Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка (доклад)
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важную роль играет коммуникативная компетенция.
Говоря о компетенции в целом, следует отметить, что в переводе с латинского языка, она представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Коммуникативная компетенция – это не личностная характеристика человека, ее сформированность проявляется в процессе общения. Другими словами, коммуникативная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. На уроках английского языка мы формируем коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развиваем и воспитываем обучающихся средствами учебного предмета.
Составляющими коммуникативной компетенции, в данном случае, являются:
Лингвистическая компетенция – знание определенного словарного запаса и синтаксических правил, умение использовать их для построения связных высказываний;
Социолингвистическая компетенция – способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;
Дискурсивная компетенция – способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
Стратегическая компетенция – способность прибегать к стратегии общения в вербальной и невербальной коммуникации в целях компенсации незнакомого языкового материала;
Социокультурная компетенция – желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также в знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Главной задачей, которую ставит перед собой учитель при формировании коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка, является стимулирование интереса обучающихся к проблемам, решение которых возможно лишь при условии владения определенной суммой знаний. Необходимо понимать, что деятельность, осуществляемая на уроке, должна иметь практическую значимость, то есть, быть полезной для последующей реализации естественной коммуникации.
Овладение коммуникативной компетенцией для осуществления межкультурного общения предполагает овладение всеми основными видами деятельности, необходимое для активного погружения в языковое пространство. Другими словами, коммуникативно компетентным является тот человек, который не просто способен подбирать нужные выражения в процессе общения, но и в одинаковой степени хорошо воспринимает речь на слух, формулирует собственные мысли, понимает прочитанное и владеет навыками письменной речи на иностранном языке.
В ходе урока я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции обучающихся:
Постоянная речевая практика обучающихся;
Использование ценного коммуникативного материала;
Постоянная активизация речемыслительной активности обучающихся;
Речевой характер урока.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат, доверительные отношения между учителем и обучающимися и между обучающимися в рамках группы.
Для того, чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности: обучающиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения, каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Взаимодействующие между собой обучающиеся являются центром познавательной активности на уроке.
Коммуникативное обучение (взаимодействие и сотрудничество обучающихся) включает в себя формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей обучающихся на «вхождение» в иное культурное пространство. На самом деле, весь процесс обучения иностранному языку представляет собой непрерывное формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Любое действие, любое упражнение, выполняемое в ходе урока – это шаг к достижению прогресса в данном направлении. Вместе с тем, существует ряд приемов, позволяющих сделать этот процесс более плодотворным. Для успешной реализации коммуникативного обучения, на мой взгляд, целесообразно использовать следующие приемы:
коммуникативные игры (создание ситуаций общения, игровые действия как средства разрешения этих ситуаций, распределение ролей между обучающимися). Игровая деятельность, направленная на овладение иностранным языком, может использоваться как при работе с младшими классами, так и с более старшими обучающимися, поскольку коммуникативные ситуации, предлагаемые для разрешения, соответствуют возрасту и уровню развития навыков у обучающихся. При этом коммуникативные игры относятся к разряду кооперативных игр, которые способствуют налаживанию общения между обучающимися, развитию навыков ведения диалога, что чрезвычайно полезно при формировании коммуникативной компетенции ;
метод проектов, который развивает активное самостоятельное мышление ребенка, учит его применять свои знания на практике. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, альбом, коллаж, презентация и другие. Главный результат работы над проектом – актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение. Основная идея метода проектов, в данном случае, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся в ходе творческой работы. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык за рамками выполнения упражнений, диктуемых учебной программой, что способствует лучшему усвоению и закреплению знаний;
использование современных технических средств и нетрадиционные формы уроков. Информационно-коммуникационные технологии, используемые на уроках, делают процесс обучения более интересным, реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности, позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, открывают большие возможности для расширения образовательных рамок. Говоря о нетрадиционных формах урока, следует упомянуть также такие формы, как урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-спектакль и другие.
Необходимо отметить, что формирование коммуникативной компетенции происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Другими словами, все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетенции.