Конспект урока по Русскому языку на тему Составление краткого рассказа об увиденном. Ударение


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Конспект урока по русскому языку
в ___ «_____» классе МБОУ НШ № 30
студентка группы Б-3022 Мухаметянова Диана Маратовна
Дата проведения урока: ___________________ 20____ г.
Начало урока в ______часов_______минутУчитель-наставник: ________________________________________
Руководитель: _____________________________________________
С конспектом ознакомлен:
«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)
«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)
К уроку допущен:
«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)
«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)
Тема урока: Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Ударение.
Цель урока: Составить краткий рассказ о прочитанном. Научится новым правилам ударения.
Задачи урока:
Обучающие:
Научиться составлять краткий рассказ об увиденном точно выражать свои впечатления
Научится правильно ставить ударения в разных словах;
Показать зависимость смысла слова от ударения.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, память, внимание;
Развивать навыки самооценки (взаимооценки) и самоконтроля;
Способствовать формированию связной речи;
Содействовать развитию умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Воспитывающие:
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
Расширять познавательный интересы учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
 Научатся  решать учебные и практические задачи - выделять предложение и слово из речевого потока, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
Получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию
Научатся правильно ставить ударение в словах.
Познавательные УУД
Овладение умением составлять краткий рассказ об увиденном с использованием языковых средств и интонации, позволяющих точно выразить свои впечатления;
Коммуникативные УУД
Строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения, осознавать цель и ситуацию устного общения;
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу;
Определять конкретные практические результаты деятельности.
Личностные результаты
Расширяют познавательные интересы; владеют общими логическими приёмами мышления; используют воображение;
Создают новые связи, ассоциации; обнаруживают устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют;
Осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.
Методы и приемы: беседа, рассказ.
Оборудование урока для учителя: мультимедийная доска, проектор, презентация, учебник по русскому языку, рабочая тетрадь.
Этапы урока
Дидактическая задача каждого этапа урока Содержание этапа Планируемые результаты этапа урока
ЦОР
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Настрой на работу в стихотворной форме
Организация проверки готовности к уроку. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Маратовна.
Этот урок русского языка проведу у вас я.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Актуализация знаний
Актуализировать опорные знания
Продолжите, пожалуйста, предложение хором.
Наша речь состоит из________________.
Предложения состоят из _________________. Хором
…предложений
…..слов Работа с текстом
Чтение текста и ответы на вопросы
Выявить понимания учащимися смысл текста. И подвести к составлению краткого рассказа.
Составить рассказ о прочитанном- Ребята, а вы знаете, что есть еще одно такое волшебное место, в котором у человека всегда будет хорошее настроение, вы сами его назовете, если отгадаете загадку.
Здесь благодарный зритель
Аплодисментами встречает.
И на поклон актеров цветами поздравляет. Спектакль окончен и люстры выключаются.
Уставшие актёры домой все возвращаются.
Конечно это театр. И сегодня, ребята, я вам предлагаю прочитать рассказ, где мы с вами познакомимся со спектакль «Терем-теремок».
- Давайте откроем учебник на стр. 150 и Бардина Лиза прочитает нам рассказ Феди, а все остальные следят и внимательно слушают.

Вопросы по прочитанному:
1.Ребята, скажите, ясно ли из рассказа мальчика, каким было представление?
2. что можно посоветовать Феде, изменить в своем рассказе?
- Давайте теперь я вам прочитаю рассказ Лены, узнаем, о чем же она рассказывает своей подруге. А вы внимательно слушайте.
Вопросы о прочитанном:
Ребята скажите, а чем отличается рассказ Лены от рассказа Феди?
Ребята, а вы поняли, где была Лена по ее рассказу?
Чей вам рассказ понравился больше – Феди или Лены? Почему?
- Ребята скажите, почему у Феди и Лены получилось совсем два разных рассказа? Хотя они были на одном спектакле?
- У них были рассказы разные т.к. у каждого из них была своя цель рассказа. Лена рассказывала про спектакль, а Федя, про здания театра в котором он побывал.
