Образовательная программа дополнительного образования Женский мини-футбол
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с углубленным изучением английского языка №1228
«СОГЛАСОВАНО»
И.о. зам. директора по ВР
_______________________________
«___»______________________2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ № 1228
______________ Т.А. Чмырева
«___» _____________ 2013 г.
Образовательная программа
«Женский Мини-Футбол»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
ФИО автора: Грибачева М.А., Круглыхин В.А.
Преподаватель: Булатова Ирина Михайловна
«РАССМОТРЕНО»
на заседании Методического совета
_______________________________
«___»______________________2013 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по мини-футболу для групп начальной подготовки
1-го года обучения, составлена на основе «Программы интегрированного курса физического воспитания на основе футбола» Авторы составители: Грибачева М.А., Круглыхин В.А.
Данная программа направлена на приобретение учащимися теоретических знаний, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков игры.
В ходе изучения данной программы, по мини-футболу обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, об истории возникновения и развития игры, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей девочек, занимающихся в группе. Возраст учащихся группы - 10-14 лет.
Широкое применение футбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
1. Доступностью игры для любого возраста;
2. Возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
Цели:
1. Формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
2. Развитие интереса у детей к данному виду спорта
3. Формировать системный подход к овладению знаниями в области «физическая культура»
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;
- освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение ударов по мячу и остановок мяча;
-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
- освоение техники ведения мяча;
- освоение техники ударов по воротам;
- закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
- освоение тактики игры.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Изучение теоретического материала по правилам игры технике и тактики игры осуществляется в начале занятий, как часть комплексного занятия, по 20-30 минут. В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки игры и судейства игр по футболу.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Занимающиеся данной учебной группы должны знать и иметь представление:
1. Об особенностях зарождения, истории Футбола и мини-футбола;
2. Основы правил игры в мини-футбол.
3. Об упражнениях начальной физической подготовки.
3. О физических качествах и правилах их тестирования;
4. Основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять требования по физической подготовке в соответствии с
возрастом;
- владеть основами техники и тактики мини-футбола;
- знать основы судейства.
В процессе обучения и тренировки, занимающиеся должны приобрести следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по мини-футболу:
- освоить терминологию, принятую в мини-футболе; - уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения
занятий и соревнований;
- уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом.
Выполнение контрольных нормативов:
Специальная физическая подготовка:
№
Контрольные упражнения
Возраст
10 л
11 л
12 л
13 л
14 л
1
Бег 30 м (с)
6,0
5,8
5,5
5,3
5,0
2
Бег 300 (с)
80
69
67
65
60
3
Прыжок в длину с места (см)
140
145
150
155
160
4
Бег 30 м. с ведением мяча
8,0
7,5
7,3
7,0
6,8
5
Жонглирование мяча (количество ударов)
10
12
15
18
20
6
Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий)
3
4
5
7
8
7
Удар по мячу ногой на дальность (м.)
20
25
30
35
40
8
Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.)
13,0
12,5
12,0
11,5
11,0
Общая Физическая
Физические способности
Контрольные упражнения
Возраст
10-12
13-14
Скоростные
Бег 60 м (с.)
Бег 100 м (с)
9,0
-
-
15,0
Координационные
Челночный бег 3х10 м (сек)
9,5
8,0
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места
(см)
165
170
Выносливость
6-ти минутный бег
750-950
1050
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя (см)
7-10
14
Силовые
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа
8-13
18
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Общая физическая подготовка
10
2
8
2.1.
Гимнастические упражнения
2
0,5
1,5
2.2
Легкоатлетические упражнения
2
0,5
1,5
· 2.3
Подвижные игры и эстафеты
3
0,5
2,5
2.4.
Спортивные игры
3
0,5
2,5
3.
Специальная физическая подготовка
12
3
9
3.1.
Упражнения для развития быстроты
4
1
3
3.2.
Упражнения для развития ловкости
4
1
3
3.3.
Упражнения для развития выносливости
4
1
3
4.
Техническая и тактическая подготовка
40
11
29
4.1
Удары по мячу левой и правой ногой
5
1
4
4.2.
Удары по мячу головой
1
0,5
0,5
4.3.
Обработка мяча
5
1
4
4.4.
Ведение мяча различными частями стопы
5
1
4
4.5.
Обманные движения (финты)
5
1
4
4.6.
Отбор мяча
5
1
4
4.7.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии
2
1
1
4.8.
Техника игры вратаря
5
2
3
4.9.
Упражнения на видение поля
2
0,5
1,5
4.10.
Групповые действия
5
2
3
5.
Правила игры и судейства в футболе
2
2
-
6.
Контрольные игры и соревнования
4
-
4
7.
Экскурсии и просмотры матчей
3
3
-
8.
Всего часов
72
22
50
Содержание изучаемого курса:
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях футболом. Знакомство с группой. Введение в программу.
2.Теоретическая подготовка Знакомство с историей развития футбола в мире и России; изучение правил игры в футбол и основ судейства; изучение гимнастической и футбольной терминологии; анализ выступления российских футбольных команд в различных турнирах; изучение вопросов влияния занятий физической культурой и футболом на организм спортсменов; и др.
3.Общаяя Физическая подготовка:
3.1 Теория: Меры предупреждения несчастных случаев и травм при проведении упражнений направленных на общую физическую подготовку. Ознакомление с правилами различных игр.
Практическая работа:
Выполнение упражнений, направленных на развитие всех групп мышц: упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Постепенное повышение нагрузки на детей, с учётом возрастных особенностей и подготовленности воспитанников.
