Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Цель:
показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса;
Задачи: 1.Образовательные: учить образовывать и разбирать по составу такие слова; 2. Коррекционно- развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, развивать внимание, мышление, речь.
3. Воспитательные: воспитывать доброту, взаимопомощь, интерес к предмету, культуру поведения.
Оборудование: учебники, ноутбук, карточки с корнями слов.
Ход урока
Организационный этап
Чистописание:
придумать слова, начинающиеся на букву д, о, м;
придумать предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: Дайте Олегу машину.
Проверка: по вариантам.
Звуко-буквенная зарядка:
Если нет скамеек – не беда!
Можно сесть на форточки всегда!
Какое слово не подходит по смыслу?
Какую букву нужно заменить? (Ф - К)
Прочитайте стихотворение с новым словом.
Какими звуками различаются слова форточки и корточки?
Задание:
1 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой ф;
2 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой к.
Словарная работа
инструмент
Повторение о корне и родственных словах.
Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней на доске.
Так же, как и у кустов
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, лед.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды…
Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом?
Почему?
Образование родственных слов с корнем -дом-.
88900090805дом
00дом
272732551435иковойище00иковойище
С помощью чего образовалось новое слово?
Как называются эти слова? (Родственные)
в) Игра «Да-нет»
Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).
Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)
Час, часовщик, часики, часовая (Да)
Больница, боль, больной, большой (Нет)
Вода, водный, водитель, водяной (Нет)
Соль, солонка, солить, соленый (Да)
Повторение образования слов с помощью суффикса, приставки.
Работа с учебником
Задание: Образовать слова от данных слов. (стр. 55)
прочитать слова; пронаблюдать с помощью чего они образовались; на примере одного из слов показать как оно образовалось (у доски с комментированием).
С помощью чего образовалось это слово? (Суффикса)
Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка)
Работа по теме урока.
Проблемный вопрос: - А как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.
б) Прочитайте тему нашего урока
Образование слов с помощью приставки и суффикса
беседа по содержанию: Как называется первый весенний цветок? (Подснежник) Почему его так называют? От какого слова оно образовалось?
196850013081000Подснежник снег
156845097790001) снег снег/;
2) под + снеж + ник + = подснежник
С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса –ник-)
г) Закрепление.
Задание: узнать слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным и … Подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник)
Слово записывается и аналогичным образом разбирается на доске с комментированием.
Вывод: С помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса) Подтвердилось ваше предположение? (Да)
Домашнее задание: учебник, стр. 86, упр. 56.
Итог урока.