Методическая разработка учебного занятия по теме «Основы конституционного права Российской Федерации» по дисциплине Право
Ставропольский Крайпотребсоюзчастное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский кооперативный техникум»
Методическая разработка
учебного занятия по теме
«Основы конституционного права Российской Федерации»
Дисциплина: Право
Специальность Право и организация социального обеспечения
Преподаватель:
Тарасова И.А.
Ставрополь, 2016 г.
Аннотация
на методическую разработку «Основы конституционного права Российской Федерации» по дисциплине «Право» для специальности Право и организация социального обеспечения
разработанную преподавателем цикловой комиссии
«Общеобразовательных дисциплин»
Тарасовой И.А.
Данная методическая разработка предназначена для подготовки групп специалистов среднего звена на базе основного общего образования по дисциплине «Право» специальности Право и организация социального обеспечения. Составлена в соответствии с программой учебной дисциплины «Право», разработанной преподавателем техникума.
Методическая разработка содержит общие рекомендации. Данная методическая разработка – итоговое занятие по разделу 2 «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации», с применением интерактивных методов обучения и технологии развития критического мышления и анализа. Форма - урок-конкурс позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, углубить знания и умения, полученные в ходе изучения данного раздела, развить творческие способности студентов и привить аналитические первичные профессиональные навыки.
Цель написания методической разработки – развитие правовой грамотности.
Раздел 2: «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
Тема занятия: «Основы конституционного права Российской Федерации»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид занятия: урок-конкурс
Место занятия в системе занятий: данное занятие является завершающим в изучении раздела «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
Цели:
обучающая:
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
систематизировать и углубить знания обучающихся в отрасли конституционного права;
создавать условия адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
сформировать владение знаниями об основах конституционного права в Российской Федерации;
развивающая:
сформировать опыт ведения дискуссии, навыков работы в коллективе; умений размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции;
развивать коммуникативные компетенции для ведения дискуссии;
совершенствовать навыки работе с различными источниками информации, компоновке аналитического ряда;
формировать первичные профессиональные компетенции в области анализа специальной литературы;
воспитательная:
формировать гражданскую позицию активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности;
воспитать высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважения к государственным символам;
формировать готовность способности к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
продолжить формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей
Требования к уровню подготовки обучающегося:
должен знать:
характеристику государства, его функции, механизмы, формы;
характеристику системы государственных органов власти РФ;
Конституцию РФ как основной закон государства,
основы правового статуса личности в Российской Федерации;
порядок приобретения и прекращения гражданства;
основы избирательной системы;
должен уметь:
обобщать, систематизировать полученные знания, аргументировано высказывая свои мысли;
анализировать статьи законодательные акты;
уметь анализировать документы по конституционным правоотношениям;
определять способ защиты нарушенного права
Обеспечение занятия:
Компьютер, проектор
Преподаватель заранее сообщила студентам тему предстоящего семинара и предложила тематику для докладов, видеослайдов.
Внутридисциплинарные связи:
Тема: «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
Междисциплинарные связи:
История
Обществознание
Русский язык и литература
Подготовительный этап:
На первом этапе - предварительной подготовки группа делится на 2 подгруппы приблизительно по десять человек. В каждой подгруппе выбран капитан.
Перед группами ставятся задачи:
1. Анализ информации:
изучение рекомендуемой литературы;
использование ресурсов Интернета.
2. Подготовка:
выполнение внеаудиторной работы по вопросам систематизации и обобщения знаний по разделу «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации»
разделение на группы и подготовка представления команды
подготовка домашнего задания
Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста
по элементам урока
Структурные элементы урока Формирование компетенций юриста
Организационный момент.
проверка явки студентов;
готовность студентов к занятию организованность
ответственность
исполнительность
Вступительное слово преподавателя.
