Рабочая программа по профессиональному модулю Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации


Министерство образования Московской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Колледж «Угреша»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02.«Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации»
для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

2014 г.
ОДОБРЕНО Кафедрой
социально-экономического профиля
Протокол №_____
от «__»___ 2014 г. ) «__»________________2014г.
Зав.кафедрой ____________В.В. Кирьянова Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
______________ Капранова А. В. «____» _____________ 2014 г.
Составитель: Гвоздева Т.В., преподаватель, ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»
Рецензент:
Программа согласована:__________________________
Ф.И.О., должность, наименование организации
ОДОБРЕНО
Кафедрой ______________________________________________________________________
протокол №___, от _________________ 2014 г.
Зв.кафедрой Кирьянова В.В., преподаватель, ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»
Ф.И.О., должность, наименование организации
ОДОБРЕНО
Кафедрой ______________________________________________________________________
протокол №___, от _________________ 2015 г.
Зв.кафедрой Меринова Т.С., преподаватель, ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»
Ф.И.О., должность, наименование организации
ОДОБРЕНО
Кафедрой ______________________________________________________________________
протокол №___, от _________________ 2016 г.
Зв.кафедрой Савелов Н.И., преподаватель, ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
13
Паспорт программы профессионального модуля
ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации»
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
И соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
- выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
- организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
уметь:
- поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
- выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;
- участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;
- собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи;
- принимать решения об установлении опеки и попечительства;
- осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;
- разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определять их подчиненность, порядок функционирования;
- использовать приемы делового общения в профессиональной деятельности;
должен знать:
- нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
- систему государственных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
- организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах и учреждениях социальной защиты населения, органах Пенсионного фонда Российской Федерации;
- порядок поддержания базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат в актуальном состоянии;
- документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;
- Кодекс профессиональной этики работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения.
1.3. Использование часов вариативной части

п/п Дополнительные профессиональные компетенции Дополнительные знания, умения, практический опыт №, наименование темы Количество часов Обоснование включения в рабочую программу
1 Знать основные цели, задачи, функции органов исполнительной власти, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ Уметь работать с правовой базой Тема 1.3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 4 Для расширения подготовки, определяемой содержанием инвариантной части по теме 1.3
2 Знать законодательство о негосударственных пенсионных фондах и их правовое регулирование Уметь работать с базой данный и документами негосударственных пенсионных фондов Тема 1.6. Негосударственные пенсионные фонды 4 Для расширения подготовки, определяемой содержанием инвариантной части по теме 1.6
3 Знать кодекс этики специалистов социального обеспечения Уметь разграничивать функции между работниками органов и учреждений социальной сферы Тема 1.11. Организационно- управленческие функции работников органов и учреждений социальной сферы. 4 Для расширения подготовки, определяемой содержанием инвариантной части по теме 1.11
4 Знать деятельность фондов и служб Уметь работать с обращениями граждан Тема 2.3.
Социально-экономическая поддержка населения 4 Для расширения подготовки, определяемой содержанием инвариантной части по теме 2.3
5 Знать базу данных получателей социальных выплат, пособий, услуг Уметь работать с обращениями граждан Тема 2.4.
Социальная поддержка населения 4 Для расширения подготовки, определяемой содержанием инвариантной части по теме 2.4
6 Знать основные программы в области социальной защиты населения Уметь составлять и реализовывать программы в области социального обеспечения Тема 2.11. Программы в области социальной защиты населения 3 Для расширения подготовки, определяемой содержанием инвариантной части по теме 2.11
Всего: 23 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы модуля:
Всего – 264 часа.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 192 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часа;
в том числе 23 часов за счет вариативной части.
из них:
практических занятий 56 часов;
самостоятельной работы учащихся 64 час.
Учебная практика – 36 часа
Производственная практика (по профилю специальности) – 36 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды про-
фессио-
нальныхкомпетен-
цийНаименование разделов профес-
сионального модуля Всего
часов (макс. учебная нагрузка и практи-
ки)Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная
часов Производ-ственная (по профи-лю специ-альности), часов
Всего
часов в т.ч. лаборат.
раб. и практ.
занятия часов в т.ч.
курсовая
работа,
часов Всего,
часов В т.ч.
курс.
