Конспект бинарного урока по русскому языку и ботанике на тему Анализ текстов учебной литературы: нахождение информативного повествования, рассуждения-доказательства, рассуждения-объяснения. Строение цветка


Урок 65 (4) Русский язык 6-В класс
Урок 25 (1) Биология 15.12.2015
Тема урока
Урок развития речи 2. Анализ текстов учебной литературы: нахождение информативного повествования, рассуждения-доказательства, рассуждения-объяснения. Строение цветка
Цели и задачи урока
углубление и расширение знаний учащихся о функциональных стилях и типах речи, в частности, научном стиле;
формирование умения находить в текстах учебной литературы подтипы речи и анализировать их;
совершенствование умения анализировать учебный текст;
формирование умения создавать собственный текст заданного типа в научном стиле; ознакомление учащихся со строением цветка и его ролью в размножении растений;
понимание учащимися биологического значения и функций главных частей цветка;
формирование у учащихся целостной картины мира;
совершенствование умения оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
развитие мыслительных операций: узнавания, понимания, сравнения, применения, обобщения, классификации, анализа, синтеза;
развитие мотивационной сферы, повышение мотивации учебной деятельности;
совершенствование рефлективных умений: рефлексии способов действия; рефлексии понятийной сферы;
развитие умения планировать и осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группах сменного состава;
совершенствование умения выдвигать и обосновывать гипотезу, самостоятельно определять познавательные цели и пути их достижения;
совершенствование умения самостоятельно находить способы решения проблем поискового характера, представлять результаты исследования;
развитие когнитивной, коммуникативной, социальной, самообразовательной, лингвистической и естественнонаучной компетенций;
воспитание познавательного интереса к окружающей жизни, бережного отношения к живой природе.
Тип урока: интегрированный
Формы организации учебной деятельности:
эвристическая беседа;
проблемная беседа;
работа в сменных группах (интерактивный прием «Зигзаг»): поисковая работа с научным текстом; создание письменного монологического высказывания заданного типа речи в научном стиле;
выполнение тестовых заданий.
Оборудование:
учебник: Мусиенко Н.Н. Биология: Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учебн. заведений / Н.Н. Мусиенко, П.С. Славный, П.Г. Балан; Пер. с укр. – К.: Генеза, 2007. – 288 с.: илл.;презентация;
раздаточный материал для работы в сменных группах.

ХОД УРОКА
Актуализация опорных знаний
Решение лингвистической задачи: сравните два текста, определите общие и различные черты.
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя… (А. Пушкин) Учебник, §27, с. 111:
Цветок – генеративный орган растения...
Какова тема текстов?
Какова цель каждого текста?
Определите стилевую принадлежность текстов.
Как организована стилевая система языка?
Поставьте вопрос к каждому тексту и определите тип речи.
Какие еще типы речи вам известны?
Какие подтипы выделяются в каждом из них?
Как их различать?
Можно ли говорить о цветке и его роли в жизни растения, ограничиваясь только объяснением, что такое цветок?
Какие еще типы речи нам понадобятся?
Сформулируйте две темы урока
Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока
Мотивация учебной деятельности. Постановка естественнонаучной проблемы
Просмотр фрагмента м/ф «Дюймовочка»
Может ли цветок дать начало новой жизни?
Работа над содержанием учебного материала
Анализ текста учебника – работа в первичных группах
1 группа: КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА? (цветоножка, цветоложе, чашечка) – § 27, с.111-112.
Выпишите новые слова. Объясните их значение и правописание.
Каково назначение цветоножки, цветоложа, чашелистиков?
Какие типы речи представлены в тексте?
2 группа: КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА? (венчик, околоцветник) – § 27, с. 112.
Выпишите новые слова. Объясните их значение и правописание.
Каково назначение венчика?
Что такое околоцветник?
Какой околоцветник называется двойным?
Какие типы речи представлены в тексте?
3 группа: КАКОВО СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА? (пестики и тычинки) – § 27, с.112-114.
Выпишите новые слова. Объясните их значение и правописание.
Какие органы являются генеративной частью цветка?
Какие типы речи представлены в тексте?