постановка целей и задач занятия;
характеристика этапов занятия
определение критериев оценок Конкурс «Представление команд» (2 команды по 10 чел. Остальные зрители-болельщики)
умение работать в команде
умение адаптироваться
Конкурс «Блиц-опрос»
умение четко формулировать свою мысль
готовность вести коммуникацию, сотрудничать для достижения поставленных целей
Конкурс капитанов
владение навыками познавательной деятельности в сфере права
умение концентрироваться на поставленной задаче
Конкурс «Права человека в устном народном творчестве» умение работать в команде
способность к дискуссии и достижению согласия с другими
проявление аналитических способностей
Конкурс «От теории к практике» умение работать в команде
умение анализировать и делать выводы на основе предложенных ситуаций
Домашнее задание «Первые шаги в профессию» выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях
умение работать в команде
готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права
Подведение итогов занятия, определение команды победителей, оценка деятельности студентов Ход проведения занятия:
Организационный момент (1 мин.)
приветствие
проверка явки студентов и готовности к занятию
Вступительное слово преподавателя (5 мин.)
Сегодня мы проводим урок-конкурс «Основы конституционного права Российской Федерации» на специальности «Право и организация социального обеспечения».
Цели:
обучающая:
активизировать познавательную деятельность обучающихся;
систематизировать и углубить знания обучающихся в отрасли конституционного права;
создавать условия адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
сформировать владение знаниями об основах конституционного права в Российской Федерации;
развивающая:
сформировать опыт ведения дискуссии, навыков работы в коллективе; умений размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции;
развивать коммуникативные компетенции для ведения диалога;
совершенствовать навыки работе с различными источниками информации, компоновке аналитического ряда;
формировать первичные профессиональные компетенции в области анализа специальной литературы;
воспитательная:
формировать гражданскую позицию активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности;
воспитать высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважения к государственным символам;
формировать готовность способности к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
продолжить формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей
Требования к уровню подготовки обучающегося:
должен знать:
характеристику государства, его функции, механизмы, формы;
характеристику системы государственных органов власти РФ;
Конституцию РФ как основной закон государства,
основы правового статуса личности в Российской Федерации;
порядок приобретения и прекращения гражданства;
основы избирательной системы;
должен уметь:
обобщать, систематизировать полученные знания, аргументировано высказывая свои мысли;
анализировать статьи законодательные акты;
уметь анализировать документы по конституционным правоотношениям;
определять способ защиты нарушенного права
В современном обществе правовая культура является важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. А, значит, ведущую приобретает правовое воспитание и образование обучающихся, которое представляет целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность. Эффективной формой приобщения обучающихся к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной жизненной позиции выступает интерактивная форма проведения занятия. А судьями знатоков права будет выступать многоуважаемое жюри:
Мы представляем команды групп __ ПСО и __ ПСО и приглашаем их на жеребьевку. И первыми на эту сцену выходит команда группы:
Конкурс «Представление команд» (10 мин.)
Уважаемое жюри, в конкурсе представления следует учитывать следующие критерии при выставлении оценок: профессиональная направленность названия, девиз, эмблема, приветствие друг друга и жюри. Время представления 3-5 мин.
Уважаемое жюри выставите оценки за 1-й конкурс.
Оценочный лист
Название команд Конкурс «Представление команд» Блиц-опрос «Знаток конституционных основ» Конкурс
«Права человека в устном народном творчестве»
Конкурс
капитанов
От теории к практике Домашнее задание
«Первые шаги в профессию» Итоги
Трудно представить успешным человека, грамотным специалиста без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – скоро предстоит решать эти важные задачи.
Блиц-опрос «Знаток конституционных основ» (10 мин.).
Каждой команде по очереди задаются вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл, в случае, если команда, которой задается вопрос, затрудняется с ответом, возможность ответа предоставляется другой команде. Время на обдумывания вопроса 10 сек.