работа
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2.1-2.3 МДК.02.01 «Организация работы органов Пенсионного фонда РФ, органов и учреждений социальной защиты населения» 192 128 56 - 64 - - -
УП.02.01 Учебная практика 36 36 -
ПК 2.1-2.3 ПП.02.01 Производственная практика (по профилю специальности) 36 36 36
Всего по ПМ.02 264 437 56 - 64 - 72 72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Наименование разделов профессионального модуля, междисциплинарных курсов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
МДК 02.01. Организация работы органов Пенсионного фонда РФ, органов и учреждений социальной защиты 264 1,2,3
Раздел 1. Организация системы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Тема 1.1. Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей организацию работы органов и учреждений социальной защиты, органов Пенсионного фонда России. Содержание учебного материала 4 1,2
1 Характеристика международного законодательства по вопросам социальной защиты населения. Характеристика законодательства о статусе Пенсионного фонда России и его территориальных органов. 2 Общая характеристика федерального законодательства по вопросам социальной поддержки различных категорий граждан (пожилых лиц и инвалидов, семьи, детей, оказавшиеся в ТЖС и др.) Практическое занятие 2 1. Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда РФ.
2. Порядок исчисления совокупного дохода семьи. Самостоятельная работа студента 2 1. Проанализировать и дать толкование содержание статьям нормативно-правовых актов.Тема 1.2. Государственная система социального обеспечения. Содержание учебного материала 4 1 Общее понятие государственной системы социального обеспечения.
Понятие и значение государственной пенсионной системы. 2
2 Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат.
Система социального обслуживания и социальных услуг. Практическое занятие 4 1. Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. 2. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования. Самостоятельная работа студента 4 Раскрыть содержания понятий государственной социальной системы и системы социального обеспечения.
Составить заявление о назначении пособия по уходу за ребенком. Тема 1.3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ.Содержание учебного материала 2 1 Понятие, цели, задачи, функции и направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития. Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Минздравсоцразвития РФ. Практическое занятие 2 1. Деятельность территориальных органов социальной защиты населения по социальной поддержке семьи, детей и граждан пожилого возраста. Самостоятельная работа студента 4 Систематизировать нормативно-правовые акты по вопросам организации работы органов и учреждений социальной сферы.
Составить заявление о выделении путевки на проживание в учреждении стационарного социального обслуживания. Тема 1.4.
Общая характеристика источников финансирования социальной защиты населения. Содержание учебного материала 4 1 Понятие, цели и функции Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ). 2 Понятие, цели и функции Фонда обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ). Практическое занятие 2 1. Право граждан на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Самостоятельная работа студента 4 1. Составление схему «Пенсионная система РФ».
2. Составить заявление о выдаче с правки для получения социальной стипендии. Тема 1.5.
Органы Пенсионного фонда РФ. Содержание учебного материала 6 1 Порядок образования, правовые основы деятельности и система управления Пенсионного фонда РФ. 2,3
2 Понятие, цели и функции Пенсионного фонда РФ (ПФР). Структура Пенсионного фонда РФ. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ. 3 Организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Практическое занятие 4 1.Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. 2.Организация документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ. Самостоятельная работа студента 2 1. Составить схему: «Структура ФСС РФ и ФОМС РФ». Тема 1.6. Негосударственные пенсионные фонды. Содержание учебного материала 4 1 Правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов. Формирование и расходование средств негосударственных пенсионных фондов. 1,2
2 Создание негосударственных пенсионных фондов, государственная регистрация и лицензирование их деятельности. Функции и структура негосударственных пенсионных фондов. Практическое занятие 2 1. Порядок присвоения звания "Ветеран труда" и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан субъектов РФ. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить схему «Структура Пенсионного фонда РФ».
2. Составить заявление о назначении (перерасчете) региональной социальной доплаты к пенсии. Тема 1.7.
Органы, осуществляющие материальное обеспечение безработных граждан. Содержание учебного материала 4 1 Федеральные и региональные органы государственной власти по материальному обеспечению безработных граждан и членов их семей. 1,2
2 Органы занятости населения по материальному обеспечению безработных граждан в районах и городах субъектов РФ. Практическое занятие 4 1. Планирование работы органов ПФР. 2. Меры социальной поддержки жертв политических репрессий, тружеников тыла и ветеранов труда. Самостоятельная работа студента 4
1. Составить схему «Взаимодействие органов социальной защиты и Пенсионного фонда с другими органами и учреждениями».
2. Составить заявление о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Тема 1.8. Характеристика органы исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения. Содержание учебного материала 4 1 Основные задачи и функции органов исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения. 2 Структура органов исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения. Практическое занятие 2 1. Организация профессиональной реабилитации. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить таблицу «Работа с обращениями граждан в органы социальной сферы».
2. Составить заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации. Тема 1.9. Характеристика районных (городских) органов социальной защиты населения. Содержание учебного материала 4 1 Центры социального обслуживания: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности. 2 Центры социальной помощи семье и детям: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности. Практическое занятие 4 1. Организация справочно-кодификационной работы в органах ПФР. 2. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Самостоятельная работа студента 2 1. Составить таблицу: «Категории лиц, находящихся в ТЖС». Тема 1.10. Координация и взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения, Пенсионного фонда РФ с органами местного самоуправления, профсоюзными и другими общественными органами, предприятиями. Содержание учебного материала 6 1 Основные направления сотрудничества и координации органов социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ с отраслевыми министерствами и защиты населения, Пенсионного фонда РФ с органами местного самоуправления, профсоюзными и другими общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями ведомствами, предприятиями и учреждениями, профсоюзными организациями, Советами ветеранов войны и труда, благотворительными фондами. 2
2 Участие органов социальной защиты населения в решении вопросов градостроительства, создания рабочих мест на производстве, бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов. 3 Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с коммерческими финансово- кредитными учреждениями, государственными органами исполнительной власти. Практическое занятие 4 1. Порядок работы с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей. 2. Социальная реабилитация инвалидов. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить перечень полномочий министра здравоохранения и социального развития на основе изучения содержания нормативно-правовых актов.
2. Составить заявление о перерасчете размера пенсии. Тема 1.11. Организационно- управленческие функции работников органов и учреждений социальной сферы. Содержание учебного материала 2 1 Функциональные обязанности, права и ответственность специалиста социальной сферы при работе с различными категориями нуждающихся граждан. 2
Практическое занятие 2 1. Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с государственными органами. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить перечень негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих свою деятельность в конкретном регионе.
2. Составить заявление о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд. Тема 1.12.
Кодекс профессиональной этики специалиста социальной сферы. Содержание учебного материала 2 1 Ценности и принципы социальной работы. Стандарты этического поведения. 2,3
Практическое занятие 2 1. Организация медицинской реабилитации инвалидов. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить схему: «Социальная карта региона (города, района)».
2. Составить заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую). Раздел 2. Организация и координация социальной работы в учреждениях социальной сферы с различными категориями граждан. Тема 2.1.
Основы социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Содержание учебного материала 4 1 Понятие трудной жизненной ситуации. Категории лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 1,2
2 Порядок выявления лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите. Основы работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по оказанию им помощи. Практическое занятие 4 1. Порядок обращения за пенсией. 2. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить заявление на выплату денежных средств в случае смерти лица, не работавшего на день смерти и не являвшегося пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. 2. Составить схему: «ЕДВ и набор соц.услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». Тема. 2.2. Организация работы органов социальной защиты населения по материально-бытовому и социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан. Содержание учебного материала 6 1 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов. 2
2 Организация работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. 3 Организация работы органов социальной защиты населения по защите материнства, отцовства и детства. Самостоятельная работа студента 4 Составить схему: «Качество социальных услуг». 2. Составить таблицу: «Система качества учреждения как часть общей системы управления деятельностью учреждения социального обслуживания». Тема 2.3.
Социально-экономическая поддержка населения Содержание учебного материала 4 1 Организация работы деятельности отделений социально-экономической помощи, территориальных центров социальной помощи семье и детям, служб срочной социальной помощи, общественных объединений и фондов по социально-экономической поддержке нуждающихся и других учреждений системы социальных служб. 2
2 Формы социально-экономической поддержки нуждающихся. Практическое занятие 4 1. Модель «одного окна» как управленческий подход к организации предоставления государственной социальной помощи. 2. Полномочия органов исполнительной власти разных уровней в области социального обслуживания населения. Самостоятельная работа студента 2 1. «Разработка программы профессиональной реабилитации инвалида». Тема 2.4.
Социальная поддержка населения Содержание учебного материала 2 1 Делопроизводство учреждений и организаций, ориентированных на реализацию задач социальной защиты и обслуживания населения. Практическое занятие 4 1. Клиентские службы Пенсионного Фонда РФ.
