Рабочая программа по мини-футболу. (для учителей физкультуры и педагогов дополнительного образования).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагога дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Приказом № ___от _____
Протокол № ___от ____________ Директор___________А.В.Чередниченко

РАБОЧАЯ
дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
МИНИ-ФУТБОЛ
года обучения



Составитель программы: Заварзин Павел Михайлович
Педагог дополнительного образования



Санкт-Петербург
2016


Пояснительная записка
Направленность образовательной программы физкультурно-спортивная.
Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны. Спорт является важным социальным фактором в деле формирования человека. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития, воспитания и укрепления здоровья. В физической культуре и спорте все успехи и достижения человека главным образом зависят от него самого. В этом случае вырабатываются самостоятельность, творчество, и инициатива, целеустремлённость, самодисциплина, отказ от вредных привычек, это становиться принципом жизнедеятельности активной личности, несовместимой с курением, алкоголем, наркоманией. Сегодня в огромном арсенале средств физической культуры и спорта одним из наиболее массовых является мини–футбол.
Актуальность образовательной программы.
Мини-футбол – наиболее массовый, популярный, доступный вид спорта, имеющий большое прикладное значение. Регулярные занятия в беге, прыжках, ходьбе способствуют гармоничному развитию человека. В процессе занятия развиваются сила и выносливость, быстрота и ловкость, укрепляются внутренние органы и системы; занимающиеся улучшают своё здоровье и закаливают волю и характер. Занятия мини-футболом стали альтернативой пагубной для психики и здоровья молодёжи экранной, компьютерно-игровой и наркотической зависимости. Мини-футбол сегодня в огромном арсенале средств физической культуры и спорта в современном мире является одним из наиболее массовых и популярных среди всех видов спорта. Мини-футбол эффективно влияет на улучшение физического развития учащихся. Занятия могут проходить на свежем воздухе. Также они способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме, совершенствованию различных его функций. Большой объём разнообразной тренировочной и спортивной работы воспитывает выносливость, смелость и решительность, настойчивость и самостоятельность, инициативность и дисциплинированность. Взаимодействие педагога и воспитанников приучает к сотрудничеству и взаимопомощи, воспитывает чувства дружбы и товарищества.
В основе образовательной программы по мини- футболу заложены рекомендации Государственной программы предложенной для ДЮСШ и программа общеобразовательных учреждений: под редакцией В.И.Лях, переработанных для применения в условиях ГБОУ № 583.


Цель программы:
Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни.
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников.
Выявление талантливых футболистов с последующей рекомендацией для перевода в группы ДЮСШ, СДЮШОР.

Задачи:
Образовательные:
обучение основам техники игры в мини-футбол.
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
начальное обучение основам тактики игры.
Развивающие:
Развитие быстроты, ловкости, гибкости.
Укрепление здоровья и закаливания
Обеспечение всесторонней физической подготовки.
Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей)
Воспитательные:
Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям мини-футболом.
Воспитание культуры общения детей.
Воспитание морально-этических и волевых качеств


Отличительные особенности данной образовательной программы
Не учитываются антропометрические данные детей, за основу берётся желание ребёнка, допущенного врачом по состоянию здоровья.
Предусмотрен перерыв в занятиях на период летних каникул.
На каждом этапе обучения возможно зачисление новых учеников при условии успешной сдачи контрольных нормативов

Формы и режим занятий:
Продолжительность освоения образовательной программы рассчитана на 4 года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
В конце каждого учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство, которые одновременно являются переводными испытаниями из группы в группу. При невыполнении нормативов учащимися могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения. Наиболее способные и подготовленные в спорте учащиеся по предложению руководителя объединения с разрешения врача могут быть допущены к занятиям в следующей (старшей) возрастной группе. Кроме того, в каждой учебной группе не менее трёх раз в учебном году (в сентябре, декабре, апреле) проводятся испытания по контрольным упражнениям , которые разрабатывает руководитель объединения на основе программы.
Изучение технической, тактической, общей физической и специальной физической подготовки проводятся на секционных занятиях в спортивном зале лицея и футбольном поле. Теоретическая подготовка проводится в виде бесед. Обучение правилам судейства соревнований по футболу проходят в виде обсуждения после посещения соревнований. Контрольные испытания по окончании каждого года обучения проводятся в виде соревнований.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения ребята приобретают полный арсенал технических элементов футбола. Приобретаю устойчивые привычки и интерес к систематическим занятиям физической культурой, для укрепления своего здоровья.
Наиболее талантливые ребята, по окончании занятий в спортивной секции, получают рекомендательные письма для продолжения занятий в ДЮСШ города.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
По окончании каждого года обучения ребята выполняют контрольные испытания по общей и специальной физической и тактической подготовке в виде соревнований. Участвуют в матчевых встречах, соревнованиях проводимых в школе, в «муниципальном округе», районе, городе.




