Конспект урока русского языка Имена собственные и нарицательные
Конспект урока
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Предмет: русский язык.
Класс: 2 Б
Решаемые проблемы:
Формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных; ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»; актуализировать орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать имена собственные и нарицательные. Знать, что имена собственные пишутся с заглавной буквы, а имена нарицательные со строчной буквы. Что от значения слова может зависеть написание заглавной или строчной буквы.
УУД:
Познавательные умения: определять различия имен собственных и нарицательных и обосновывать свое мнение; классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебные задания в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять самопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
Формулировать понятное для партнера высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные результаты: проявление интереса к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Оборудование урока: интерактивная доска и презентация к ней, раздаточный материал - таблица.
Ход урока
Организационный момент
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!
На листах, которые лежат у вас на столах, записываем число, классная работа.
Определение темы урока.
Ребята! Попробуйте отгадать загадку.
Тебе дано, а люди пользуются.
Имя – это бесценный дар. Оно дается один раз и навсегда. Большинство имен существуют тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл.
Запишите свое собственное имя на следующей строке.
С какой буквы написали?
Ребята! Дома вы должны были найти, что обозначает слово «Собственное». Послушаем, что у вас получилось.
Слово «Собственный» происходит от старославянского «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Собственное имя – это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от других однородных предметов.
- Какие еще собственные имена вы знаете?
- Ваше имя и остальные собственные имена пишутся с какой буквы?
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об именах собственных, о правильном их написании).
- В русском языке имя собственное – специальный термин, которым называют имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек.- Есть и другие слова – общие для разных групп предметов. Называются они имена нарицательные. Например: мальчик Витя, девочка Лена, петух Петька.
Послушайте, что об именах собственных и именах нарицательных говорит И.И.Самоваров (прослушивание диска)
Изучение новой темы.
- Итак, в каких словах мы пишем заглавные буквы?
( имена собственные)
С заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
Работа в группах с таблицей
Распределите слова по этим группам.
1.
Имена, фамилии, отчества
2.
Имена сказочных героев
3.
географические названия 4.
Слова для справок: Москва
Пушкин Александр Сергеевич
Корней Иванович Чуковский
Буратино
Незнайка
Толстой Лев Николаевич
Днепр
Золушка
берёза
камыш
дуб
Байкал
- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.
- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием).
Какое общее название можно дать словам, написанным с заглавной буквы?
Какое общее название можно дать словам, написанным со строчной буквы?
Физминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,Собака Смешинка,Петух Крикун,Козёл Бодун,Воробей Тишка,Поросёнок Гришка,Красивая синичка.Как напишешь клички?
Постановка проблемы
СЛАЙД 1
1. Работа с текстом на интерактивной доске. Поочерёдно выходят к доске, читают и исправляют ошибки.
- Один мальчик-второклассник написал о себе в газету. Вот что у него получилось:
Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волги. Я люблю читать сказки и рассказы о смешных детских историях. Буратино, карлсон – мои любимые сказочные герои. Недавно прочитал весёлые рассказы Виктора драгунского про Дениску. Ещё я люблю играть с шариком.
Последнее предложение дети записывают в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении?
Ответы учащихся.
Создание проблемной ситуации.
- Правильно написали все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос.
- Что имели в виду дети, которые написали слово с заглавной буквы? (кличку животного - имя собственное).
- А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? (Воздушный шарик - имя нарицательное)
- Чем отличаются эти слова? (Смыслом, обозначением, значением)
- А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением.
Слайд №2 шарик
- Давайте убедимся, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Откройте учебники на стр.16, упр. 19. Прочитайте задание вполголоса и объясните своими словами.
- Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному?
- У них значения разные, одно слово - имя собственное, а другое - имя нарицательное.
Запишите любые два составленных предложения. Прочитайте, что получилось (с комментированием).
Гимнастика для глаз.
Встать. Руки вверх, посмотреть на кончики пальцев, выдох (2 р.)
Посмотреть влево. Вправо, вверх, вниз. Кружок влево, вправо.
Восьмерки.
Руки вверх, посмотреть на кончики пальцев, выдох.
Закрепление изученного материала.
Слайд№3
А теперь вам нужно восстановить текст. Здесь есть и имена собственные, и имена нарицательные, и изученные буквосочетания. Вам необходимо написать в тетради только нужные буквы. Будьте внимательны!
Я сидел на берегу реки (В,в)еснянки. Кругом стояла тиш…на. К воде свисали длинные ветви (к,К)лёна, (Т,т)ополя и (о,О)льхи. Вдруг послышался шум - это пролетел (р,Р)ябчик! Я присмотрелся: птица съёж…лась, прижалась к земле и слилась с общим фоном. Так она спасалась от (я,Я)стреба.
- Какое слово получилось?
Виктория.
- Что означает это слово? (Это имя девочки - имя собственное).
А теперь напишите это же слово со строчной буквы. Что означает полученное слово? (виктория – это ягода, это имя нарицательное).
Слайд №4
А ещё имя Виктория в переводе с латинского означает «победа». Мы с вами сегодня одержали победу, пусть и маленькую. Что нового мы узнали на уроке?
Итог урока
Слайд №5
Сегодня на уроке я познакомился …(с именами собственными и именами нарицательными)
Имена собственные – это… (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек).Имена нарицательные – это… (названия одинаковых или однородных предметов)
Имена собственные пишутся…
Имена нарицательные пишутся…
Иногда от значения слова зависит его …(написание)
На сегодняшнем уроке я научился…(писать имена собственные и нарицательные)
Домашнее задание:
Слайд №6
По выбору: упр.13 учебника или творческое задание придумать сказку о заглавной букве.
Разбор домашнего задания.
Рефлексия.
Слайд № 7
А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик. А если не очень довольны, и вам надо поработать над данной темой, то дорисуйте капельку дождя.
Спасибо за внимание!