2. Базы данных получателей социальных выплат, услуг и льгот. 3. Оценка результативности деятельности учреждений социального обслуживания. Самостоятельная работа студента 4 1. Составить схему: «Делопроизводство в учреждениях социальной защиты». 2. Составить таблицу: «Делопроизводство в организациях социальной защиты». Тема 2.5.
Медико-социальная работа с населением Содержание учебного материала 2 1 Организация работы деятельности отделений медико-социальной помощи населен2
Практическое занятие ию, медицинскими учреждениями. Общая характеристика ФОМС. 4 1. Государственные учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения: типы и виды, категории обслуживаемых. 2. Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации.
3. Сферы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации. Самостоятельная работа студента 2 1. Составить таблицу «Меры государственной поддержки семей с детьми в регионе». Тема 2.6.
Социальная реабилитация детей и взрослых с ограниченными возможностями Содержание учебного материала 1 Организация работы деятельности специалиста по социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями. 2 1,2
Практическое занятие 4 1. Заказ на социальное обслуживание как управленческий подход к организации предоставления социальных услуг. 2. Технология целевых потребительских субсидий как управленческий подход к организации предоставления социальных услуг. Самостоятельная работа студента 2 1. Разработать договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Тема 2.7. Трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями Содержание учебного материала 2 1 Правовые основы трудотерапии. Деятельность трудотерапевтов. 1,2
Самостоятельная работа студента 2 Составить схему: «Оказание помощи лицам с ОВЗ». Тема 2.8.
Социально-педагогическая работа с семьями и детьми Содержание учебного материала 2 1 Организация работы деятельности социального педагога по работе с семьей, детьми дошкольного возраста, школьного возраста в социальной сфере и в сфере образования. 2
Самостоятельная работа студента 2 Составить таблицу: «Организация работы деятельности социального педагога». Тема 2.9.
Основы социальной работы с людьми пожилого возраста Содержание учебного материала 2 1 Организация работы деятельности социального работника – геронтолога. 2
Практическое занятие 2 1.Организация деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
2.Программно-целевой подход в решении социальных проблем (региональный уровень). Вид промежуточной аттестации Квалификационный экзамен УП.02.01. Учебная практика
Виды работы:
- ознакомление с учредительными и правоустанавливающими документами ПФР, ФСС, ФОМС;
- ознакомление с внутренней организацией и деятельностью территориальных подразделений ПФР, ФСС и ФОМС;
- изучение основных форм взаимодействия ПФР и негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотрение специфики ведения индивидуального (Персонифицированного) учета;
- ознакомление с должностными инструкциями специалистов ПФР, ФСС и ФОМС;
- изучение внутренней структуры органов социальной защиты и обеспечения пенсионных прав граждан;
- формирование пакета документов, необходимого для заведения личного пенсионного дела;
- ознакомление с процедурой приема и рассмотрения обращений граждан;
- рассмотрение пакета документов для назначения пенсии.
-ознакомление с процедурой и правилами оценки поданных заявителем документов для назначения и выплаты социальных пособий, назначения различных социальных услуг; 36 ПП.02.01. Производственная практика
Виды работы:
- ознакомление с учредительными и правоустанавливающими документами ПФР, ФСС, ФОМС;
- ознакомление с внутренней организацией и деятельностью территориальных подразделений ПФР, ФСС и ФОМС;
- изучение основных форм взаимодействия ПФР и негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотрение специфики ведения индивидуального (Персонифицированного) учета;
- ознакомление с должностными инструкциями специалистов ПФР, ФСС и ФОМС;
- изучение внутренней структуры органов социальной защиты и обеспечения пенсионных прав граждан;
- формирование пакета документов, необходимого для заведения личного пенсионного дела;
- ознакомление с процедурой приема и рассмотрения обращений граждан;
- рассмотрение пакета документов для назначения пенсии;
- ознакомление с кодексом деловой, профессиональной и корпоративной этики организации;
- определение этики взаимоотношений с клиентами. Правила корректного общения с инвалидами. 36 Итого 264 4. условия реализации Профессионального модуля
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета права социального обеспечения.
Оборудование учебного кабинета:
- столы и стулья;
- ПК с доступом к сети Интернет;
- проектор;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплекс учебно-методической документации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
«Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации»
Основная:
Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник / В.П. Галаганов. / - М.: КНОРУС, 2014. — 160 с. – (среднее профессиональное образование).
