Задания для проведения олимпиады по литературе для учащихся 9 класса
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 9 класса
Время – 180 минут
Максимальное количество баллов – 71 балл
I блок Максимальное количество баллов – 40.
Задание 1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ода »
(Максимальное количество баллов - 5.)
Задание 2. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова (словосочетания), связанные с каждым средством, и назовите средства выразительности.
А) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин
Б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин
В) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет
Г) Мурава лугов
Ковром стелется
Гляну к северу
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
И.С.Никитин
Д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин
(Максимальное количество баллов - 7.)
Задание 3. Перечислите роды литературы. Укажите по 2-3 жанра, относящиеся к каждому роду.
(Максимальное количество баллов - 4.)
(Максимальное количество баллов - 1.)
Задание 4. Какое из художественных произведений следует отнести к литературному направлению сентиментализм?
а) ода Г.Р. Державина «Фелица»;
б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
в) повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»;
г) поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
(Максимальное количество баллов - 1.)
Задание 5. Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:
а) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог;
б) завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация -
развязка;
в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;
г) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка.
(Максимальное количество баллов - 1.)
Задание 6. Восстановите пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.
1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?
2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?
3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?
4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.
5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности
(Максимальное количество баллов - 5.)
Задание 7. Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К.Толстым в качестве стилистических приемов в данном стихотворении?
Уж ты нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого,
Не связать тебя всю во единый сноп!
Уж вы думы мои, думушки,
Не стряхнуть вас разом с плеч долой,
Одной речью-то вас не высказать!
По тебе ль, нива, ветер разгуливал,
Гнул колосья твои до земли,
Зрелы зёрна всё размётывал
Широко вы, думы, порассыпались
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе горючее!
(1857 г.)
(Максимальное количество баллов - 8.)
Задание 8. Какой романс исполняет героиня пьесы А.Островского «Бесприданница» в 3-ем действии? Как ее зовут? (Имя, отчество, фамилия?)
(Максимальное количество баллов - 3.)
Задание 9. О каких героях идет речь в следующих текстовых фрагментах? Укажите название произведения и его автора:
А)..некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек
Б) На взгляд он был человек видный ,черты не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахаруОн улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.
В) Он весь состоял из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные.
(Максимальное количество баллов - 6.)
II блок. Максимальное количество баллов – 16.
Задание 10. Классики русской литературы в ребусах. Фамилии каких писателей зашифрованы? (Максимальное количество баллов - 6.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание 11. Литературные анаграммы: переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.
НЕРВ (Французский писатель-фантаст.)
РИНГ (Русский писатель.)
СТОПА (Имя Великого комбинатора и сына Тараса Бульбы.)
ТОВАР (Создатель литературного произведения.)
СОКРАТ (Линейная частица произведения.)
ОС НЕТ (Род лирики.)
ПА + СТЕНА (Стихотворный размер.)
МРАК + ЗИНА (Российский писатель, историк.)
КРЕН + СОВА (Русский поэт.)
ОМОН + ГОЛ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)
(Максимальное количество баллов - 10.)
III блок. Творческое задание. Выполните только ОДНО задание из предложенных ниже ТРЁХ вариантов.
Максимальное количество баллов – 15.
Задание 12.
А) Напишите сочинение-миниатюру на тему «Человек, который вызывает у меня чувство восхищения».
Б) Прочитайте афоризм Л.Н.Толстого: «Человек подобен дроби: числитель ёё – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Выскажите своё мнение по содержанию афоризма.
В) Кто не знает сказку К.Чуковского «Муха-цокотуха»?
Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Пошла Муха на базар
И купила самовар
Предположите, как мог бы развиться сюжет, если бы Муха сделала совершенно другую покупку. Напишите новый фрагмент сказки, не меняя главных героев.
Желаем успеха!
Ответы к олимпиаде по литературе
№ задания
Правильный ответ
Количество баллов
1.
О
·да поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.
О
·да жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.
5
2.
А..Инверсия: дули ветры, шла гроза
Анафора: Не напрасно., Не напрасно
Б. Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!
В. Эпитет - Печальная береза
Г. Метафора - Мурава лугов Ковром стелется
Сравнение - Снег, что белый пух,
Д. Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась
7
3.
Драма Народная: Вертеп Игра Народная драма Обряд Раек
Авторская: Водевиль Драма: историческая социальная соц.-филос. философская Комедия: масок положений характеров Трагедия Трагифарс Фарс
Эпос Народный: Баллада Былина Дума Легенда Миф Поэма (эпос): Героическая Сказочно-легендарная Строговоинская Историческая Предание Притча Сказка
Малые жанры: загадки поговорки пословицы потешки
Авторский Эпопея Роман: Авантюрный Историческ. Психологич. Р.-притча Социальный Утопический Фантастич.
Малые жанры: Баллада Басня Лит. сказка Новелла Повесть Притча Рассказ
Лирика Народная Песня
Авторская Гимн Мадригал Ода Послание Романс Рондо Сонет
Элегия Эпиграмма
4
4.
б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
1
5.
г) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация развязка
1
6.
1. Соловья баснями не кормят.
2. Куда Макар телят не гонял.
3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
4. Каши маслом не испортишь.
5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.
5
7.
Все стихотворение А.К.Толстого построено на основе развернутого сравнения, характерного для народного творчества: думы сравниваются с нивой, горе вырастает из зерен, как трава. Традиционные народно-поэтические образы нива, колос, зерно, ветер являются главными в этом тексте.
В стихотворении представлены такие типичные для народно-поэтического языка средства выразительности, как зачин (Уж ты нива моя, нивушка), синтаксический параллелизм (Уж ты нива моя, нивушка, Не скосить тебя с маху единого – Уж вы думы мои, думушки, Не стряхнуть вас разом с плеч долой), лексический и словообразовательный повтор (разгуливал – разметывал), эпитеты, в том числе постоянные (зрелы зерна, горе горючее, люта печаль-трава).
Автором использованы и характерные для народного языка лексико-фразеологические единицы: с плеч долой, с маху единого, гнуть до земли. На словообразовательном уровне – ласкательные формы с суффиксом –ушк- (думушка, нивушка), двойная префиксация (порассыпались). Морфологические особенности: употребление кратких прилагательных в роли определения (люта печаль, зрелы зерна), частицы то, ль. Для синтаксического строя характерно употребление инфинитивных отрицательных предложений (Не скосить тебя, не связать тебя), множество обращений, инверсия (там всходила люта печаль-трава, вырастало горе горючее) и др
Полный ответ – 8 баллов.
За каждую верно названную особенность – 1 балл
8.
.Романс.Е.А.Баратынского «Не искушай меня без нужды». Лариса Дмитриевна Огудалова
3
9.
а) о Зарецком. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
б) б) о Манилове. Н.В.Гоголь «Мертвые души»
в) об Андрее Штольце. А.И.Гончаров «Обломов»
6
Максимальное количество баллов
40
10.
1. Лермонто
2. Чехов
3. Достоевский
4. Гоголь
5. Грибоедов
6. Пушкин
6
11.
1. Жюль Верн
2. Грин А.
3. Остап
4. Автор
5. Строка
6. Сонет
7. Анапест
8. Карамзин
9. Некрасов
10. Монолог
10
Максимальное количество баллов
16
12.
Творческое задание
15
Максимальное количество баллов
71
13PAGE 15
13PAGE 14115
15