Статья по теме «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»


о
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»


Супряга Татьяна Григорьевна,
учитель начальных классов
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная
Школа» с.Прилуки
Хорольского муниципального района
Приморского края
2013год
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»
В последнее время в образовании очень актуальными являются вопросы:
Каким быть человеку 21 века, который сидит сейчас за партой? Какими вырастут, кем станут сегодняшние ученики? Какой он сегодняшний младший школьник?
Новые поколения россиян - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения. А чтобы научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно и ярко говорить, доказывать свою точку зрения, у ребёнка должны быть развиты: мышление, внимание, память, речь, воображение. Обучение в начальной школе ориентировано не только на «знаниевый», но в первую очередь на деятельностный подход к образованию, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, потребности, возможности и интересы учащихся.
Одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Формирование навыков учебной деятельности учащихся на современном этапе обучения предполагает необходимость ревизии воспитывающих и развивающих возможностей педагогических методик, обновления педагогического инструментария, активного использования в работе с детьми современных форм обучения и воспитания. Как реально сделать школьников активными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании?
Развитие у младших школьников учебных действий, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования.
Сам факт использования ребенком учебных действий в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.
Я работаю по УМК «Школа России. УМК предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей младшего школьника так как в нём оптимально сбалансированы репродуктивная и исследовательская, творческая деятельность, индивидуальные и групповые формы активности.
Наиболее эффективным технологиями по формированию ключевых компетенций, а в частности коммуникативных считаю экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии: игры-поручения, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги), сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, логические упражнения, шарады, задания занимательного характера.
Так на каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».
Широко использую в своей работе личностно- ориентированное обучение, которое обеспечивает самопознание учащихся, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие: исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей; у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным; осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании; в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться; главный ориентир - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология- самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами. Цель игры - обеспечить переход к учебным задачам. Если ребенку интересен урок, то и усвоение материала более продуктивное. Обязательным считаю применение здоровъесберегающих технологий: использование физкультминуток (дети охотно сами проводят их), психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику, а так же дифференцированный подход к домашним заданиям. Особые возможности по применению современных педагогических технологий предоставляет мнеУМК «Школа России».Это использование коллективных, групповых, парных методов работы в рамках каждого предмета и на каждом уроке, дифференцированный подход в обучении.
Детям нравятся нетрадиционные уроки. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета...
«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами - словом, учить их учиться».
Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа.
Принимая за реальность существование новых средств коммуникации, педагогика должна установить целесообразность и своевременность введения в начальное обучение новых информационных технологий. Для начальной школы это, очевидно, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как вспомогательных (технология обучения).
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик приводит к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции), электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием ИКТ позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Для учителя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени и не являют собой новшество. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа- презентацию.
Как организовать применение современных информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе? Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов 1 -2 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно или, работая в группе, выполнять задания на компьютере. При использовании мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Роwer Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.
На уроках русского языка используется возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводить тестирования по изучаемым темам.
На уроках математики можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Роwer Point.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи. «Тебе скажут – ты забудешь. Тебе покажут – ты запомнишь. Ты сделаешь – ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе.
Применение средств ИКТ в системе начального образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Эффективность использования существующих возможностей для применения информационных технологий очевидна. Как показывает практика, внедрение ИКТ позволяет интенсифицировать процесс обучения, повысить качество знаний. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность школьников. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса.
Также для повышения эффективности, качества образования, работая в 2012-2013учебном году с 1 классом (ФГОС) на уроках для проверки знаний использовала работу с тестами. Такая работа способствовала оперативной проверке знаний, умений и навыков. Выявлялись пробелы в знаниях. Проверялся базовый уровень знаний, умений, навыков. Работая с тестами по окружающему миру учащиеся расширяли свой кругозор. Актуализировались знания, оценивалась ситуация и выбор действия.
Опыт показывает, при таком подходе к организации процесса обучения и воспитания огромную роль играет личность педагога, его профессиональная подготовка. Учитель должен в первую очередь сам владеть различными методами и приемами, уметь правильно работать с потоками информации, знать психологические и физиологические особенности учащихся, применять на практике современные образовательные технологии и, конечно, быть творческой личностью.