ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Становление человека происходит в природной, культурной, информационной, и в социальной среде. Для этого процесса в школьные годы огромную роль играет среда сверстников и педагогов. Класс является одной из составляющих этой среды. Наличие и сам характер связей в классном коллективе, динамика их преобразований в систему межличностных отношений и образует подлинную ситуацию развития личности школьника.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах со своими одноклассниками и учителями.
При обычной организации учебной деятельности учащихся межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер. Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Основным устойчивым элементом структуры является парная связь. Межличностные, отношения строятся на эмоциональной основе.
В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними.
Особую значимость для педагога и учащихся начальных классов в данный период приобретает процесс формирования коллектива. Процесс развития классного коллектива является противоречивым и нелинейным. И это связано прежде всего с тем, что детский коллектив, развиваясь как психологическая общность, содержит в себе зоны нестабильности и саморазвития. Вследствие этого для становления коллектива необходимо сотрудничество между педагогом и учащимися начальных классов.
Для формирования коллектива на данном возрастном этапе важны безусловно формы и методы организации в процессе учебной деятельности. Наиболее эффективными при организации коллектива на уроке являются: групповая и фронтальная.
Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития детского коллектива. Организуя работу в группе педагог может координировать коллективные отношения в группе сверстников. Общение в группе равных дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми. Для организации коллектива класс должен работать как большая группа в каждой между детьми существует реальное сотрудничество, разделение труда, согласование усилий и мнений, обмен замыслами и результатами. При работе в группе возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, возрастает сплоченность класса. Меняются взаимоотношения между детьми, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, растет самокритичность, ребенок имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует, дети приобретают навыки необходимые для жизни в коллективе.
Включение детей в групповую творческую работу на уроке физической культуры можно начинать с первого класса, объединяя их в работу в парах сменного состава. Приемов организации парной и групповой работы на уроках может быть бесконечно много. Так, например, на уроке физической культуры можно предложить задание на формирование коллектива, которое решается при групповой форме организации. При прохождении четырех этапов круговой тренировки, в задание которых входят прыжки через скакалку, упражнение на формирование пресса, отжимание в упоре лежа, подтягивание на перекладине за правильностью выполнения упражнений следят учащиеся, стараясь выявить ошибки, допущенные в процессе выполнения задания одноклассниками и подсказать по возможности пути преодоления данных ошибок. Педагог в данном случае выступает в роли координатора и помощника. Главной целью учителя является координация отношений между детьми, установление доверительных отношений между учащимися, воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, формирование умения оказывать поддержку одноклассникам. Групповая форма работы может применяться и на других уроках.
Особое значение в развитии коллектива в практической деятельности отводится играм. Игра это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, правила поведения, окружающую действительность, все это приводит к формированию единых ценностных ориентации в коллективе младших школьников. Поступки, совершаемые в игре, обусловлены как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. В игре реализуется способность ребенка «быть и собой, и другим».
При выполнении роли в игре образец поведения, содержащийся в ней, является одновременно эталоном, с которым ребенок сравнивает свои поступки, контролирует себя. Нормы человеческих отношений, усвоенные в игре, становятся одним из источников развития поведения ребенка.
Так, например, при проведении игры «Сиамские близнецы» у детей начальной школы формируется умение чувствовать и ощущать другого человека, желание действовать сообща; прислушиваться к мнению другого и т.д. В процессе игры все участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя «сиамскими близнецами», сросшимися любыми частями тела. Для придания большей реалистичности можно связать тонкой ниткой разноименные ноги/руки. Пара, таким образом, должна действовать как одно единое целое. Теперь парам предстоит в таком виде пройти определенное расстояние по маршруту движения, преодолевая на пути различные несложные препятствия, искусственно созданные учителем физической культуры. Разрыв нитки, связывающий участников, свидетельствует о недостаточном полном понимании другого человека, неумении достичь полного понимания. После прохождения препятствий количество детей в связке увеличивается. Заканчивается данная игра прохождением препятствий всеми участниками класса.
Таким образом, в игре:
- приобретается опыт партнерских отношений сотрудничества и кооперации со сверстниками, благодаря чему возрастает социальная компетентность детей;
- усваиваются разнообразные более адекватные способы поведения в проблемных ситуациях;
- усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, на прогулке.
В игровом взаимодействии ребенок стихийным и в процессе целенаправленной работы воспитателя находит эффективные способы общения со сверстниками, переживая игровые ситуации, разрешая проблемы и задачи, легко переносит их на реальные, жизненные процессы общения.
Фронтальная работа позволяет учитывать разнообразные суждения учащихся, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведут к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Так, например, при работе над опорным прыжком через козла способом ноги врозь учитель объясняет правильную постановку ног, рук и способ выполнения прыжка. После пробного прыжка под руководством педагога вместе с детьми обсуждается правильность выполнения данного задания. При этом свою точку зрения высказывают все желающие, при этом педагог старается вовлечь во фронтальную работу всех учащихся. Это позволяет формировать у детей умение прислушиваться к мнению одноклассников, поддерживать детей при неудачах, оказывать взаимопомощь, что способствует формированию сплоченности класса и формированию коллектива.
Таким образом, использование разнообразных форм организации развития коллектива в начальных классах на уроках физической культуры позволяет достичь положительных результатов, сплотить детей, сформировать доброжелательные отношения друг к другу, умение радоваться за победу своих одноклассников и переживать вместе с ними их неудачи.
Литература
Зорькин Е. Н. Психотренинг в туристическом походе: методическое пособие / Е.Н. Зорькин. - Саранск: Мордов. гос. пед ин-т, 1999. - 70 с.
Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) /В. И. Ковалько. - М: Эксмо, 2007. 512 с.
15