4 группа: КАКИЕ ИЗВЕСТНЫ ТИПЫ ЦВЕТКОВ? – § 27, с. 114.
Выпишите новые слова. Объясните их значение и правописание.
Какие типы речи представлены в тексте?
Какие цветки называются обоеполыми, какие – однополыми, а какие – бесполыми?
Какие растения называются однодомными, а какие – двудомными?
Как размножаются бесполые цветы?
Физкультминутка
Работа во вторичных группах
Обмен информацией и ее обсуждение.
Какова тема этого текста?
Какие микротемы можно в нем выделить?
К какому стилю относится прочитанный вами текст?
Какие типы речи представлены в этом тексте?
Для чего используются эти типы речи?
Что такое цветок?
Из каких частей состоит цветок?
Что такое околоцветник? Какие типы околоцветника вам известны?
Какие органы являются генеративной частью цветка?
Какие вам известны типы цветков и виды растений?
Предварительное решение биологической проблемы урока.
Какова роль цветка в жизни растения? Может ли цветок дать начало новой жизни?
Создание письменного монологического высказывания.
Ответ на проблемный вопрос сформулируйте в виде рассуждения-доказательства.
Группа А: Рассмотрите цветок розы. Создайте текст-описание по плану:
61702954926900Цветоножка.
Форма цветоложа.
Цвет чашечки, число чашелистиков.
Тип чашечки
У цветка розы присутствует цветоножка. Цветоложе имеет вогнутую форму. Чашечка зеленого цвета состоит из пяти чашелистиков. У розы раздельнолистная чашечка.
62071253361800Группа Б: Совпадает ли лексическое значение слова «цветок» в ботанике с его пониманием в быту? Создайте рассуждение-объяснение, при необходимости пользуясь макетом:
Бытовое и ботаническое понимание слова «цветок» совпадают … (полностью; лишь частично; не совпадают).
Для обычного человека это слово обозначает … (ярко окрашенный венчик; пестик и тычинки; стебель и чашечку). Мы говорим: красный цветок, пышный цветок.
В ботанике же это называется … (чашечкой; цветоложем; околоцветником).
А собственно цветок – это генеративные органы… (пестики и тычинки; венчик и чашечка; цветоложе и цветоножка).
Бытовое и ботаническое понимание слова «цветок» совпадают лишь частично. Для обычного человека это слово обозначает ярко окрашенный венчик. Мы говорим: красный цветок, пышный цветок. В ботанике это называется околоцветником. А собственно цветок – это генеративные органы пестики и тычинки.
625497423551100Группа В: Почему пестик и тычинки называют главными частями цветка? Создайте рассуждение-доказательство, при необходимости пользуясь макетом:
Пестики и тычинки – главные части цветка, потому что они формируют … . Следовательно, именно они обеспечивают рождение … и дальнейшее существование …, размножающегося …
Пестики и тычинки – главные части цветка, потому что они формируют завязь и семя, из которого появится новое растение. Следовательно, именно пестики и тычинки обеспечивают рождение отдельного растения и продолжение существования всего вида, размножающегося половым путем.
Группа Г: Рассмотрите цветок василька. Продолжите текст, создав информативное повествование о процессе опыления василька:
63235921561300Обоеполые невзрачные цветки василька расположены в центре, а по краю – яркие бесполые.
Обоеполые невзрачные цветки василька расположены в центре, а по краю – яркие бесполые. Пчела, пролетая над полем, видит именно их. Привлеченная красотой краевых бесполых цветов пчела опускается на василек и начинает ползать по нему в поисках нектара. Пыльца с тычинок прилипает к ее лапкам и переносится на пестики.
Подведение итогов работы
Решение биологической проблемы урока – социализация результатов работы во вторичных группах.
Может ли цветок дать начало новой жизни? Ответ сформулируйте в виде рассуждения-доказательства.
Цветок – это сложная генеративная система. Он не только может дать начало новой жизни – без цветка и цветения невозможно половое размножение растений. Следовательно, именно цветок обеспечивает продолжение существования таких видов растений.