Учебно-тематический план.

Разделы подготовки
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения



Всего часов
Теория
Практика
Всего часов
Теория
Практика
Всего часов
Теория
Практика
Всего часов
Теория
Практика

1.
Теоретическая подготовка
6
6
-
14
14

10
10

10
10


2.
Общая физическая и специальная подготовка.
68
6
62
60

60
60

60
60

60

3.
Техническая подготовка
40
8
32
40

40
42

42
42

42

4.
Тактическая подготовка
8
3
5
8

8
10

10
10

10

5.
Контрольные игры и соревнования
18
2
16
18
2
16
18
2
16
18
2
16

6.
Контрольные испытания
4

4
4

4
4

4
4

4

7.
Общее количество часов
144
25
119
144
16
128
144
12
132
144
12
132


Содержание изучаемого курса.
1 год обучения
Этот этап носит в основном, игровой характер и строиться по типу общей подготовки. Формирование значительного объема двигательных действий.
Основной принцип первого года обучения – универсальность подготовки.
1.Теоретическая подготовка. Техника безопасности во время занятий в зале и на улице.
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой (доврачебной) медицинской помощи. Общие гигиенические требования. Режим дня, труда и отдыха.
Краткая характеристика мини-футбола как средство физического воспитания. История возникновения мини-футбола. Личная гигиена. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Разборы и изучение правил игры в «малый футбол». Площадка для игры в мини-футбол, ее устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по мини-футболу.