3.2 Специальная физическая подготовка (СФП).
Теория: Меры предупреждения травм и несчастных случаев при проведении специальных упражнений. Правила и особенности выполнения упражнений, направленных специальную физическую подготовку.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на развитие быстроты (бег с ускорением до 20 метров, про бегание отрезков 15-20 метров на скорость из различных исходных положений; бег по разметкам с изменением длины и частоты шагов), выносливости (Кросс, кросс в равномерном темпе с мячами, «подвижный квадрат» 10-15 мин.), ловкости и гибкости (прыжки с разбега толчком одной и двух ног, прыжки с места и с разбега, жонглирование мяча различными частями тела). Стретчинг; упражнения на расслабление.
4.Технико-тактическая подготовка:
4.1 Техническая подготовка.
Теория: Изучение основных технических элементов игры в футбол: разновидности передвижений, стойки (вратаря, защитника, нападающего), разновидности остановок и изменения направления движения, ведение мяча (внутренней стороной стопы, внешней, средней и внутренней частью подъема; правой и левой ногой и др.), передачи (нижняя, средняя и верхняя; различными частями стопы и тела), прием мяча (ногой, головой), разновидности ударов мячом по воротам, финты (обманные действия с мячом и без), техника стандартов (вбрасывание, ввод мяча в игру, угловые, штрафные, пенальти и т.п.), игра вратаря.
Практическая работа:
Техника игры без мяча – выполнение технических приёмов, подвижные игры, игровые упражнения. Техника игры с мячом: Остановка мяча: внутренней внешней стороной стопы, катящегося и опускающегося мяча. Ведение мяча: внешней внутренней стороной стопы, правой и левой ногой. Удары по мячу: носком, пяткой. Удары на точность: в ноги партнеру, в створ ворот, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Передачи: нижняя, средняя и верхняя, различными частями стопы и тела. Приём мяча: ногой, грудью, головой. Финты: обманные действия с мячом и без мяча. Имитация передачи партнеру, финт «Зидана». Техника стандартов: ввод из-за боковой, ввод мяча в начале матча, угловые, штрафные, пенальти, свободные т.п. Игра вратаря: прием мяча хватом снизу, сверху на месте и в движении. Ловля полувысоких мячей, высоколетящих мячей; отбивание катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей, вбрасывание мяча из-за плеча, одной рукой сбоку, снизу; выбивание мяча ногой с рук. Выбивание мяча от ворот с места по катящемуся и стоячему мячу. Упражнения для развития умения «видеть поле».
4.2 Тактическая подготовка:
Тактика игры в защите и нападении (индивидуальные, групповые и командные тактические действия: стенка, отрыв, страховка, перехват, стандарты, прессинг и др.). Изучение функций защитника, полузащитника, нападающего и вратаря.
Практическая работа:
Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча (выбор момента и способа передвижения для открывания на свободное место с целью получения мяча). Индивидуальные действия с мячом (применение различных видов обводки с изменением скорости и направления движения с мячом). Групповые действия (взаимодействие с партнерами при равном соотношении с соперником, используя короткие и средние передачи. взаимодействие двух и трех игроков). Действия команды (поиск и создание игрового пространства, как для себя, так и для команды различными тактическими приёмами: «стенка», «открывание», «отвлечение соперников», создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля, страховка, перехват, стандарты, прессинг).
Тактика обороны: индивидуальные действия: перехват мяча, уметь противодействовать передаче ведению и удару по воротам. Групповые действия: взаимодействия в обороне при численном большинстве сил соперника; разбор игроков; подстраховка; переключение; групповой отбор; концентрированная и рассредоточенная оборона; прессинг; персональная, зонная и комбинированная системы обороны. Тактика игры защитника, полузащитника, нападающего. Тактика вратаря: Организация построения стенки при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; подсказ партнерам при обороне.
5.Сдача контрольных нормативов и участие в различных турнирах: Регулярный прием нормативов по физической и технико-тактической подготовки с целью изучения динамики развития физических качеств и освоения технических и тактических приемов в течение учебного года.
Практическая работа:
Сдача нормативов по физической и технико-тактической подготовке: сдача контрольных нормативов по физической подготовке («челночный» бег, бег на 60м., бег на 500м., прыжки с места и др.) и по технической подготовке (жонглирование мячом, обводка стоек на время, удары мячом по воротам на точность и др.). Участие в районных и городских турнирах товарищеского и официального характера.
6. Экскурсии, просмотр матчей.
Посещение матчей других команд. Просмотр матчей выдающихся команд России и мира.
6.Заключительное занятие. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей воспитанникам. Проведение открытого занятия для всех желающих детей и родителей.
Методико-техническое обеспечение.
Теоретический раздел:
- учебные пособия
- методические указания по проведению занятий
- наглядные пособия
Методико-практические занятия:
- инструкции и методическая литература
- специальная литература по педагогике и видам спорта, физиологии и психологии спорта
- справочная литература
Материально- техническое обеспечение:
- спортивный зал
- инвентарь и оборудование для занятий мини-футболом. Стойки, мячи манишки
Литература
1. Андреев С.Н. «Мини-Футбол в школе.» М.: Советский спорт, 2008г.
2. Грибачева М.А., Круглыхин В.А. «Программа интегрированного курса физического воспитания.» М: «Человек», 2009г.
3. Кузнецов А.А. «ФУТБОЛ настольная книга детского тренера» М.: «Профиздат» 2011г.
15