Самостоятельное выполнение тестовых заданий:
Цветение – комплекс физиологических процессов … размножения у цветковых растений в период от заложения цветка до оплодотворения. Процесс цветения делят на две фазы:
1) заложение цветочных зачатков;
2) развитие из зачатков цветков вплоть до их раскрытия.
Определите тип речи в данном тексте:
научный;
информативное повествование;
описание;
рассуждение-объяснение;
рассуждение доказательство. Какой термин нужно вставить на месте пропуска в первом предложении:
вегетативного;
двудомного;
тычиночного;
полового?
Облепиха – кустарник. Листья расположены поочередно, линейно-ланцетовидные, темно-зеленые, внизу серебристые. Ветки покрыты чешуйками и заканчиваются колючками. Цветки мелкие, пахучие, преимущественно однополые, собраны на разных экземплярах растений: тычиночные – в коротких колосках, пестичные – собранные по 2-5. Следовательно, облепиха относится к группе … растений.
Какие типы речи представлены в тексте:
описание и рассуждение-объяснение;
описание и информативное повествование;
повествование и рассуждение-доказательство;
описание и рассуждение-доказательство;
только описание? Какой термин нужно вставить на месте пропуска в последнем предложении:
однодомных;
двудомных растений;
многодомных растений;
однополых растений?
Ландыш майский – многолетнее травянистое растение. Цветочная стрелка гладкая, в верхней части трехгранная, высотой 15-20 см. Околоцветник снежно-белый со слегка отогнутыми шестью зубчиками, части околоцветника не дифференцированы.
Этот текст представляет собой
официально-деловое описание;
научное описание;
научное информативное повествование;
художественное описание. Такой околоцветник называют
одинаковым;
простым;
двойным;
зубчиковым.
Ясень – высокое листопадное дерево, достаточно распространенное на нашей территории. Цветки собраны в пучки, не имеют ни чашечки, ни венчика. В каждом цветке содержится несколько красных тычинок, что отличает дерево от других видов. Цветение начинается в мае. Ясень опыляется ветром: порыв ветра переносит пыльцу с тычинок на пестики, после чего происходит оплодотворение. Листья ясеня появляются в самом конце цветения. Плоды созревают в сентябре – октябре, но на землю опадают только зимой или ранней весной.
Какие типы речи представлены в тексте:
описание и рассуждение-объяснение;
описание и информативное повествование;
повествование и рассуждение-доказательство;
описание и рассуждение-доказательство;
только описание? К какой группе можно отнести это растение по строению околоцветника:
с простым околоцветником;
с примитивным околоцветником;
с голым околоцветником;
с невзрачным околоцветником?
Лилия – многолетнее луковичное растение с неветвящимся облиственным стеблем (цветоножкой) высотой 15-200 см в зависимости от вида и сорта. У ряда видов и сортов в пазухах листьев развиваются воздушные луковички. Цветки собраны в верхушечное соцветие (щитковидное, кистевидное, метелковидное, зонтиковидное), состоящее из 3-40 цветков. Цветки различаются формой (чалмовидные, трубчатые, чашевидные, воронковидные, звездчатые, колокольчатые), размером (от 3 до 20 см в диаметре); окраской (нет только голубых и синих). Околоцветник может быть однотонным, двухцветным с плавным переходом цвета или четкими мазками контрастной окраски; у многих лилий – с крапинками. У многих лилий цветки ароматные. Внутренние части цветка – пестик и 6 тычинок у многих сортов имеют красивый декоративный вид.
Установите соответствия:
Стиль текста:
Тип речи:
повествование;
официально-деловой;
рассуждение-доказательство;
художественный;
описание;
рассуждение-объяснение;
научный;
публицистический. Околоцветники:
Генеративные части: пестичные;
двойные;
тычиночные;
простые венчиковидные;
женские;
обоеполые.
простые чашечковидные;
непонятные.

Рефлексия – «Микрофон»
Я узнал …
Я научился …
На уроке я чувствовал …
Домашнее задание – разноуровневое
Прочитать § 27; выучить составные части цветка; заполнить вторую часть технологической карты.
ИЛИ
Прочитать § 27; выучить составные части цветка; составить текст о любимом цветке с использованием разных типов речи.