Дополнительная:
1. Савинов А.М. Организация работы органов социального обеспечения. – М., ФОРУМ-ИНФРА-М, 2013.
2.Чупрова Е.В. Схемы и таблицы по пенсионному обеспечению в современной России. – М., Издательство Национального института бизнеса. 2012.
Основные нормативно-правовые акты:
Всеобщая Декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года// Российская газета. 1995. 5 апреля.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР 18 сентября 1973 года. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 год. №17
Рекомендация МОТ №67 «Об обеспечении дохода», 1944 год. //«Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2. С.591
Конвенция МОТ №128"О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", 1968 год. //Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2. С.1531-1551
Конвенция МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», 1981 год. //«Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2. С.1957-1961
Рекомендация МОТ №165 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», 1981 год. //«Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2. С.1963-1969.
Конвенция о правах ребенка, 1989 год. // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI.
Соглашение "О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992г. //Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С.26
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.//Российская газета. 1993. от 25 дек.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г.. №197-ФЗ. //СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). Ст.3.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года. //СЗ РФ. 2001. №51. Ст.4831
Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года. №167-ФЗ //СЗ РФ. 2001. №51. Ст.4832
Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года. //СЗ РФ.2001. №52 (1 ч.). Ст.4920.
Федеральный закон №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» 16 июля 1999 г.
Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"//СЗ РФ. 2009. №30. Ст. 3738.
Закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
Федеральный Закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;
Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Федеральный закон РФ 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»
Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи"
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. 23.02.2013г.);
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ(ред. от 03.12.2012) "О негосударственных пенсионных фондах"
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ
Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Федеральный закон от 30.11.2011 N 357-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год";
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) "О ветеранах".
Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст).
Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Федеральный закон от 10.01.2002 №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Федеральный закон от 26.11.1998 №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Федеральный Закон "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 06.03.2001г. № 21-ФЗ
Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий".
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 №95"О порядке и условиях признания лица инвалидом" (в ред. 04.09.2012г.);
Постановление Правительства РФ от 17.11.2011 N 941 (ред. от 25.12.2012) "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 25.03.2013) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256 (ред. от 23.07.2010) "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 N 50 "Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1994 N 616);
Постановления Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 №91 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 27.01.2012) "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года №8. ( в ред. 16.04.2013г.)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Рекомендуемые Интернетресурсы:
Центральным официальным порталом Российской Федерации является сайт “Официальная Россия”, размещенный по адресу http://gov.ru. Главные государственные органы власти в сети Интернет находятся по адресам: Президент РФ: http://www.kremlin.ru
Палаты Федерального Собрания РФ: Совет Федерации: http://www.council.gov.ru Государственная Дума: http://www.duma.gov.ru Органы исполнительной власти: Председатель Правительства РФ: http://www.premier.gov.ru
Правительство РФ: http://www.government.gov.ruФедеральная служба по труду и занятости: www.rostrud.info
Верховный суд Российской Федерации: http://www.supcourt.ruГенеральная прокуратура РФ: http://www.genproc.gov.ru
Уполномоченный по правам человека в РФ: http://www.ombudsman.gov.ruСправочно-поисковая система «Гарант»: www.garant.ru
Справочная правовая система Консультант Плюс: www.consultant.ruФедеральный портал «Российское образование»: www.edu.ru;
4.3. Общие требования к организации обучения
Реализация программы производственной практики предполагает наличие у учебного заведения договоров с базовыми предприятиями (территориальными представительствами ПФР, ФСС, ФОМС, федеральной службы по труду и занятости, органами и организациями социальной защиты).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих обучение
Учебный процесс проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Требуются высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области образования и педагогики, и стаж работы по специальности не менее 3 лет.Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в три года.5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1.
Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
Решение практических ситуаций с нормативным правовым обоснованием;
демонстрация навыков работы с нормативными правовыми актами для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты с использованием информационно-компьютерных технологий. Оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной практике.
ПК 2.2.
Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
Демонстрация приёма граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты в соответствии с заданной ситуацией:
последовательно выяснена суть обращения;
содержание рекомендаций соответствует заданной ситуации;
содержание рекомендаций соответствует нормативно-правовым документам;
заданы вопросы на выяснение понимания рекомендаций;
порядок проведения приема соответствует должностному регламенту. Оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной практике.
ПК 2.3.
Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Самостоятельное определение, в соответствии с пенсионным законодательством, пакета документов, необходимых для установления пенсий, назначения пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки;
выделение недостающих документов и определение сроков их предоставления. Оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной практике.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Ясность определения роли своей будущей профессии в обществе, роли знаний и умений по МДК 02.01 в профессиональной деятельности;
- активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.
- своевременность заключения договора о дальнейшем трудоустройстве. Оценки на зачетах по учебной и производственной практике, по разделам профессионального модуля.
Наличие дипломов и грамот за участие в конференциях, проектах, олимпиадах.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи;
выбор и применение методов и средств решения профессиональных задач;
оценка эффективности и качества выполнения; Контроль своевременности сдачи практических заданий, отчетов.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студентов в процессе освоения образовательной программы. Мониторинг и оценка эффективной организации профессиональной деятельности.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях - адекватность оценки возможного риска при решении нестандартных профессиональных задач в области обеспечения реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- рациональность решения стандартных профессиональных задач в области обеспечения реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- аргументированность самоанализа выполнения профессиональных задач. Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - точность и скорость поиска необходимой для решения задачи информации;
- полнота использования различных источников, включая электронные при выполнении самостоятельной работы;
- Наблюдение во время практических занятий. Сравнительная оценка результатов с требованиями нормативных документов и инструкций.
- Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений  на практических  занятиях, в процессе учебной и производственной практики.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - полнота соблюдения этических норм и правил взаимодействия с коллегами, руководством, клиентами;
- полнота владения приемами ведения дискуссии, диспута, диалога, полилога, монолога;
- результативность взаимодействия с участниками профессиональной деятельности Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности при работе в группах на практических занятиях.
Наблюдение за ролью обучающихся на уроках, в ходе учебной и производственной практики.ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий - адекватность самоанализа и коррекции результатов собственной работы;
- полнота выполнения обязанностей в соответствии с их распределением;
- обоснованность анализа процессов в группе при выполнении задач практики на основе наблюдения, построение выводов и разработка рекомендаций. Текущий контроль: устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых  (деловых) играх и тренингах; тестирование по темам МДК; контрольные  работы по темам МДК; выполнение рефератов, докладов; участие в исследовательской, творческой работе; оценка  выполнения  заданий для самостоятельной работы; отчеты по  практическим работам.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
- систематическая проработка, учебной литературы, специальных журналов, учебных пособий;
- чтение дополнительной литературы по темам. Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; оценка содержания программы самообразования студентов, контроль выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности - готовность использовать новые отраслевые технологии в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты Отзыв руководителя по практике о деятельности студента на учебной и производственной практике.
ОК 11.
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
- эффективность использования полученных знаний в области межличностных отношений;
- знание правил общения с лицами пожилого возраста и инвалидами; публичного выступления и речевой аргументации позиции Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Анализ поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.
ОК 12.
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. - Знание нормативных и моральных требований по антикоррупционному поведению. Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Примерные вопросы к экзамену квалификационному
1. Понятие и виды нормативных правовых актов, регулирующих организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения.
2. Понятие и виды государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляющие функции социального и пенсионного обеспечения. Регулирование и контроль в системе социальной работы.
5. Организация труда в социальных учреждениях. Права и обязанности социальных работников.
6. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.
7. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
8. Правой статус негосударственных пенсионных фондов.
9. Правовой статус Фонда социального страхования Российской Федерации. 10. Правовой статус Федерального и Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
11. Понятие органов социальной защиты населения.
12. Управление социальной защиты населения района или города: основные направления деятельности, задачи и функции.
13. Права, обязанности, ответственность руководителя, главного и ведущего специалиста территориального органа социальной защиты населения. Квалификационные требования.
14. Организация деятельности Управления социальной защиты населения. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения.
15. Структура Управления социальной защиты населения.
16. Отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей: основные направления деятельности, задачи и функции.
17. Отдел по труду и социальным вопросам: основные направления деятельности, задачи и функции.
18. Отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций: основные направления деятельности, задачи и функции.
19. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы: основные направления деятельности, задачи и функции.
20. Организация работы органов социальной защиты населения с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями граждан. Виды обращений граждан.
21. Прием, регистрация и учет писем граждан. Рассмотрение и разрешение писем граждан. Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным их рассмотрением. Анализ писем граждан.
22. Полномочия районных (городских) органов социальной защиты населения. Организация работы органов социальной защиты населения с общественностью.
