СТАТЬЯ «ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОТЕК В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА РУСИ БИБЛИОТЕК»





СТАТЬЯ «ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОТЕК В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА РУСИ БИБЛИОТЕК»







Автор статьи: педагог-библиотекарь
Давыдова Елена Валентиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова муниципального образования «Город Донецк»
г. Донецк Ростовской области




















г. Донецк
Ростовская область
2017 год


Значение библиотек в истории мировой культуры огромно. «Дома табличек», «приюты разума», «аптеки для души», «дома мудрости», «книгохранительные палаты», «храмы литературы» - так называли библиотеки в разные времена и в разных странах.
Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища, создавая библиотеки. Слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка и состоит из двух частей: «библио» - книга, «тека» - хранилище. Но библиотека – хранилище не только книг, но и памяти народной. Это центр познания. Так было во все времена. Как мудро сказал о библиотеке один из известных богословов Средневековья Фома Аквинский: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без неё он всё равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, кошелёк без денег, плащ без другой одежды, сад без цветов, лоза без винограда» [1, с. 83].
Как возникли эти истинные хранилища памяти человеческой?
Фонд первой известной на Руси библиотеки, основанной князем Ярославом Мудрым в киевском Софийском соборе в 1037 году, предназначался читателям всех возрастов, а в их числе были ученики школы при этом соборе. Ярослав Мудрый вошёл в нашу историю как создатель первой на Руси государственной библиотеки. С его именем связаны и другие «книжные» начинания. К сожалению, никаких экспонатов из той библиотеки не сохранилось, но из Киевской Софии дошла до нас книжечка небольшого формата – «Изборник» 1076 года, написанная уже после смерти Ярослава. По некоторым отрывкам и ссылкам мы можем судить хотя бы о части фонда первой русской библиотеки, которая состояла из жития святых, евангельских и апостольских поучений, пророческих бесед. Особенно интересна статья этого изборника «Слово о почитании книжном». Это первое в истории русской литературы сочинение о пользе, методах и целях чтения. Вот начало статьи: «Добро есть, братие, почитание книжное красота воину - оружие, кораблю – ветрила, так и праведнику же почитание книжное». Автор советует, как надо читать, указывая приёмы чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но разумей, о чём говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе» [1, с. 84].
Оказывается, что в древности русские люди ценили и почитали книгу, а самые образованные подчёркивали огромное эстетическое значение художественного произведения, что соответствует афоризму: «Библиотека – аптека для души».
XVIII век стал поворотным в истории нашей страны и, соответственно, в истории библиотек и их фондов.
Связано это с именем величайшего реформатора императора Петра Великого.
В частности, Петру I принадлежит выдающаяся роль в деле создания библиотечных фондов для детей.
«Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки» [2,с.222], провозгласил царь и начал проводить обширные радикальные и разносторонние реформы в этой области. Воспитание и образование молодых людей впервые рассматривается как дело государственной важности.
Чтобы облегчить обучение, Пётр в 1708–1710 гг. реформировал азбуку, заменив церковнославянский шрифт на гражданский. Новая азбука была самым востребованным объектом. В 1712 году «напечатася повелением царского величества в СанктПетербурхе» книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»[2,c.223]. Эта книга примечательна во многих отношениях. Она решала сразу три задачи: знакомила с новым начертанием букв, преподавала правила поведения юношества дома и в обществе, включала нравоучительные повествования. Кроме того, это первая русская книга, предназначенная специально для детей. Следом появились «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрока» Ф. Прокоповича и другие. Всего в первую четверть века книг в России было издано больше, чем за все предшествующие полтора века существования книгопечатания.
