. Виноградова:
http://www.opojaz.ru/vinogradov/vinogradov_iz_istorii.html
5. Портрет Л.В. Щербы:
http://www.rasl.ru/science/10_Exhibitions/sherba_LT.php
6.Изображение зайца:
http://www.tv.net/news/cinema/1050661295/2011/j.html