23. Организация справочно-кодификационной работы в районных (городских) органах социальной защиты населения.
24. Оказание социальной помощи и организация социальных выплат населению.
25. Социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
26. Социальная защита граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
27. Организация работы с гражданами без определенного места жительства и гражданами, освободившимися из мест лишения свободы.
28. Социальная защита семьи и детей.
29. Организация выплаты пособий семьям с детьми.
30. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты по представлению граждан к назначению пенсий.
31. Трудоустройство и обучение инвалидов. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов.
32. Социальное обслуживание ветеранов.
33. Обеспечение инвалидов транспортными средствами. Организация протезно-ортопедической помощи населению.
34. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Виды домов-интернатов, в которых могут проживать граждане пожилого возраста и инвалиды. Развитие реабилитационных учреждений для инвалидов.
35. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
36. Организация социального обслуживания населения и оказание гуманитарной помощи.
37. Понятие, виды и принципы социального обслуживания населения.
38. Центры социального обслуживания населения и их структурные подразделения.
39. Порядок, методы и этапы контрольной работы министерств, областных, краевых учреждений социальной защиты населения. Задачи и методы контроля. Подготовка к проверке (ревизии). Порядок проведения проверки (ревизии).
40. Пенсионный фонд РФ, его структура, правовой статус и компетенция.
41. Организация работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ, их обязанности. Местные пенсионные органы: понятие, основные направления деятельности.
42. Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами Министерства по налогам и сборам, Федерального казначейства, органами социальной защиты населения, ЗАГСа и другими органами.
43. Функциональные обязанности начальника и ведущего специалиста отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.
44. Функциональные обязанности начальника и ведущего специалиста отделов назначения, перерасчета и выплаты пенсий.
45. Должностные обязанности ведущего специалиста отдела (группы) оценки прав застрахованных лиц.
46. Понятие и цели планирования работы органов Пенсионного фонда РФ. Виды планов. Основные направления работы, предусмотренные планом.
47. Организация приема граждан в органах Пенсионного фонда РФ. Организация работы с обращениями граждан. Этапы работы с письмами граждан.
48. Справочно-кодификационная работа в органах Пенсионного фонда РФ с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.
49. Нормативно-правовые акты, регулирующие работу органов Пенсионного фонда РФ.
50. Документооборот в органах пенсионного обеспечения. Ведение делопроизводства в местных пенсионных органах. Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.
51. Сущность индивидуального (персонифицированного) учета, его цели. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования.
52. Этапы работы по индивидуальному (персонифицированному) учету.
53. Законодательная база индивидуального (персонифицированного) учета.
54. Информационное взаимодействие со страхователями и застрахованными лицами.
55. Основные формы документов для ведения работ по персонифицированному учету. Ведение базы данных индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
56. Использование информационной базы персонифицированного учета для назначения и перерасчета пенсий.
57. Обеспечение конфиденциальности и сохранности информации документов персонифицированного учета.
58. Организация работы отделов (групп) оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
59. Обеспечение достоверности сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахованных лиц. Консультирование страхователей и застрахованных лиц по вопросам оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
60. Организация и проведение документальной проверки достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахованных лиц. Осуществление контроля за достоверностью сведений.
61. Порядок обращения граждан за пенсией.
62. Порядок приема и обработки документов для назначения пенсии.
63. Предварительная проверка документов для назначения пенсий.
64. Работа по подготовке и оформлению пенсионного дела.
65. Ведение базы данных получателей пенсий. Поддержание базы данных в актуальном состоянии.
66. Порядок назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных к компетенции органов ПФР.
67. Оказание содействия гражданам в истребовании документов для стажа и заработка.
68. Порядок расчета пенсии.
69. Организация работы по перерасчету трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
70. Порядок приема и обработки документов для перерасчета пенсии.
71. Организация работы по рассмотрению запросов органов законодательной и исполнительной власти, поручений органов Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения. Проведение разъяснительной работы с населением.
72. Осуществление работы по выплате пенсий. Осуществление контроля за своевременностью и правильностью выплаты пенсий.
73. Доставка трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат.
74. Негосударственные Пенсионные фонды, условия их функционирования.
75. Система добровольного дополнительного пенсионного страхования с участием НПФ.
76. Участие Негосударственных Пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании.
77. Содержание договора об обязательном пенсионном страховании.
78. Обязанности Негосударственного Пенсионного фонда. Права застрахованных лиц.