- Молодцы! - ответ детей (ТЕАТР)

- Лена рассказывала про спектакль, а Федя, про здания театра в котором он побывал. Постановка проблемы урока
Чтение сказки «волшебний молоточек»
Обобщение по сказке Постановка проблемного вопроса при помощи сказки.
Решение проблемного вопроса - Ребята послушайте внимательно очень интересную сказку. Она называется «Волшебный молоточек».
Однажды собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо́к и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то там Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо́к, а перед взором всех предстал За́мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки́ и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бе́лки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо А́тласа получился Атла́с, вместо Ка́пель – Капе́ль, вместо Доро́га – Дорога́, Го́рода – Города́. И сколько ещё таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо.
- Ребята скажите, а слова поняли, что им будет плохо без ударения?
- Что словам надо сделать, что бы ударение их простило?
- А хотите узнать, что же все - таки произошло в конце этой ссоры?
- Слова в итоге попросили прощения у ударения, и отвели ему почетное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением. - ответы детей.
- словам надо попросить прощение у ударения и т.д.
- Да
- Да. Хотим. Открытие нового знания
Рубрика «Обрати внимание»
Отгадывание загадки
Работа в рабочих тетрадях упр. № 4 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Усвоение нового правила
Подведение учащихся к выполнению следующего задания. Знакомство с новым словарным словом КАРТИНА
Запоминание правильного написания словарных слов. Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
- ударный слог называется – ударением.
− Ударение в словах – как биение пульса в организме.
- Ребята давайте откроем учебники на стр. 152 и прочитаем рубрику «Обрати внимание».
− Ребята скажите что делать, если не знаешь, как надо произнести слово?
Какие слова вы должны запомнить, знать, как они произносятся?
(слова для запоминания вывешены на доске)
– Что значит поставить ударение в слове?
– Как определить ударный слог?
- Мы в слове слог ударный найдем элементарно.
Тот слог ударным мы зовём,
(Запомни, если хочешь),
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
- Ребята скажите, от чего зависит место ударения в слове?
- Молодцы!
- Теперь послушайте загадку и отгадайте ее.
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…
Ответ: Картина
- Ребята картина это словарное слово и его надо запомнить.
Давайте откроем рабочие тетради на стр.40 выполним упр. №4.
- Давайте, где нарисована у нас картина, мы запишем новое слово туда.
- (один ученик выходит и записывает слова картина).
- Ребята, а что изображено у нас под первой картинкой?
- Давайте запишем класс. Какая здесь орфограмма?
- Какая у нас следующая картинка?
- Также один ученик выходит к доске пишет это слово.
- что изображено на следующей картинке?
- какая следующая картинка?
- что изображено на следующей картинке?
- Молодцы!
- Ребята скажите, на какие группы слов по смыслу вы бы разделили данные слова?
Подумайте, на какую тему можно составить предложения из каждой группы слов.
- Молодцы!
- Давайте встанем из-за парт и немножко с вами отдохнем, потом продолжим нашу работу. - необходимо уточнить произношение у взрослых или обратиться к словарю.
- ПредложИла, началАсь, тОрты, звонИт, позвонЯт, партЕр, крЕм, крЕмы.
- поставить ударение в слове – это значит выделить ударный слог голосом или при письме чертой.
- ударный слог можно определить, позвав слово или выделить голосом один из звуков.
- от смысла слова
- Класс
- В этом слове пишется удвоенная с.
- Учитель
- Ученик
- Собака
- Медведь
- Можно разделить слова на две группы в первую группу входят слова: класс, ученик, учитель т.к. они связаны со школой. А в другую группу слов входят такие слова как: собака, медведь, картина. Физкультминутка Снятие усталости
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
- Хорошо. Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Закрепление изученного материала.
Работа в рабочей тетради упр. №1
Работа в рабочей тетради упр. №2
Работа в рабочей тетради упр. №3
Работа в рабочей тетради упр. №6

Первичное закрепление полученных знаний, и применение их на практике.