2.Общефизическая и специальная подготовка.
Теория. Значение общефизической подготовки для развития быстроты, выносливости, скорости, силовых качеств. Основные сведения о специальной подготовке и ее значение для роста спортивного мастерства.
Практика. Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый – второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание приставными шагами. Повороты на месте направо налево. Начало движения шагом с левой ноги.
Общеразвивающие упражнения. Сгибание и разгибание рук. Круговые движения одной рукой. Движения плечами(вверх, вниз, вперед, назад). Движение кистями (сгибание и разгибание, приведение и отведение, круговые движения). Поочередное движение руками. Взмахи ногой вперед, назад и в сторону. Сгибание и разгибание ног в положении сидя. Приседание и переход в стойку на коленях. Вставание из седа, скрестив ноги. Наклоны туловища вперед и в стороны Прыжки на месте на обеих ногах скрестно. Прыжки на одной ноге с продвижение вперед. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастическими палками.
Акробатические упражнения. Перекаты в сторону из упора, стоя на коленях. Перекаты вправо (влево) из упора, стоя на правом (левом) колене, левая нога в сторону на носок. Перекаты в сторону в широкой группировке. Кувырок вперед из упора в, положение, сидя в группировке.
Упражнения для формирования осанки. Упражнения у вертикальной плоскости: 1.встать к стене (положение рук – на пояс, в стороны, к плечам), поднять согнутую ногу, выпрямить ее и отвести в сторону. 2. То же с подниманием на носки. 3. Стоя у стены, прижавшись к ней, наклониться вправо, а затем, не отрываясь от стены, вернуться в и.п. То же влево. Положение рук может быть различным; за голову, на голове, вверх, на пояс и др.
Упражнения с удержанием груза на голове (вес 150 – 200г); 1. Удержание груза на голове, медленно присесть и встать. 2. То же с касанием пяток пальцами рук. 3. Стоя на одной ноге, поднять другую вперед и подтянуть к животу. 4. Ходьба боком по рейке гимнастической скамейки.5. Передвижение вправо и влево по рейке гимнастической скамейки.
Упражнения для мышц спины: 1. Ходьба на носках, высоко поднимая колени. 2. Ходьба на пятках (пальцы поднимать как можно выше). 3. Ходьба на наружных сторонах стоп (пальцы сжать, немного загребать носками). 4. Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке. 5. Сидя на скамейке, захватить сводами стоп какой-либо мелкий предмет (малый мяч, булаву и др.) 6. Сидя на скамейке, захватить сводами стоп обеих ног булаву, стоящую на полу, поднять и переставить влево; то же выполнить вправо.
Легкоатлетические упражнения. Челночный бег (3 х 10м). Бег на 30 м. Кросс без учета времени на 300 и 500м. Многоскоки (8 прыжков – шагов с ноги на ногу). Лазание по канату с помощью ног. Метание теннисного мяча в цель. Полоса препятствий (из 10 видов упражнений).
Подвижные игры. «У медведя во бору», «Салки», «Мяч среднему», «Совушка», «Группа, смирно!», «Самый меткий», «Метко в цель», «Прыжки по полоскам», «Охотники и утки». «Волк во рву», «Выбей водящего», «Команд быстроногих».
3.Техническая подготовка.
Теория. . Основные сведения о технической подготовке и ее значение для роста спортивного мастерства.
Практика. Техника передвижения. Бег, бег приставным шагом. Бег с изменением направления. Прыжки: вверх, вверх-вперед, толчком одной и двумя ногами с места.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу (от игрока, навстречу ему, справа и слева). Выполнение ударов на точность после остановки, ведения и обманных движений.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка с места и с разбега по летящему навстречу мячу.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте и в движении. Остановка грудью и бедром летящего навстречу мяча.
Ведение мяча. Ведение мяча носком (средней частью подъема), внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча; по прямой; по кругу; по «восьмерке»; между стоек.
Обманные движения (финты). Остановка мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом): имитация удара по мячу ногой с последующим уходом от соперника вправо или лево.
Отбор мяча. Отбор мяча выбиванием и выпадом у соперника , движущегося навстречу , слева и справа от игрок
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча с места из положения ноги врозь и ноги вместе. Вбрасывание мяча на точность: в ноги стоящему партнеру или ему на ход.
4. Тактическая подготовка.
Теория. Основные сведения о тактической подготовке и ее значение.
Практика. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изучаемых технических приемов в игровой обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций, целесообразных для ведения мяча, обводки соперника, передачи мяча партнеру.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков в играх на малых площадках в ограниченных составах 3 х 3, 4 х 4.Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и соперника. Выбор момента для «отрывания» с целью получения мяча. То же для закрывания «соперника».
Групповые действия. Взаимодействие двух или трех партнеров в играх. Выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, на удар. Выполнение простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча из-за боковой линии.
5. Контрольные игры и соревнования.
Теория. Анализ проведенных игр. Разбор ошибок.
Практика. Соревнования по правилам мини- футбола.
6. Контрольные испытания.

