Конспект урока по математики Раскрытие скобок (6 класс)


Раскрытие скобок
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о распределительном законе умножения; умения решать сложные вычислительные примеры и уравнения, применяя правила раскрытия скобок.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; важность и необходимость знаний для человека.
Предметные: умеют раскрывать скобки, применяя правила, отражать в письменной форме решения, выступать с решением проблем, решать сложные вычислительные примеры и уравнения, проводить сравнительный анализ пройденных тем.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач;
регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; осуществляют самоконтроль и самоанализ;
коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Сценарий урока
I. Организационный момент
Приветствие учеников. Создание благоприятной и доброжелательной установки на урок. Мотивирование учащихся на активную заинтересованную работу.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Начать урок я хочу с вопроса к вам:
Как вы думаете, что самое ценное на Земле?
(ответы детей)
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни: "Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит".
Как вы думаете, зачем нам нужны знания по математике, для чего мы изучаем эту науку?
(ответы детей)
Что нам надо для того, чтобы тоже хорошо знать математику?
(ответы детей)
Внимание.
Наблюдательность.
Прилежание.
Уверенность в себе.
Организованность
Желание учиться, знать новое.
Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках.
- выполняли действия с целыми числами;
- изучали правило раскрытия скобок;
Где мы применяли данное правило.
- при преобразовании выражений;
- при решении уравнений.
Итак, сегодня мы совершим путешествие по стране «Математика» в поисках полученных знаний на прошлых уроках.
Какая тема нашего сегодняшнего урока? Тема: «Раскрытие скобок».
Какая цель нашего урока? называют цель урока (применять правила раскрытия скобок при решение практических задач)
Маршрут нашего путешествия:
1. Город знаний. Там мы поработаем под девизом: «Знание сила».
2. Город сотрудничества. «Вместе весело решать», где вытащим из тайников памяти все самое нужное и ценное для работы.
3. Город дружбы. Там каждый из вас покажет свое умение раскрывать скобки.
4. Город мудрости, где мы вспомним ранее изученный материал.
5. Город размышлений. Итог нашего путешествия.
III. Актуализация знаний.
1. Город знаний.
а) проверка домашнего задания (готовое решение на слайде)
№ 535
Решение:
а) –5х ∙ (–0,4) = 0,84 : (–0,42);б) (–1) ∙ 0,7 ∙ (–х) = –35 : 0,5;
–2х = –2; 0,7х = –70;
х = 1. х = –100.
Ответ: х = 1.Ответ: х = –100.
в) 5,4 ∙ (–х) = 0,6 ∙ (–36);г) –х ∙ 0,25 = –15 ∙ 25;
–5,4х = –21,6; –х ∙ 0,25 = –375;
х = 4. х = 1500.
Ответ: х = 4.Ответ: х = 1500.
№537
У= - х+7
Х –2 –1 0 1 2 3 4
у 9 8 7 6 5 4 3

Вывод: Точки лежат на одной прямой.
Критерий оценивания
Верно 5 примеров 5 баллов
Верно 4 примера 4 балла
Верно 3 примера 3 балла
Верно 2 примера 2 балла
Верно 1 пример 1 балл
б) Задание на соответствие (самоконтроль)
Соедините линиями условие с соответствующим ему правильным ответом (задание лежит на парте)
1) a + (b – c) A) a – b – c
2) a – (b +c) Б) – а + b - c
3) a – (b – c) В) a – b + c
4) – (a – b) – c Г) – a – b – c
5) – a + ( - b – c) Д) a+ b – cПосле выполнения задания учащиеся обмениваются заданиями и проверяют их по эталону на доске и оценивают.
в) Устные упражнения (фронтальная работа)
Раскройте скобки:
4+(5-х)
-3+(х+6)
7-(5-х)
-4-(х+8)
5-(9-х)
-6+(8+х)
а + (в - с)
х - (- а + у)
(х + 0,6) - (х - 1,6)
(Учащиеся формулируют правила раскрытия скобок)
г) Упражнение на внимание
Внимательно посмотрите на слайд. Вам даётся одна секунда, после чего изображение будет убрано. Вы должны будете сложить три числа, которые на нём написаны, и назвать сумму этих чисел.
Слайд 1.