Форма самодержавной власти, отличается полным произволом власти и бесправием подданных это:
1) республика;
2) деспотия;
3) монархия
Форма правления в Российской Федерации:
1) монархия;
2) президентская республика;
3) смешанная республика;
4) парламентская республика
Форма государственного устройства в Российской Федерации:
1) Унитарное государство;
2) Федеративное устройство;
3) Конфедерация
Форма политического режима в Российской Федерации:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) тоталитарный
Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является:
закон субъекта Федерации;
Конституция РФ;
указ Президента РФ;
приказ министра юстиции
Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются:
интересы государства;
права и свободы человека;
нерушимость границ;
неотвратимость наказания
Главой государства по Конституции РФ является:
Председатель Правительства РФ;
Президент РФ;
министр обороны;
председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется:
1) присяга;
2) инаугурация;
3) церемониал
Высшая исполнительная власть по Конституции РФ принадлежит:
Президенту РФ;
Парламенту РФ;
Правительству РФ;
Конституционному Суду РФ.
Высшая законодательная власть по Конституции РФ принадлежит:
Президенту РФ;
Федеральному собранию РФ;
Правительству РФ;
Конституционному Суду РФ.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется:
только прокуратурой
только судом
только полицией
Конституционный Суд РФ рассматривает следующую категорию дел:
1) раздел спорного имущества супругов;
имущественные споры между предприятиями;
споры о компетенции между федеральными органами государственной власти;
сложные уголовные дела.
13. Совокупность судей, работающих в конкретном суде, — это:
судебная коллегия;
состав суда;
присяжные заседатели.
14. Способ содержания должностных лиц за счет местного населения (существовал до XVI века):
1) местное самоуправление;
2) кормление;
3) крамола
15. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права, — это:
правовой статус;
правоспособность;
дееспособность;
правовое положение.
16. Документ, удостоверяющий гражданство РФ, — это:
свидетельство о рождении;
паспорт;
трудовая книжка;
документ о временной регистрации.
17. Полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, является:
Президент РФ;
МВД РФ;
Конституционный Суд РФ;
Министерство юстиции РФ.
18. Естественным правом человека является:
право на жизнь;
право на образование;
право на защиту;
право на тайну переписки.
19. К региональным налогам относится:
земельный налог;
транспортный налог;
акцизы;
водный налог.
20. К федеральным налогам относится:
государственная пошлина;
налог на игорный бизнес;
налог на доходы организаций;
налог на имущество физических лиц.
21. Наука о среде обитания человека и окружающем мире — это:
1) филология;
биология;
экология;
социология.
22. Юридические правила об охране окружающей среды — это:
природоресурсные нормы;
природоохранные нормы;
природопользовательские нормы;
природосмешанные нормы.
23. Контроль за состоянием окружающей среды — это:
экологическое требование;
экологическая норма;
экологическое право;
экологический порядок.
24. Путём референдума нельзя решать:
1) вопрос о помиловании;
2) вопрос о принятии Конституции;
3) вопрос о пересмотре действующего закона
25. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны:
1) Государственная Дума Российской Федерации;
2) Президент страны;
3) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ)
26. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
1) с 21 года;
2) 18 лет;
3) с 25 лет.
27. Что такое пассивное избирательное право?
1) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
2) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;
3) право не принимать участие в выборах.
28. Что такое активное избирательное право?
1) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
2) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;
3) право на участие в работе избирательной комиссии
Уважаемое жюри выставите оценки за 2-й конкурс.
Конкурс «Права человека в устном народном творчестве» (10 мин.)
Каждая команда получает пословицы – ваша задача – назвать к какому виду прав человека они относятся, какое право иллюстрируют. Время на обдумывание всех пословиц ответа – 6 мин. За правильный и полный ответ за каждую пословицу команда получает 1 балл.