п/п
Виды испытаний
результат

1.
Челночный бег 3х10 м.
10.1

2.
Бег 30 м.
6.5

3.
Прыжки с места (см)
130

4.
Бег 30м с ведением мяча
7.4

5.
Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой) раз
3

6.
Ведение мяча по «восьмерке»
+

Примечание. Знак + означает, что норматив считается выполненным при улучшении показателей
2 год обучения
Основной принцип второго года обучения – индивидуальный подход и изучение особенностей каждого юного футболиста для успешного освоения широким кругом технико-тактических действий на последующих этапах подготовки.
1.Теоретическая подготовка.
Техника безопасности во время занятий в зале и на улице. Личная гигиена. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Средства спортивной тренировки. Основные правила соревнований. Основные сведения о специальной, технической и тактической подготовке и ее значение для роста спортивного мастерства.
2.Общая физическая и специальная подготовка.
Строевые упражнения. Повороты па месте кругом. Ходьба противоходом. Ходьба по диагонали.
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения руками. Асимметричные движения руками. Общеразвивающие упражнения с волейбольными и футбольными, теннисными, набивными мячами, гимнастическими палками. Подтягивание прямого туловища из положения, лежа на животе (или спине) на гимнастической скамейке, стоящей горизонтально, наклонно и под углом" 3040° (подтянувшись до уровня подбородка, занимающиеся поочередно перехватывают руки вперед (вверх), по скамейке).
Акробатические упражнения. Перекат назад, из упора присев в упор на лопатках согнувшись. Перекат назад из седа ,в упор па лопатках согнувшись. Кувырок вперед из упора в упор присев и последующий прыжок вверх со, взмахом рук.
Упражнения для формирования осанки. Упражнения с удержанием груза на голове (вес 150200 г). В. 1. Повороты кругом сначала медленно, а затем быстро. 2. Стопка на носках, ноги па одной линии. 3. Приседания в положении ноги скрестно. 4. Стоя ноги скрестно, (правая перед левой), повернуться влево кругом до положения левая нога, перед правой; затем, поворачиваясь вправо, вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону (и. п.: левая нога перед правой). 5. Стоя ноги скрестно,(правая нога перед) , левой, приседая, повернуться влево кругом и сесть по-турецки. Вставая, повернуться вправо кругом и возвратиться в и. п. 6. Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз.
Подвижные игры: «День и ночь»;«Линейная эстафета с бегом»; «Караси и щуки»; «Подвижная цель»; «Попади в мяч»; «Альпинисты»; «Прыжки через движущуюся скакалку»; «Гонка мячей по кругу»; «Птица без гнезда»; «Тяни в круг»; «Защита укрепления»4 «Прыжки по кочкам»; «Бой петухов»; «Прыжок за прыжком»; «Перестрелка».
3.Техническая подготовка.
Техника передвижения. Бег спиной вперед. Бег скрестными шагами. Бег дугами. Прыжки: вверх - вправо и вверх - влево, толчком одной ногой с разбега. Повороты: переступанием и прыжком. Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Выполнение удара на точность: в ворота, партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба в прыжке с места и с разбега по летящему навстречу мячу. Удары серединой лба без прыжка с места и с разбега на точность: в ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка опускающегося мяча серединой подъема. Остановка мяча изученными способами, подготавливая его для последующих действий и прикрывая туловищем.
Ведение мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, меняя направление движения, между движущимися партнерами, изменяя скорость передвижения.
Обманные движения. Финт «уход» от соперника выпадом (при атаке соперника показать туловищем движение в одну сторону и рывком уйти в сторону).
Отбор мяча. Отбор мяча у соперника толчком плеча в плечо.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из положения «в шаге». Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря.
Основная стопка. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением.
Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места.
Отбивание мяча двумя руками без прыжка и в прыжке с места. Бросок мяча одной рукой снизу и из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли и с рук на точность.
4. Тактическая подготовка.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия с мячом. Использование наиболее рациональных способов ударов по мячу, ведения мяча, остановок в зависимости от направления, траектории и скорости полета мяча и с места расположения соперников. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения) в зависимости от игровой ситуации.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах 3x3, 4x4, 5X5, 6x6 при атаке. Выполнение нападающими игровых функций. Выработка умения ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и соперника.
Групповые действия. Точное и своевременное выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, на удар, взаимодействие двух, трех партнеров при выполнении простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильное расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах при обороне. Выполнение защитниками игровых функций. Выбор правильной позиции по отношению к подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению им мяча. Выполнение «закрывания» противника. Использование изучаемых приемов отбора мяча в игровой обстановке.
Групповые действия. Выбор наиболее рациональной позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Страховка партнера, вступающего в единоборство с соперником. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.
Тактика вратаря.
Выбор правильной позиции в ворогах при ударах по воротам в зависимости от «угла удара». Розыгрыш удара от ворот, введение мяча в игру после ловли открывшемуся партнеру. Выбор правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
5. Игры и соревнования.
Теория. Анализ проведенных игр. Разбор ошибок.
Практика. Соревнования по правилам мини- футбола.
Участие в матчевых встречах на - полях. Игры 5х5, 4х4.
6.Контрольные испытания.

