Учитель Асхабова Надежда Геннадьевна Русский язык 10 А класс Дата 14.03.2016 Тема: Омонимия слов категории состояния, наречий на – о , -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа. Подготовка к ЕГЭ.


Учитель Асхабова Надежда Геннадьевна
Русский язык 10 А класс
Дата 14.03.2016
Тема: Омонимия слов категории состояния, наречий на – о , -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа. Подготовка к ЕГЭ.Оборудование: карточки – задания ,таблицаЦели урока:
выявить закономерности различения слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа;
научиться различать слова категории состояния, наречия на –о, -е и краткие прилагательные среднего рода единственного числа;
выяснить их роль в тексте, уметь употреблять в собственной речи
комплексный анализ текста,,повторение изученного;
вырабатывать умение объяснять орфограммы в заданиях ЕГЭ
Ход урока I. Орг. класса..
II. Проверка домашнего задания (учебник с. 278 вопросы для повторения.
Готовимся к ЕГЭ. Задания ).
Что обозначают наречия? ( признак действия ,признак признака встал поздно, яйца вкрутую)
Что обозначают прилагательные? (признак предмета – ранняя весна)
Что выражает категория состояния? ( состояние душевное…человека, явления прирды, окружающей среды.)
3. Словарно – лексическая работа.
Омонимия - звуковое совпадение слов , различных по значению – энциклопедический словарь и толковый словарь Кузнецова
Лук – растение, лук – оружие
Лёгкий (чемодан ,путь, характер, ветерок)
ключ (от двери, прохладный)
4. Синтаксическая пятиминутка 1 у доски, остальные в тетрадях
Сравните предложения. Запись предложений..
Дама холодно взглянула на меня.
Мне сегодня как-то холодно и неуютно.
На улице скверно.
Ты скверно поступила со мной.
. Что вы можете сказать о синтаксической роли неизменяемых слов в этих предложениях?
В первом случае это наречие, в предложении является обстоятельством.
Во втором случае это слово обозначает состояние человека, является главным членом односоставного безличного предложения, сказуемым.
- В чём отличие наречия от слов категории состояния?
== Обобщающая таблица по теме: «Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа»
Признаки Части речи
^ Краткое прилагатель-ное Наречие Категория состояния
Общее грамматиче-ское значение ^ Признак предмета Признак действия Состояние неназванного субъекта
Морфологиче-ские признаки:ПостоянныеНепостоянные
КачественноеРод, число Не изменяетсянет Не изменяетсянет
Синтаксическая роль Сказуемое Обстоятельство Сказуемое
Другие признаки При себе имеет подлежащее Относится чаще всего к глаголу Употребляется в безличных предложениях
Итак, ребята, вы узнали, что в русском языке встречаются омонимичные формы слов категории состояния, наречий на –о, - е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа, и научились различать эти формы.
Далее мы проследим, как используются слова категории состояния в тексте, произведём комплексный анализ текста, повторим и закрепим ранее изученное.

5.Комплексный анализ текста .
У каждого на столе текст.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетётся рысью как-нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,В салазки Жучку посадив,Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик:Ему и больно, и смешно,А мать грозит ему в окно…(А.С.Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
1. Прочитайте выразительно данный текст. К какому стилю речи он относится?( К художественному)2. Как вы понимаете выражения: крестьянин, торжествуя; обновляет путь; снег почуя; плетётся рысью.
-- Обратите внимание, ребята, на то, что в художественном тексте А.С. Пушкин использует слова разговорного стиля.
