Конспект урока по русскому языку на тему Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов? УМК Школа России 2 класс

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 109» г.Пермь
Конспект урока
русского языка во 2 классе по теме
"Что такое текст-повествование?
Какова в нем роль глаголов?"
Дата проведения: 04.04.2016 год.
Учитель: Зернина Любовь Николаевна
Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?
Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников.
Тип урока: урок открытия новых знаний и УУД.
Задачи урока:
1. Личностные – формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
2.Метапредметные:
Регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Познавательные - использовать различные способы анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета, способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, способствовать формированию умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Коммуникативные – уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах.
3.Предметные – познакомиться с типами текста (повествование и описание), учиться самостоятельно, анализировать содержание текста, знать особенности каждого текста и определять тип текста.
Методы обучения
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: В.П.Канакина, учебник Русский язык, часть 2, - М.: Просвещение/ Учебник, 2014г. Компьютерная презентация, сюжетные картинки, карточки.
Планируемые результаты:
Личностные:
• школьник получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, умение передавать содержание текста своими словами. Предметные: обучающиеся получат знания о повествовательном тексте; научатся выделять особенности текста ; самостоятельно образовывать новый текст; находить информацию в тексте.
Метапредметные:
• познавательные: школьник получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно осуществлять самоконтроль при работе с текстом; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
• коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
• регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаем урок русского языка
А начать мне его хочется со стихотворения М. Данилова
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенноюзнаком.
Это потому,что я владею
Русским всеохватным языком.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать)
Этим мы и занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения.
А я вам предлагаю сделать открытия.. Вы готовы к новым открытиям? Тогда приступаем к работе. Открывает тетради, запишем число.
II. Актуализация знаний учащихся.
Предлагаю вспомнить что такое текст?
-Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.
- Текст можно озаглавить.
- В тексте можно определить тему и главную мысль.
-Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка)
- К тексту можно составить план.
III. Постановка целей и формирование темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?)
-Какую цель мы поставим на уроке?
-Узнать что такое текст-повествование?
- Какие особенности имеет текст - повествование?
Для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов?
IV. Открытие новых знаний.
А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К.Ушинский.
- Что мы прочитали? (Текст)
- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)
- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)
- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)
- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)
- Сколько частей в этом тексте? (Три)
- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)
- Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.)
- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.)
- Что случилось потом? Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.)
- Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)
- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. (Слушаем песню жаворонка)

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.)
- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.
- Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.)
- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)
- Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)
- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)
- А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)
- А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)
- Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)
- Верно.
- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)
- Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке)
- Хорошо. Вернемся к тексту. Какое задание нужно выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.)
Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)
- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)
- Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)
- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)
- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.
Обозначьте знакомые части речи в данном предложении.
V.Работа с правилом стр 82
VI. Закрепление изученного. Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст.
1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца».
2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен.
3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.
К какому тексту можно задать вопрос :
Что произошло?
Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту?
Вывод: текст №2 повествование
VII. Игра «Да-нет»
1.Текст состоит из одного предложения
2. Текст состоит из нескольких любых предложений
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу
4. Текс обязательно имеет заголовок
5. Текс не всегда имеет заголовок
6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму
7. Текст может быть не большим по объёму
8. Текст всегда состоит из одной части
VIII. Составление текста. стр 84 упр 146
- Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?
- Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» (дети работают самостоятельно)
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи. Салат готов.
Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.
- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.
Итог урока.
- Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование)
- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)
- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)
- Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? (Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.)
IX. Рефлексия деятельности.
Подведение итога урока.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
X. Домашнее задание.
стр 84 упр147, учить правило