Пословицы для 1 команды
Пословицы Правильный ответ
«Лучше виновного простить, невиновного карать» Политические права
Презумпция невиновности
«Мой дом – моя крепость» Личные права
Право на неприкосновенность жилища
«Кто не работает – тот не ест» Социально-экономические права
Право на труд и достойный уровень жизни
«Умел дитя родить – умей и научить» Культурные права
Право на образование (Ответственность родителей за образование детей)
«Чтобы власть стала сильнее, ее следует ограничить» Политические права
Право на участие в политической жизни
«Каждый человек – особая разновидность художника» Культурные права
Свобода творчества
«Честь лучше богатства» Личные права
Право на достоинство
«Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле» Социально-экономические права
Право на предпринимательскую деятельность
Пословицы для 2 команды
Пословицы Правильный ответ
«Жизнь коротка, искусство вечно» Культурные права
Право на использование достижениями культуры
«Каждый может попасть на небо своим путем» Личные права
Свобода вероисповедания
«Цензура, в конце концов, приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает» Политические права
Право на свободу печати (запрещение цензуры)
«Чье поле, того и воля» Социально-экономические права
Право на собственность
«Наука – родник учения, знания – светильник жизни» Культурные права
Право на образование и использование достижений науки
«Живи и жить давай другим» Личные права
Право на жизнь
«Без суда никто да не накажется» Политические права
Право на юридическую защиту (Справедливое судебное разбирательство)
«Сначала хлеб, потом – вера» Социально-экономические права
Право на социальное обеспечение
Затем каждый может высказать собственное мнение о данной ему пословице, обосновывая его (за это начисляются дополнительные баллы).
Уважаемое жюри выставите оценки за 4-й конкурс.
Конкурс капитанов (10 мин.)
Приглашаются капитаны команд. Вам предлагаются схемы государственного устройства Российской Федерации. Вставьте необходимые термины или цифры на месте пропуска. За каждый правильный ответ 1 балл. Общая сумма баллов – 25 баллов.
Правильное заполнение
Уважаемое жюри выставите оценки за 3-й конкурс.
В период подготовки капитанов проводится релаксация с болельщиками всей аудиторией
Уважаемые болельщики, назовите сказки:
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
4. В этой сказке речь идёт о спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
5.Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
6.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
Мне нужно три представителя команд (раздаем им карточки с наименованием права) изобразите для аудитории то право, которое написано на карточке, а болельщики должны отгадать его.
№1
«Право на образование»
№2
«Право на отдых»
№3
«Право на труд»
№4
«Право тайну переписки или телефонных переговоров»
Конкурс «От теории к практике» (10 мин.)
Декларация прав ребенка
Соотнесите картинки и основные положения декларации. Назовите основные права детей.
Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению
Дети имеют право на медицинский уход
Право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход
Право на бесплатное образование
Дети имеют право на отдых
Дети имеют право на приемлемый уровень жизни
Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды
Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения взглядов
Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды совей культуры
Дети не должны использоваться в качестве дешевой раабочей силы
Домашнее задание «Первые шаги в профессию» (20 мин.).
Деловая игра «Гражданство» (10 мин.)
Фабула: прием в гражданство детей, изменение гражданства детей.
Подготовительная работа: Студентам на предыдущем занятии предлагается на основе Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325 (ред. от 06.08.2014) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» подготовить роли: представители детей (родители или лица, их заменяющие), обращаются в компетентные органы с просьбой об изменении гражданства детей, о выходе из российского гражданства и др. Распределяются роли: разведенные родители; родители, лишенные родительских прав; родители, живущие в браке, но имеющие разное гражданство; дети до 10 лет, дети от 10 до 14 лет, дети от 14 до 18 лет; представители компетентных органов, занимающиеся делами гражданства.
Ситуации могут быть придуманы самостоятельно обучающимися или предложены преподавателем:Мать 3-месячного Матвея — гражданка России, а его отец — иностранный подданный. Государство, гражданином которого является отец Матвея, отказало в предоставлении ребенку своего гражданства. Может ли Матвей приобрести гражданство РФ, если известно, что он родился не на территории России?
В Пскове была обнаружена 2-летняя девочка. По информации, которой располагала полиция, родители ребенка являлись подданными другого государства. В течение 4 месяцев со дня обнаружения девочки она находилась в специализированном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. Как может быть решен вопрос гражданства такого ребенка?
Уважаемое жюри выставите оценки за 5-й конкурс.
Подведение итогов (4 мин.)
Анализ итогов участия команд. Награждение за интеллектуальные и творческие способности команды и отдельных участников.
Сегодня достойный гражданин России – это человек, обладающий широкими правами, знающий свои права и умеющий их защищать; нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущий на себя ответственность за его судьбу и своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче. Я надеюсь, что вы будете именно такими гражданами своей страны, а поможет вам в этом наша Конституция - главная книга страны.