После 1-й секунды просмотра задаются вопросы.
- Какие геометрические фигуры вы запомнили?
- Какое число записано внутри круга? Треугольника? Квадрата?
- Чему равна сумма крайних чисел? Сумма всех чисел?
III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий
2. Город сотрудничества. Класс учащихся разбивается на 3 группы. Каждая группа ответы задания заносит в таблицу. Должно получиться название геометрической фигуры.
1-я группа.
Найди значение выражения:
Р: –4 + (–а + 5,) при а = –1
О: –(2b – 3) + b при b = 2
Г: с – (1 – с) при с = 5
2-я группа.
Найди значение выражения:
М: –d – (7 – 3d) при d = 1
П: (–1 + а) – (3 – а) при а = 2
Л: –(х – 4) + (2 – х) при х = 5
3-я группа.
Найди значение выражения:
Е: 5 – (2х + 1 ) – х, если х = 4
А: (у – 5) – (–2 + у) при у = 3.
Решение:
1-я группа.
Р: 2; О: 1; Г: 9.
2-я группа.
М: –5; П: 0; Л: –4.
3-я группа.
4-я группа.
Е: –8; А: –3.
0 -3 2 -3 -4 -4 -8 -4 1 9 2 -3 -5 -5
ПА РА Л Л Е Л О Г РА М М
Физкультминутка.
Менять или не менять знаки при раскрытии скобок?
Если «да» –наклон вправо, Если «да» -руки вверх,
« нет» - наклон влево. «нет»-руки в стороны.
a-(b+c-d) c-(a+b)
a+(b-c) a+(x+y)
(a+b)+(c-d) x+(y+c)
-(a-b) -(-с+в)
IV.    Самостоятельное выполнение учащимися заданий
3. Город дружбы.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Раскрой скобки:
а) 24 – (x – y);
б) –(x – y – 10);
в) –(10х – 2t – 5y) + 24.
2. Раскрой скобки и упрости выражение:
а) –8,3 – (–х – 8,3);
3. Составь сумму выражений –m + n и –k – n и упрости ее.
Вариант 2
1. Раскрой скобки:
а) –(8 – x);
б) –t – (10 – x – y);
в) –15x – (–10 + 2y + 7t).
2. Раскрой скобки и упрости выражение:
–10,2 – (–y – 10,2);
3. Составь сумму выражений –p – a и –t + p и упрости ее.
Решение:
Вариант 1.
1. а) 24 – х + у;
б) –х + у + 10;
в) 10 + 2t + 5у + 24.
2. –8,3 + х + 8,3 = х;
3. (–m + n) + (–k – n) = –m + n – k – n = –m – k.
Вариант 2.
1. а) –8 + х;
б) –t – 10 + x + y;
в) –15х + 10 – 2у – 7t.
2. –10,2 + у + 10,2 = у;
3. (–р – а) + (–t + p) = –p – a – t + p = –a – t.
V. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий
4. Город мудрости, где мы вспомним ранее изученный материал.
Контрольные вопросы и задания стр.123
1. а, б) формулируют определения
2. –(5-9)+(-3)(х+5) = -5+9-3х-15=-3х-11
VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
5. Город размышлений
Итог урока. Выставление оценок.
– Над какой темой работали?
- Какая цель была урока?
-Достигли ли поставленной цели?
– Какие задания вызвали затруднения?
–Оцените и проанализируйте свою работу на уроке. (На партах у каждого из Вас лежит оценочный лист, на котором изображена координатная плоскость, отметьте галочкой ту четверть координатной плоскости, которой оцениваете свои знания на уроке).

Домашнее задание: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Параграф 17 (повторить правила стр.121) , № 540, 544 (в;г) стр.123
Дополнительно: 1) Приготовить сообщение о получившей фигуре.
2) Найти правило быстрого вычисления: (4+(3+(2+(1+1)+2)+3)+4)
4+(3-(2+(1-1)+2)-3)+4
Число______________
Ф.И._________________________
Класс________________________
Тема урока______________________________________________________
Приложения 1
Оценочный лист
Домашнее задание Задание 1 Устная работа Самостоятельная работа Работа у доски Повторение Итог
Приложения 2
Критерий оценивания за урок
Оценка «5» 14-17 баллов
Оценка «4» 10-13 баллов
Оценка «3» 6-9 баллов
Оценка «2» Менее 6 баллов
Приложения 3
1. Соедините линиями условие с соответствующим ему правильным ответом
1) a + (b – c) A) a – b – c
2) a – (b +c) Б) – а + b - c
3) a – (b – c) В) a – b + c
4) – (a – b) – c Г) – a – b – c
5) – a + ( - b – c) Д) a+ b – c
Критерий оценивания
Верно 5 примеров 5 баллов
Верно 4 примера 4 балла
Верно 3 примера 3 балла
Верно 2 примера 2 балла
Верно 1 пример 1 балл
Приложения 4
Вариант 1
1. Раскрой скобки:
а) 24 – (x – y)=
б) –(x – y – 10)=
в) –(10х – 2t – 5y) + 24=
2. Раскрой скобки и упрости выражение:
а) –8,3 – (–х – 8,3)=
3. Составь сумму выражений –m + n и –k – n и упрости ее.
Критерий оценивания
Верно 5 примеров 5 баллов
Верно 4 примера 4 балла
Верно 3 примера 3 балла
Верно 2 примера 2 балла
Верно 1 пример 1 балл
Приложения 5
Контрольные вопросы и задания стр.123

Приложения 6
Отметьте галочкой ту четверть координатной плоскости, которой оцениваете свои знания на уроке.

Приложения 4
Вариант 2
1. Раскрой скобки:
а) –(8 – x)=
б) –t – (10 – x – y)=
в) –15x – (–10 + 2y + 7t)=
2. Раскрой скобки и упрости выражение:
–10,2 – (–y – 10,2)=
3. Составь сумму выражений –p – a и –t + p и упрости ее.
Критерий оценивания
Верно 5 примеров 5 баллов
Верно 4 примера 4 балла
Верно 3 примера 3 балла
Верно 2 примера 2 балла
Верно 1 пример 1 балл
Приложения 5
Контрольные вопросы и задания стр.123

Приложения 6
Отметьте галочкой ту четверть координатной плоскости, которой оцениваете свои знания на уроке.