п/п
Виды испытаний
результат

1.
Челночный бег 3х10 м.
9.7-9.5

2.
Бег 30 м.
6.4-62

3.
Прыжки с места (см)
135-140

4.
Бег 30м с ведением мяча
7.2-6.8

5.
Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой) раз
4-6

6.
Ведение мяча по «восьмерке»
+

Примечание. Знак + означает, что норматив считается выполненным при улучшении показателей
3 год обучения
Основной принцип третьего года обучения – индивидуальный подход и изучение технико-тактических действий каждого юного футболиста для успешного освоения широким кругом на последующих этапах подготовки.

1.Теоретическая подготовка.
Техника безопасности во время занятий в зале и на улице. Теоретические сведенья о личной гигиене. Меры предупреждения несчастных случаев при игре в футбол. Техника и тактика, правила игры в футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности. Техника вратаря. Классификация и терминология технических приемов игры в футбол.

2.Общая физическая и специальная подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперед, сведение рук вперед и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лежа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперед, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полу-приседе. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом (масса 12 кг). Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы, снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения.
Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: два подхода по 24 раза, 23 подхода по 35 раз. Из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 24 раза, 23 подхода по 35 раз.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег по пересеченной местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6X30 м и 4X50 м. Бег 300 м. Прыжки с места в длину. Метания малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность .
Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощенным правилам.
Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 510 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».


3.Техническая подготовка.
Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Анализ выполнения технических приемов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывания мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приемов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивания мяча с рук.
Практические занятия. Техника передвижения. Бег -по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: в ноги партнеру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону); во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча быстрый выход на мяч с целью определить соперника , которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги- вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнеру, на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
4.Тактическая подготовка.
Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперед на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
5. Контрольные игры и соревнования.
Теория. Анализ проведенных игр. Разбор ошибок.
Практика. Соревнования по правилам мини- футбола.
Участие в соревнованиях школы, района, города.
6.Контрольные испытания.

п/п
Виды испытаний
результат

1.
Челночный бег 3х10 м.
9.3-9.1

2.
Бег 30 м.
6.0-5.9

3.
Прыжки с места (см)
145-150

4.
Бег 30м с ведением мяча
6.6-6.5

5.
Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой) раз
6-8

6.
Ведение мяча по «восьмерке»
+

Примечание. Знак + означает, что норматив считается выполненным при улучшении показателей


4 год обучения
Основной принцип четвертого года обучения – индивидуальный подход и совершенствование технико-тактических действий для применения в соревновательной деятельности.
1.Теоретическая подготовка .
Изучение начальных сведений о самоконтроле, ознакомление с тактическими схемами ведения игры; воспитание умения заниматься самостоятельно (выполнять упражнения по физподготовке и индивидуальной технике владения мячом). Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение. Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
2.Общая физическая и специальная подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые движения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лежа. Круговые движения туловища, повороты и наклоны с одноименными движениями рук и ног, разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперед, в стороны и назад. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой). Прыжки в приседе с продвижением вперед, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (23 кг). Броски набивного мяча друг другу одной рукой от правого и левого плеча. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища 1 и между ног. Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лежа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперед с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из 1 основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперед из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.
Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м на скорость. Повторный бег до 5X60 м,Бег медленный до 25 мин. Бег по пересеченной местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м. Прыжки в длину с места
Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной] 10 м на дальность с разбега. Толкание набивного мяча (12 кг), ядра (3 кг) с места, стоя боком к направлению метания.
Подвижные игры: Игры с бегом на скорость; с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10-и 15 м из различных стартовых положений сидя, бега на месте, лежа.
Ускорения на 15, 30, 60 м без мяча и с мячом. Бег прыжками.
Бег с изменением направления до 180°. Бег боком и спиной вперед (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180°. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.
3. Техническая подготовка.
Техника игры в футбол. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ кинограмм, выполнения технических приемов в исполнении лучших футболистов. Практические занятия. Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъемом по прыгающему и летящему мячу, Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в подкате выбивая и останавливая мяч ногой.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание на точность и дальность.
Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.
Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
4. Тактическая подготовка.
Тактика игры в футбол. Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1433. Тактика игры в нападении: организация атаки, атака флангом и через центр, атакующие комбинации с участием игроков различных тактических линий,
комбинации с переменой местами.
Тактика игры в защите: организация обороны, «персональная опека»,комбинированная оборона, страховка.
Разбор проведенных учебных и календарных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 34 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 86 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).
Тактика нападения. Индивидуальные действия. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи.
Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.
Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.
Тактика вратаря. Построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; игра на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.
Учебные и тренировочные игры, направленные на совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
5. Контрольные игры и соревнования.
Теория. Анализ проведенных игр. Разбор ошибок.
Практика. Соревнования по правилам мини- футбола. Участие в товарищеских и календарных играх на первенство района и города.

