Урок по русской словесности на тему рождение Иисуса Христа
Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 41
Тема урока: Легенда о рождении Иисуса Христа и стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».
Цель:
Обучающая:
продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета;
показать значение Библии для человечества и мировой культуры;
знакомство с новозаветным каноном, его отличие от ветхозаветного, сопоставление легенды о рождении Иисуса Христа и её воплощении в литературном произведении;
расширение понятий о притче и легенде;
обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова, музыки.
Развивающая:
развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память;
развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства;
развивать навыки речевого общения.
Воспитательная:
воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества;
способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия;
воспитывать культуру чтения.
Тип урока: совершенствование ЗУН учащихся.
Методы: беседа, презентация, словесное рисование, выразительное чтение, анализ стихотворения.
Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выучить 1 стихотворение наизусть
III. Актуализация.
Вставьте пропущенные слова в определения.
Легенда – фольклорный и литературный _________________________ жанр, в котором представлено в ____________________________________ (чудесном, фантастическом) виде ___________________________________ об имевших место в _____________________________ действительности _____________________ событиях и ________________________ личностях.
IV. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Вы уже знаете, что слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть». Так о чем же, о какой радости повествует нам Евангелие? Название это заимствовано из слов Иисуса на Тайной вечере: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все, ибо сие есть кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Евангелие от Матфея, ХХV, 27-28).
В ветхом завете Бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя. А в Евангелии рассказано о том, что Бог, любя людей, хочет их спасти от зла, и для этого посылает на землю Спасителя – своего сына Иисуса Христа. О его жизни на земле рассказали нам 4 ученика Христа – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они написали 4 Евангелия о пришествии Спасителя (мессии).
А теперь давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили описанные в Евангелиях события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами – оазисами.
В центре ее город Иерусалим, окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое место в городе – храм, куда приходило очень много паломников (странствующих богомольцев). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод.
Больше всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные люди жили в ожидании предсказанного пророками посланника Божьего, т.е. мессии (спасителя). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.
Просмотр отрывка из х/ф «Иисус – Евангелие от Луки».
2. Беседа.
Дома вы должны были прочитать о рождении Иисуса. Давайте побеседуем об этом.
Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем? (Для участия в переписи населения. В это время римский император приказал провести всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда).Где родился Иисус? (В хлеву. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и родился младенец Иисус).Почему именно такое место было избрано Богом-отцом для рождения Иисуса? (Наверное, Бог-отец хотел показать этим, что совсем не важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце).
Кому первому ангел сказал о рождении Христа? (В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу).А теперь давайте узнаем, почему именно елка стала рождественским деревом.
Легенда о ёлке.
Перед пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка. Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
Скажите, ребята, почему Ирод хотел убить Младенца? (Боялся потерять свою власть).
Какие дары принесли волхвы младенцу? (Золото, ладан и смирну).
Почему Иосиф и Мария отправились Египет? (Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти Ирода).С момента рождения Христа было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. На Руси это летоисчисление было введено Указом Петра I от 15 декабря 1699 года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и по старому летоисчислению эта дата выглядела бы так: 15 декабря 7207 года. Разница между летоисчислениями составляет 5508 лет.
Когда празднуется Рождество Христово? (25 декабря у католиков, 7 января у православных).
Почему культурному человеку необходимо знать библейские предания, даже если он не исповедует христианскую религию? (Невозможно понять мировое и русское искусство, не зная Библии).
Многие люди искусства обращались к теме Рождества Христова. Существует много картин, изображающих эпизоды этой легенды. На эту тему написано много прекрасных стихотворений, музыкальных произведений. Чем вызван такой интерес творцов и художников разных народов и времён к Библии? Библия затрагивает главные вопросы человеческой жизни, учит добру и любви к ближнему.
Просмотр клипов.
3. Словарная работа.
Ладан – смола растений, одно из наиболее древних благовоний; используется главным образом во время религиозных обрядов, например, во время церковной службы.
Смирна (мирра или устаревшее мирро) - смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев. Обладает приятным запахом и остропряным вкусом. В древности ценилась как благовоние.
Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») – мудрецы, или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.
Всего три слова: ночь под Рождество.Казалось бы, вмещается в них много ль?Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,И на земле небожной Божество.
(И.Северянин)
V. Работа над стихотворением Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака «Рождественская звезда». Постараемся постичь замысел автора, разгадать образную структуру стихотворения. Для этого нам необходимо познакомиться с творчеством других Мастеров, обращавшихся к вечному библейскому сюжету – рождению Спасителя.
Рассмотрим картины Э.Греко, П.Веронезе, А.Корреджо, А. Менгса, А.Дюрера, П.Брейгеля. Они жили в разных странах, творили в разные эпохи, у каждого свое видение мира, а сюжет их картин один и тот же – поклонение пастухов или волхвов родившемуся Младенцу.
2. Беседа:
Рассмотрите репродукции картин этих художников;
Какая из них вам понравилась? Почему?
Какие чувства вызвала эта картина?
Какое цветовое решение вам более близко? Можете ли вы определить, за счет какого цветового решения художнику удается раскрыть идею своего творения?
Как вам кажется, какова общая идея этих произведений?
После короткого обсуждения учащиеся приходят к следующему выводу: рождение Младенца – Чудо вопреки обыденности, рутине жизни.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Вынашивая идею создания стихотворения «Рождественская звезда», Б.Пастернак часто упоминал Питера Брейгеля Старшего. Постараемся понять, почему. Рассмотрите картину «Поклонение волхвов».
Кто изображен на первом плане картины? Как показаны фигуры солдат, крестьян?
Какое событие вы видите на полотне?
Почему изображенный пейзаж и фигуры людей намеренно огрублены, приземлены?
Как вы думаете, в какой стране автор поместил своих героев? Это Вифлеем?
Как изображена Мария? (Она еще не привыкла к пророчеству свыше, смущена многолюдством).
Сделаем первые выводы. Питер Брейгель намеренно «приземляет» фигуры солдат, крестьян, просто зевак. Лица их напряжены, один опустился на колени, другой застыл в полупоклоне, третий задумался. Они только сейчас осознают, что стали свидетелями и участниками великого события: на их глазах происходит рождение Чуда. Художник поместил героев не в Вифлеем, а в Нидерланды, так как считал, что история рождения Спасителя повторяется вновь и вновь в разных странах и континентах.
4. Слово учителя о замысле Б.Пастернака.
Сын знаменитого художника, Борис Леонидович в доме отца с детства общался с многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины «Голгофа» и «Что есть истина?» поразили будущего поэта новым видением библейских сюжетов.
Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картины «Охотники на снегу», «Перепись в Вифлееме», «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля. Последнее полотно навеяло настроение, чувства, мысли, которые он записал в своем дневнике: «Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».
5. Выразительное чтение стихотворения Пастернака «Рождественская звезда» (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»).
6. Анализ стихотворения.
Какому событию посвящено стихотворение?
Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.
Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?
Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.
Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их («запахнув кожухи», «вели за хибарку босые следы», «хутор в огне», «пожар на гумне»). Каково их назначение в тексте?
Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).
В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества).
О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни?
С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии?
Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда» и картину П.Брейгеля «Поклонение волхвов» (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек).VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Прочитать и подготовить для пересказа предание «Тайная вечеря», «Гефсиманский сад».