Научить учащихся писать буквы без отрыва от тетради
Вспоминание правила родственных слов
Закрепление изученного материала. Постановка ударение - Ребята я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.
- Послушайте меня внимательно.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
- Молодцы!
- Давайте теперь в рабочей тетради, выполним упражнения под №1. Дорисуем мишкам их домик.
- Дети выполняют работу самостоятельно.
- Выполнили. Молодцы!
- Давайте теперь выполним упражнения под №2. Прочитайте, что там нужно сделать?
- Учитель показывает, как правильно написать эти соединения.
- дальше дети выполняют это упр. Самостоятельно.
- ребята, теперь на оставшемся месте (1-2 строка) запишите слово, которое начинается с этого буквосочетания.
- Теперь давайте выполним упражнение под № 3.
Прочитайте, что нам надо с вами сделать?
- Что нам надо дальше с вами сделать?
- Правильно. Нам надо выписать из текста родственные слова к слову ЛЕС и Лиса.
- Учитель вместе с детьми подбирает к слову лес первое родственное слово. Записывает его рядом в строчку, выделяет общую часть слова ЛЕС и ставит ударение.
- Ребята, какое еще есть родственное слово к слову лес?
- молодцы!
- Ребята, скажите, почему слова ЛЕС и ЛЕСНИК родственные?
- Молодцы.
- Кто хочет выйти к доске и написать это слово?
- один ученик выходит к доске пишет слово, выделяет общую часть слов и ставит также ударение.
- Ребята, а еще есть родственные слова к слову лес?
- Все согласны?
- Молодцы!
- Давайте теперь подберем родственные слова к слову ЛИСА.
- какое слово встретилось родственное слова к слову ЛИСА?
- Молодцы!
- Почему эти слова родственные?
- Молодец. Выходи к доске напиши это слово. Выдели общую часть слова и поставь ударение.
- Ребята, а вы нашли еще однокоренные слова?
- Какое?
- почему эти слова родственные?
- Молодцы! Выходи, записывай это слово и подчеркивай общую часть слов и поставь ударение.
- А еще есть родственные слова к слову ЛИСА?
- Какое?
- Почему эти слова родственные?
- Молодец! Выходи к доске пиши это слово. Также все подчеркивай.
- Молодец!
- Давайте, теперь выполним упр. Под № 6.
- Прочитайте, что нам нужно с вами сделать в этом упражнении.
- Нам нужно с вами поставить ударение в выделенных словах.
(предложила, партере, начался.)
- Начинаем со слова предложила.
- разделите слова на слоги? Сколько слогов получилось?
- на какой слог падает ударение? На какую букву?
- в слове предложила в первом слоге пишется гласная Е, в старших классах вы будите знакомиться с этим правилом, также в старших классах вы узнаете, почему во втором слоге пишется буква О. Сейчас вам надо просто это запомнить.
- ребята скажите а почему в третьем слоге мы пишем букву И? Какое мы с вами знаем правило?
- Следующее слово партер.
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов получилось?
- куда падает ударение в этом слове? На какую букву?
-Молодцы!
- И осталось еще одно слово – начался
- Разделите слово на слоги.
- Сколько слогов в слове?
- На какой слог падает ударение?
- На какую букву?
- Молодцы! Ребята куда падает ударение в этих словах, вам надо запомнить.
- три медведя
(гвоздь, гений, ах________, яхта.)
- лесник
- Нет
- лисья
- лисята
- лисёнок
- пред-ло-жи-ла. 4 слога.
- на 3 слог, на гласную И
- мы знаем правило – жи пиши с буквой И
- пар-тер. 2 слога.
- ударение падает на 2 слог, на гласную Е- на-чал-ся- 3 слога
- на 3 слог
- на гласную букву Я Подведение итогов. Рефлексия Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. - Ребята дополните данные предложения.
Сегодня на уроке Я научился…
Сегодня на уроке Я узнал…
Теперь Я могу…
Теперь я умею…
- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок. До свидания!