Назовите их (Почуя, плетётся).3. Какие поэтические приёмы использует А.С.Пушкин для создания данного выразительного художественного образа?Эпитет – определение при слове , влияющее на его выразительность, красоту произношения…
Эпитеты: пушистые, в красном кушаке, удалая;
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении,в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с к-л другим на основании их общего признака
метафора: летит кибитка;
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: лошадка, пальчик;
эмоционально-оценочная лексика: шалун, плетётся;
Инверсия – изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке
инверсия: В салазки Жучку посадив,Себя в коня преобразив;4. Найдите слова, которые вышли из активного употребления.(На дровнях, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в красном кушаке, дворовый мальчик, устаревшая форма бразды – сейчас борозда)Как называются слова, вышедшие из активного употребления?(Историзмы, архаизмы )5. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин использует в этом отрывке бессоюзные сложные предложения и ставит точку с запятой между простыми предложениями, а не точку, ведь связь между частями БСП очень слабая?(Таким образом Пушкин перечисляет события, которые происходят одновременно. Известно, что А.С.Пушкин предпочитает БСП при описании событий или поведения героев. Использование данных синтаксических конструкций является одной из черт пушкинского стиля)6. Найдите односоставное предложение, дайте ему характеристику.^ Зима!..(Повеств., восклиц., прост., односост., назывное, нераспр.)7. Найдите слова категории состояния и определите их значение. С какой целью использует их автор в своём произведении?(Больно, смешно – обозначают душевное и физическое состояние человека.
Используются в тексте, чтобы передать состояние мальчика; для большей точности и выразительности)8. Найдите, в каких словах происходит оглушение согласного. На основе рассмотренных примеров сделайте вывод, когда происходит оглушение согласного.
Запись слов в тетрадь Лошадка, снег, как-нибудь, салазки, посадив, преобразив;
перед глухим согласным, на конце слова – в слабой позиции9. Определите, сколько букв и сколько звуков в словах : путь, его, рысью, почуя.
Когда гласные е, ё, ю, я обозначают 2 звука? - устнопуть—4 б., 3 зв.,
его—3 б., 4 зв.,
рысью—5 б., 5 зв.,
почуя—5 б., 6 зв.;
в начале слова, после Ъ и Ь, после гласного10.Произведите полный синтаксический разбор последнего предложения, дайте характеристику и постройте схему:Шалун уж зам..розил пальчик;Ему и больно, и смешно:А мать грозит ему в окно.
(Повеств., невоскл., сложн., с бессоюзной и союзной связью,состоит из 3 простых,объединённых в 2 части.
1часть: Шалун уж заморозил пальчик – двусост,распр, грамм основа (шалун заморозил) простое глагольное сказуемое.
2 часть Ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно – ссп с противит. союзом а,состоит из 2 простых.
Первое предложение –Ему и больно и смешно – односоставное, безличное, распространённое,, осложнено однородными сказуемыми БОЛЬНО и СМЕШНО( грамматическая основа –больно и смешно, сказуемые составные именные ,именная часть выражена словами категории состояния, связка нулевая.
Второе предложение – Мать грозит ему в окно – двусоставное, распространённое(грамматическая основа – мать грозит, сказуемое – простое глагольное.
Схема:
11.Выписать словосочетания из предложения.
Заморозил (что?) пальчик
Грозит (кому?) ему
12.. Произведите морфологический разбор слова смешно
(порядок разбора смотри в учебнике на стр.275) 1. Смешно – слово категории состояния, т.к. обозначает состояние человека.2. Не изменяется.3. Является сказуемым в безличном предложении.13.. Объясните орфограммы, которые встретились в тексте.З…ма!.. Кр…стьянин, т…рж…ствуя,На дровнях обн…вляет путь;Его л…ша…кА, сне… п…чуя,Пл…тёт (?)ся рыс…ю как(нибудь);Бразды пуш…стые взрывая,Л…тит к…битка уд…лая;…мщик с…дит на …блуч(?)кеВ тулуп…, в красном кушаке.Вот бега…т дв…ровый мальчик,В сала…ки Жуч(?)ку п…садив,Себя в к…ня пр…образив; Шалун уж зам…розил пальчик;Ему и больно, и см…шно: А мать гр…зит ему в …кно…
14. Подведение итога урока.Таким образом, мы сегодня выявили закономерности различения слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных среднего рода единственного числа;научились различать слова категории состояния, наречия на –о, -е и краткие прилагательные среднего рода единственного числа; выяснили их роль в тексте, научились употреблять в собственной речи, повторяли материал к ЕГЭ..
ОЦЕНКИ…15.Домашнее задание: Повторить §§32 – 54. §§55,упр.300,с.277.
Закончить работу по тексту самостоятельно.