Потом была решена еще одна серьезная проб проблема подготовки учительского персонала. Самую большую помощь при этом оказывала учебная библиотека.
Сегодня постановка школьного обучения, кажется, простой и естественной. Подрос ребенок пошел в школу. Там учителя научили его всему нужному. Учителей подготовили вузовские профессора, выросшие из выпускников тех же педвузов. А попробуйте представить время, когда не было ни школ, ни учителей, ни педагогических институтов. С чего надо было начинать постановку регулярного образования в бескрайней России? Пётр Великий начал решать эту проблему таким образом: первым делом он учредил сразу Академию наук.
Но прежде чем открыть академию, Петр создал для нее библиотеку. Тем самым он преподал хороший урок нашим современникам, которые поступают, как правило, иначе: о библиотеке вспоминают в самую последнюю очередь. Помещение ей выделяют зачастую неприспособленное, случайное и при этом ещё полагают, что её облагодетельствовали. При Петре же за библиотекой признавали ключевую роль в учебном процессе.
Процессы обучения и пользования библиотекой были слиты воедино. Школьная библиотека была вынуждена иметь богатейший фонд, обеспечивающий столь глубокую и разностороннюю подготовку. Но и средств на её содержание не жалели, ведь она рассматривалась как органичная составная часть учебного процесса, а библиотекарь пользовался заслуженным уважением, тем более что библиотекарем чаще всего было первое лицо учебного или научного заведения.
XIX век время появления собственно детских библиотек и, кроме того, период стремительного развития школьных библиотек. Особенно мне близка точка зрения Дмитрия Ивановича Писарева, который выразил беспокойство по поводу состояния фондов библиотек. Он обращал внимание на то, что многие гимназии библиотек лишены, а в существующих «ученических библиотеках мы не найдем ни одного порядочного кругосветного путешествия, ни одной дельной исторической книги и ни одного произведения Тургенева, Гончарова, Достоевского, Писемского, Толстого, Помяловского, Островского и других новейших писателей» [2, с. 226]. Требования к детскому чтению и, соответственно, к отбору литературы подробно обосновывали и В.Г. Белинский, и А.И. Герцен. Последний особенно большое значение придавал отбору изданий для последовательного систематического чтения. Николай Александрович Добролюбов заострил внимание на книгах, способных воспитать критичность и самостоятельность мышления, гуманистическую направленность личности. Виктор Петрович Острогорский - основатель первых воскресных школ в Петербурге и крестьянских школ на Валдае - предлагал формировать фонды школьных библиотек силами самих школьников, мало того, привлекать их к труду в качестве библиотекарей. «Пусть эта должность библиотекаря, высказывал он пожелание, будет между учащимися почетной и желаемой. Пусть и сами ученики приучаются уважать книгу как серьезную, полезную для них самих» [2, с. 228].
На рубеже ХХ–XXI веков значительно возрос поток информации, специально адресованной школьной библиотеке. Так, 24 марта 1998 г. в газете «Первое сентября» появилась вкладка «Школьная библиотека», с июля 2000 г. переросшая в самостоятельное приложение к газете, выходящее под названием «Библиотека в школе». Также в 2000 г. вышел первый номер информационнометодического журнала «Школьная библиотека».
Библиотека сегодня – это современная автоматизированная библиотека, обеспечивающая доступ к отечественным и зарубежным ресурсам. К услугам пользователей web-сайт библиотеки – информация о библиотеке, услугах, ресурсах; электронный каталог, базы данных, создаваемые в библиотеке, пакетные электронные документы (CD-ROM, дискеты); свободный доступ к информационно-поисковым системам (Консультант-Плюс и др.); доступ к ресурсам сети Интернет; сервисные услуги – изготовление ксерокопий, сканирование, распечатка на принтере, запись на CD-ROM и др.; электронная книговыдача литературы.













Литература:
1) Рубанова, Е.П. В храме умных мыслей [Текст] / Е.П. Рубанова // Читаем, учимся, играем.- 2009.- № 8.- С. 80-85.
2) Справочник школьного библиотекаря [Текст] / сост. О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; под. ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 2-е изд., испр. и дополн. – 456с.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15