6. Контрольные испытания. Выполнение контрольных упражнений по физической и технической подготовке.

п/п
Виды испытаний
результат

1.
Челночный бег 3х10 м.
9.0

2.
Бег 30 м.
5.8

3.
Прыжки с места (см)
155-160

4.
Бег 30м с ведением мяча
6.3-6.0

5.
Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой) раз
8-10

6.
Ведение мяча по «восьмерке»
+

Примечание. Знак + означает, что норматив считается выполненным при улучшении показателей

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Для реализации программы необходим спортивный зал, спортивная площадка. Футбольное поле. Для проведения занятий в секции необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Малые мячи – 15шт.
Скакалки – 20шт.
Футбольный мяч –15шт.
Ручной мяч – 1шт.
Гимнастическая стенка – 6-8 пролётов.
Гимнастическая скамейка – 3-4шт.
Гимнастические маты – 8шт.
Ворота для мини футбола – 2шт.
Футбольное поле .
Стойки и фишки

Методическая литература для детей:
1. Акимов А. Игра футбольного вратаря. Москва, ФиС, 1978
2. Апухтин Б. Обманные приемы в футболе. Москва, ФиС, 1960 .
3. Елькова А.Н. Футбол для начинающих.- М. АСТ Астрель 2008
4. Васильков Г., Васильков В. От игры к спорту. Москва, ФиС, 1985
5. Гриндлер К., Пальке X., Хеммо X. Техническая и тактическая подготовка футболистов.
Москва, ФиС, 1976
6. Егер К., Оельшлегель К. Юным спортсменам о тренировке. Москва, ФиС, 1975
7. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол – игра для всех.


Список литературы для педагогов:
1. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе.М., Советский спорт 2008
2. Боген М. Обучение двигательным действиям. Москва, ФиС, 1985
3. Вихров К. Игры в тренировке футболист. Киев «Здоровье», 1983
4. Волков В.В. Спортивный отбор. Москва, ФиС, 1983
5. Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Тренировка точности юных спортсменов. - Москва, ФиС, 1994
6. Голомазов С. Шинкаренко И. Футбол. Тренировка специальной работоспособности футболистов. Москва, ФиС, 1994
7. Гриндлер К., Пальке X., Хеммо X. Физическая подготовка футболистов. - Москва, ФиС, 1976
8. Зеленцов А., Лобановский В., Кондратьев А. «Тактика и стратегия в футболе» Киев, «Здоровье», 1989
9. Качани Л., Горский Л. «Тренировка футболистов» Шпорт, словацкое физкультурное издательство, 1984
10. Качалин Г. «Тактика футбола» Москва, ФиС, 1986.
11. Люкшинов Н. «Искусство подготовки высококлассных футболистов» М., Сов. спорт, 2006
12. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол – игра для всех.
13. Сассо Э. «Футбольный тренер» Москва Олимпия Ргезз, 2003
Хеддерготт К.-Х. «Новая футбольная школа» Москва, ФиС, 1976








Список использованной литературы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей. Миноборонауки РФ от 11.12.2006 №06-1844
3.Лях В. И. Программа общеобразовательных учреждений, М, 2005
4. Деркач А., Исаев А. Творчество тренера. Москва, ФиС, 1982
5. Матвеев Л. Теория и методика физического воспитания. Москва, ФиС, 1974 г
6. Романенко А., Джус О., Догадин М. Книга тренера по футболу. Киев, «Здоровье», 1984
7. Филин В., Фомин Н. Основы юношеского спорта. Москва, ФиС, 1980














13 PAGE 14115



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315