Конспект урока права Конституционные права и обязанности граждан РФ
Открытый урок права в 10 «А» классе по теме «Конституционные права и обязанности человека и гражданина» (урок повторения и закрепления изученного материала, урок брейн ринг)
Цели:обучающая:углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в Россииразвивающая:развивать у учащихся навыки работы с источниками; анализа и синтеза изученного материала; классификации; определения причинно-следственных связей; применения знаний в аналогичной ситуации; обобщения; проведения межпредметных (межкурсовых) связей;
воспитательная:развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся. Способствовать формированию уважения к правам других людей. Оборудование и материалы: плакат “Символы РФ и РТ”, мультимедиа пособие, технические средства: мультимедиапроектор, компьютер с возможностью просмотра CD, DVD дисков, экран.Тип урока: интеллектуальная игра Брейн.- ринг
Правила игры "Брейн-ринг"
Соревнования по "Брейн-рингу" состоит из 6 туров. В каждом бое участвуют 3 команды.
Во время боя в составе команды может находиться не более 5 человек. Состав команды определяется случайным выбором.
Каждый тур состоит из одного или нескольких вопросных раундов. В каждом вопросном раунде задается один вопрос.
Вопросы "Брейн-ринга" должны соответствовать Кодексу спортивного "Что? Где? Когда?"
Цель игры состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос строго в отведённое время. (30 секунд – 1 минута)
Команды дают ответы письменно на листах разных цветов.
Вопросы задаются ведущим и собирает листы с ответом.
Жюри оценивает правильность ответов команд. Определение правильности ответов производится в соответствии с Кодексом спортивного "Что? Где? Когда?».
После окончания каждого тура ведущий объявляет его результат.
За правильный ответ давшая его команда получает определённое количество игровых очков .При игре по схеме без накопления за каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Методы: словесные, частично-поисковые.Ход урока.Учитель. Добрый день. Я рада видеть вас. Сегодня мы начинаем наш урок с высказывания Долг и право – братья; у них одна мать – свобода. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе. (В. Кузен) Учитель. Итак, тему нашего урока сформулируйте самостоятельно«Конституционные права и обязанности гражданина».
Учитель. напоминает правила игры
1 тур блиц опрос .
1. Когда принята Конституция РФ?
2. Из скольких разделов состоит Конституция РФ?
3. Из скольких глав состоит Конституция РФ?
4. Сколько статей в Конституции РФ?
5.Форма правления в РФ?
6. Политический режим в РФ?
7.Сколько субъектов в РФ?
8. Кто является Главой государства в РФ?
9. Кому принадлежит законодательная власть в РФ?
10.Как была принята Конституция РФ?
2 тур исторические вопросы
3турКонкурс «Вставьте пропущенное слово».
4тур «Конституционные термины»
Физ минутка бабочка
5тур Задания «Готовимся к ЕГЭ»
6.тур Классификация прав человека
I. Личные (гражданские) права
Принадлежат каждому человеку независимо от признания их государством, они не связаны прямо с гражданством того или иного государства. К личным (гражданским) правам относятся:
1. Право на жизнь
2. Право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища
3. Право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
4. Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность
5. Право пользоваться родным языком
6. Свобода выбора воспитания, обучения и творчества
7. Свобода передвижения
8. Свобода совести, мысли и слова
II. Политические права и свободы
Связаны с участием в управлении страной. Принадлежат, как правило, не каждому человеку, а гражданам своего государства К политическим правам и свободам человека относятся:
1. Право на участие в управлении делами государства
2. Право избирать и быть избранными в представительные органы власти
3. Право участия в референдуме
4. Равный доступ к государственной службе
5. Право на петиции, т.е. право лично обращаться или направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения
6. Право участия в правосудии, в т.ч. в качестве присяжного заседателя
7. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование
8. Право на объединение
III. Социально-экономические права
Экономические права:
1. Право частной собственности
2. Свобода предпринимательства
3. Свобода труда
Социальные права:
1. Право на жилище
2. Право на отдых
3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
4. Право на благоприятную окружающую среду
5. Право на образование
6. Право на социальное обеспечение
7. Право на защиту от безработицы
8. Право на труд
IV. Культурные права
1. Свобода доступа к духовным ценностям общества и достижениям научного прогресса
2. Право на свободу творчества
3. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры
Социальные, экономические и культурные права связаны с благосостоянием человека, уровнем и качеством его жизни
Конституционные гарантии прав и свобод гражданин
Конституционные гарантии прав и свобод гражданина
1. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом
2. Каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод
3. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи
4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда
5. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников
Конституционные обязанности граждан РФ
Конституционные обязанности граждан РФ
1. Соблюдение Конституции РФ и законов страны.
2. Уважение прав и свобод других лиц.
3. Уплата законно установленных налогов и сборов.
4. Сохранение природы и окружающей среды.
5. Защита Отечества (для граждан России).
6. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях.
7. Получение основного общего образования.
8. Забота о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры.
УЧИТЕЛЬ: мы на уроке расширили свои знания в области прав и обязанностей граждан согласно Конституции. Нам остается подвести итоги проделанной работы
Выводы учащихся
одним из основных структурных элементов Конституции является раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина;
конституционные права граждан соответствуют нормам Всеобщей Декларации прав человека
базовые права человека и гражданина носят естественный, неотчуждаемый характер;
правовой статус гражданина предполагает единство прав и обязанностейУчитель: домашнее заданиеНаша работа сегодня включала в себя решение типовых заданий базовой и повышенной сложности. Однако, как вам хорошо известно, контрольно-измерительные материалы значительное внимание уделяют проверке ваших знаний, умений и способов деятельности в режиме развернутых ответов на задания высокой сложности.№1 Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав? Опираясь на знания обществоведческого курса (с учетом нашего сегодняшнего материала) и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту вашего ответа.
№2 Темы эссе подготовить самостоятельноПредложенные вами варианты решения этого задания мы обсудим с вами в начале следующего урока.А за активную работу на сегодняшнем уроке я благодарю всех его участников и хочу завершить нашу встречу известной цитатой
К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится. Шуточные пожелание
Ура! Пришла уже пораТебе желать вагон добра,Комод с успехом и тепломИ наслаждений целый дом!
Улыбок стаю, счастья возИ страсти целый паровоз!Шкатулку смеха, моды шкафИ много полноценных прав!
Желаю в шутку я, но все же,Так, чтобы к сведению принять:Будь с тем, кто всех тебе дороже,Кого не хочешь ты терять…
Умей не гнаться за деньгами,А просто их приумножать.Не окружай себя врагами –На это жизнь свою не трать!
Хотелось пошутить немногоИ пожелать тебе чуток:Коль выбор станет о дорогах,Пойти по той, где будет толк!
Узнать все то, что интересно,Поверить в счастье и любовь.Найти свое на свете место…Того, кто будоражит кровь!